Психологические принципы построения программы
Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой нарушение работы памяти, мышления, воображения и приводит к снижению успеваемости, поэтому программа «Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всею на коррекцию и развитие зрительно-пространственного восприятия у детей и младшего школьного возраста испытывающих трудности а обучении.
Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, включающего всебя методическое пособие для психолога и набор практических материалов. В пособии приведены нейропсихологические диагностические методики с интерпретацией результатов, а также подробный сценарий работы с детьми. Все необходимые для проведения диагностики и занятий материалы прилагаются.
Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и вобщеобразовательных классах начальной школы.
ISBN-5-S5297-063-8 Шевлякова И.Н., 2003
«Генезис», 2004
Введение
Программа, которую вы держите сейчас в руках, предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в обучении.
Успеваемость для детей этого возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.
Задача педагога и школьного психолога — помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.
Опыт психологического обследования учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) показал, что для этих детей характерна задержка психического развития (ЗПР). ЗПР может быть обусловлена как физиологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев школьному психологу приходится иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.
Диагноз ЗПР занимает промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Задержка психического развития затрагивает различные стороны: интеллектуальную, личностную, двигательную, речевую. Как правило, развитие различных сфер происходит неравномерно, в каждом конкретном случае могут отставать те или иные сферы и процессы. Однако в силу того, что развитие психики — Процесс сложный, развитие различных психических процессов взаимосвязано, взаимообусловлено, и «выпадение» одного звена влечет за собой отставание и деформацию развития остальных процессов.
Дети с ЗПР попадают в общеобразовательную школу, так как в большинстве случаев при органической обусловленности задержки в развитии 31 IP имеет положительную динамику: физиологическое развитие мозга с некоторым опозданием, но достигает нормы или происходит компенсаторное развитие мозговых структур, восполняющее деятельность поврежденных участков мозга.
При правильно организованной работе с этими детьми они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе. Однако первый этап школьного обучения — начальная школа — для них самый трудный: вследствие задержки физиологического созревания мозга с отставанием формируется психологическая готовность к школьному обучению, могут возникать негативные социальные установки и т.д. Поэтому именно начальная школа — тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.
При отсутствии коррекционной педагогической помощи разрыв между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становится все более явным, что приводит к изоляции от сверстников, различным формам «ухода», компенсации невротического и асоциального характера. По данным специалистов, работающих с делинквентными подростками, дети с диагнозом ЗПР составляют в группах риска около 80%.
В то же время около 70% детей с задержкой психического развития выявляются только в школе. Одна из причин этого — повышенные по сравнению с дошкольным возрастом требования к познавательной сфере ребенка.
Программа "Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.
Искажение картины мира па уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, «поставляющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.
Не секрет, что усилия педагога по «постановке» логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемости ученика.
Зрительное восприятие пространства — одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение — ведущий канал получения информации о внешнем мире.
Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга (по наблюдениям автора, дети с нарушениями оптико - пространстве иного восприятия составляют 25-30% от общего числа детей этой возрастной группы). Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития, родовыми или постродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка и т.д.) приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности. Применительно к обучению в начальной школе речь идет о полноценном усвоении программ по математике и русскому языку.
По данным нейропсихологов, поражение теменных и теменно-затылочных зон приводит к дефектам восприятия реального и символического пространства (не только с помощью зрения, но также и посредством других органов чувств). Под «символическим пространством», «квазипространством» «условным пространством» разные авторы (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая. Н.К. Корсакова) понимают психический аналог реального мира, создаваемый с помощью культурных понятий и символов.
Ориентация в символическом пространстве необходима для операций с разрядным строением числа, выполнения счета, восприятия и оценки асимметрии гости пространства. Подчеркнем, что пространство всегда асимметрично: что-то расположено слева, что-то справа, вверху—внизу и т.д.
От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами, осуществление соответствующих логических oпeраций требуют ориентации в «квазипространстве». Например, в норме 7-лстпис дети должны понимать речевые конструкции и решать логические задачи типа: «Аня выше Толи, но ниже Пети. Кто выше всех?'. "До того как пойти в кино, Дима читал книгу. Что он делал раньше, а что — позлее?» (Приведенные примеры взяты из тестовых заданий для определения готовности к школьному обучению.)
Чтобы подчеркнуть важность полноценного развития пространственного восприятия, перечислим основные умственные операции, которые обеспечиваются способностью к пространственному и «квазипространственному» анализу и синтезу.
1. Представление в умственном плане реального мира и взаимоотношений, логических связей между предметами этого мира.
2. Словесное обозначение пространственных координат, необходимых для ориентации в окружающем мире (владение предлогами «сверху», «снизу», «слева" и т.д. и предложными конструкциями).
3. Освоение грамматических конструкций, смысл которых определяется окончаниями слов, например: «Отец сына".
4. Понимание и освоение способов расстановки слов в предложении: «Платье задело весло" и "Весло задело платье".
5. Овладение грамматическими конструкциями, отражающими течение событий во времени: «Зима перед весной..."
6. Понимание смысла фразы при несовпадении реального хода вещей и порядка слов в предложении. Например: «Я позавтракал после того, как прочел газету».
7. Понимание смысла числа, разрядности чисел, выполнение счетных операций.
Полноценное развитие всех перечисленных выше умений обусловлено сохранностью и совместной работой нескольких анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического, вестибулярного. В коре головного мозга есть так называемые третичные зоны, отвечающие за взаимодействие нескольких анализаторов — зоны "Пересечения», «перекрытия» первичных зон коры, определяющих работу отдельных органов чувств. И очень часто при наличии органического поражения мозга оказывается, что в той или иной степени затронуты все анализаторы и страдают все психические функции, 0 работу которых обеспечивают эти зоны мозга. Поэтому, в частности, дети с логопедическими проблемами, как правило, имеют трудности и в зрительном восприятии пространства, проблемы в развитии крупной и мелкой моторики, процессов мышления и т.д.
Коррекция речевого развития детей — прерогатива логопедов. Не углубляясь в сферу логопедии, отметим недостатки существующей в нашей стране системы оказания логопедической помощи, напрямую связанные с проблематикой и задачами данной программы.
1. Практически отсутствует система отбора групп рискапо дислексии и дисграфии. Существующие скрининговые методики немногочисленны и используются в весьма ограниченных масштабах.
2. Вторичная профилактика организована слабо и распространяется преимущественно на детей е нарушениями устной речи, то есть охватывает менее половины нуждающихся.
3. Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно— только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в ограниченном объеме — клинические методы реабилитации» [Корпев, 1995, с. 199-200).
Однако если коррекционная работа по развитию устной и письменной речи хоть и в ограниченном объеме, но проводится. — последнее трудно утверждать относительно такого предмета, как математика. До сих пор внимание к труд! i остям усвоения программы по математике является скорее эпизодическим.
Нейропсихологические исследования А. Р. Лурия и его учеников выявили, что за неспособностью понять законы математики стоят именно органические поражения теменно-затылочных и нижнетеменных отделов, обеспечивающих зрительное восприятие пространства.
Понятие числа связано с жесткой пространственной сеткой разрядов единиц, десятков, сотен. Операции с числами возможны только при удержании в памяти схемы числа и «вектора» производимой операции (например, сложение—вычитание и т.д.).
Решение арифметических задач требует понимания условий, содержащих в себе логические сравнительные конструкции типа «больше—меньше», «на столько-то», « во столько раз»ит.п.
У детей с дефектами зрительного восприятия пространственных отношений нарушено понимание смысла числа, они испытывают трудности при выполнении счетных операций, а именно — при переходе через десяток у них могут присутствовать ошибки зеркального написания чисел.
Например, задание написать число «17» выполняется посредством зеркального изображения: «71». Такие дети не различают симметрично расположенных цифр: 17 и 71, IX и ХI.
Отметим, что в норме «зеркальное письмо» характерно для ранних стадий развития — 3-4-летнего возраста, когда правая (левая) рука еще не выделена ребенком как ведущая. Дети с ЗПР демонстрируют «зеркальное письмо» в 6-8 лет, при психологическом обследовании у них можно обнаружить затруднения в показе левой—правой руки, левого—правого глаза и т.д., а также недостаточное владение предлогами, с помощью которых описывается расположение предметов относительно друг друга.
Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию нескольких психических функций. Одна из целей программы — постараться заменить недостающий «психический орган* другим, сформированным заново, создать необходимые психические качества и способности, которые будут в своей работе опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Так. например, в программе применяется много упражнений, использующих тактильное восприятие, апеллирующих к восприятию пространства через тактильный анализатор и «ручное' мышление. Тактильное восприятие призвано помочь зрению «увидеть» и понять окружающий мир. Более точное и дифференцированное восприятие внешних предметов позволяет развивать пространственное мышление учащихся. Решение пространственных задач, в свою очередь, способствует коррекции и развитию оптико-пространственного восприятия.
Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации поступает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
Работа по программе «Посмотри внимательно на мир» проводилась в течение двух лет на базе общеобразовательной школы № 92 г. Москвы.
Психологические принципы построения программы
Психологическая работа с детьми требует творческого подхода со стороны взрослого, что предполагает не только свободное владение материалом, но также полное понимание базовых психологических закономерностей, положенных в основу того или иного педагогического и коррекционного подхода.
Психологические принципы, на которых базируется разработка данной коррекционной программы, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии — А.Р. Лурия.
1. Принцип деятельности.В контексте данной программы этот принцип учитывается в нескольких аспектах:
· в развитии психических способностей посредством собственной деятельности субъекта;
· в учете и развитии соответствующей мотивации (в частности, мотивации достижения успеха) как одного из основных компонентов любой деятельности;
· в учете ближайшей зоны развития ребенка;
· в учете процесса интериоризации, — в предлагаемой методике используется механизм переведения первоначально внешней «ручной» формы деятельности в умственный план; для коррекционной работы это означает возможность заново сконструировать и построить несформированную или нарушенную психическую функцию сначала во внешней, материальной форме, а затем постепенно сократить и автоматизировать ее, перевести в умственный план;
· в постепенном переводе учебной деятельности, распределенной между ребенком и взрослым, в самостоятельную деятельность ученика (ребенок начинает самостоятельно ставить или выделять учебную задачу, осуществлять учебные действия, действия контроля и оценки).
2. Принцип учета возрастных особенностей.Данный принцип в контексте коррекционной программы предполагает:
· подбор заданий, отвечающих возможностям ребенка;
· использование в ходе занятий игровой деятельности, так как в начальной школе полноценная учебная деятельность еще не сформирована;
· опору в развитии восприятия на мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте, определяющий развитие всех остальных познавательных процессов;
· учет того, что в младшем школьном возрасте недостаточно сформирован умственный план действий, познавательная деятельность ребенка еще во многом осуществляется во внешней форме.
3. Принцип повтора.Этот принцип особенно важен в нашем случае, поскольку мы имеем дело с детьми со сниженной работоспособностью, ослабленностью и повышенной утомляемостью. Это, в частности, сказывается на продуктивности процессов памяти, внимания и т.д. Постоянное, с усложнением, повторение — необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых психологических навыков.
Названные выше принципы построения программы, а также данные нейропсихологии, накопленные в процессе изучения и лечения больных с поражениями теменных и теменно-затылочных областей, привели к осознанию необходимости циклического построения программы с постепенным усложнением заданий, расширением включенного в коррекционный материал реального и символического пространства.
Условно в программе можно выделить три блокаПервые два блока имеют контрольно-развивающий характер, и в случае, если дети неплохо владеют определенными действиями и понятиями, соответствующие упражнения носят контрольный, диагностический характер.
Ниже приводится краткое описание задач и обоснование необходимости каждого блока, диагностические же процедуры и иллюстративные примеры будут приведены в следующем разделе.
Первый блок
Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированности сомато-пространственной организации предметных действий.
Несформированность «схемы тела» — опорный признак при диагностике дефицитарности пространственного восприятия, патологии теменных и теменно-затылочных отделов коры. Овладение «схемой тела» предполагает знание и умение показать свою правую или левую руку или ногу, части лица, умение ответить, где — сверху или снизу — расположена голова, какие части тела расположены выше, какие — ниже и т.д.
Второй блок
Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно-пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально-образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка.
Отличие этого блока от предыдущего в том, что в данном случае диагностируется овладение внешним пространством, умение выполнять действия с окружающими предметами в пространстве, а не только ориентация в строении собственного тела. Ребенок должен уметь ориентироваться и оценивать окружающий мир независимо от собственного расположения в пространстве, то есть уметь «вынести себя за скобки» окружающего и описать с помощью речи расположение предметов во внешнем мире.
В сценарии программы первый и второй блоки объединены и представлены в части 1 «Сформированность представлений о "схеме тела". Я и пространство вокруг меня».
Третий блок
Цель:развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления.
Упражнения данного блока формируют новые психологические умения и навыки, что возможно только при наличии качеств и умений, которые появляются на более ранних этапах развития (они диагностируются и развиваются в первой части программы). «Выравнивание», «дотягивание» отстающих познавательных процессов до возрастной нормы — основная цель этого блока.
Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своем функционировании и развитии, упражнения, предложенные в программе, способствуют развитию не только пространственного восприятия и мышления, но и мелкой моторики, внимания, памяти, речи.
Диагностические процедуры
Отбор в коррекционные группы целесообразно начинать со знакомства с медицинской картой учащегося, бесед с учителем и родителями ученика.
Беседы со взрослыми позволят определить, по каким предметам и какие именно трудности испытывает ребенок, как понимают и в чем видят причины этих трудностей педагог и родители.
Родителей необходимо подробнее расспросить, как развивался ребенок до поступления в школу, начиная с первого года жизни. Органическая недостаточность часто проявляет себя на первом-втором году жизни. Такие дети с опозданием осваивают двигательные навыки: позже начинают сидеть, ползать, ходить. Может быть нарушена нормальная последовательность освоения движений (например, ползать ребенок начал раньше, чем научился сидеть) или пропущены определенные фазы развития (например, ребенок не ползал). Речевое развитие, как правило, также происходит с задержкой, медленнее развивается и мелкая моторика: навыки рисования, конструирования, лепки и аппликации; умения пользоваться ножницами, застегивать пуговицы и т.п.
У детей с ЗПР нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития не только мелкой моторики, но и моторики в целом — движения и походка плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены их четкость и скорость, отсутствуют ритмика и плавность, ребенок может совершать много лишних, ненужных движений. Данные о нарушениях развития двигательной сферы можно получить, наблюдая за движениями и походкой ребенка, в том числе во время обследования, а также расспросив об этом родителей.
Следует обратить внимание на: а) общую подвижность, б) устойчивость-неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку.
Нормальное развитие двигательной сферы — необходимый компонент и основа общего психического развития ребенка, так как высшие психические функции формируются в первую очередь на основе двигательного освоения внешнего мира и представлены вначале во внешней, экстериоризированной, «ручной» форме — форме внешних практических действий с предметами. Поэтому недоразвитие внешних действий, неумение ребенка ловко, четко, целесообразно обращаться с внешними предметами влекут за собой деформацию развития умственных, собственно психических, действий.
В медицинской карте ребенка можно также найти сведения о развитии в дошкольный период. Необходимо обращать внимание не только на наличие в анамнезе черепно-мозговых травм, неврологических заболеваний (если ребенок состоит или состоял раньше на учете у невропатолога, направлялся на консультацию в специализированные центры и т.п., в карте должны содержаться сведения об этом), но и на наличие хронических заболеваний в целом. В последнем случае велика вероятность общей физической ослабленности и отставания в развитии именно в силу высокой истощаемости и быстрой утомляемости организма.
Если в медицинской карте интересующих сведений недостаточно, нужно подробнее расспросить родителей. Как правило, при грамотном построении беседы подобные вопросы не вызывают недовольства и опасений со стороны родных ребенка.
Диагностически важным является вопрос о том, какой — общий или специализированный — детский сад, посещал ребенок. В случае если ребенок посещал логопедический детский сад или сад для детей с ЗПР, диагностическое обследование необходимо проводить в первую очередь. Можно попросить у родителей заключение специалистов детского сада.
Одним из интегральных показателей наличия органической недостаточности является общая сниженная работоспособность ребенка. Для таких детей характерны повышенная утомляемость, сниженный тонуса в сочетании с повышенной раздражительностью, плаксивостью, вялостью и т.п. Этот общий признак отслеживается не только при выполнении учащимся всех диагностических заданий, но и уточняется в беседе с родителями и педагогом. Необходимо выяснить, каков режим дня ребенка, как быстро он устает от умственных и физических занятий, спит ли днем, как засыпает вечером и просыпается утром. Непрямыми вопросами об утомляемости учащегося являются вопросы о том, насколько он раздражителен, плаксив, необоснованно капризен, после каких занятий или событий наступают подобные реакции. Во время проведения обследования важно учитывать утомляемость ребенка и при необходимости давать ему отдохнуть. При анализе результатов выполнения диагностических проб необходимо учитывать возможность ситуативного снижения работоспособности, иначе выводы психолога могут оказаться искаженными, что отрицательно повлияет на последующую коррекционную работу.
Если есть возможность, следует ознакомиться с результатами собеседования с ребенком при приеме в школу — исследования готовности к школьному обучению. Результаты тестовых заданий (на определение уровня развития мелкой моторики, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления) могут подсказать, какие стороны психики имеют задержку или нарушения в развитии. Диагностика готовности к школьному обучению особенно интересна, если психолог планирует коррекционную работу в первых-вторых классах.
Ознакомление с рабочими школьными тетрадями ученика позволит определить характер ошибок по русскому языку и математике, а также изучить почерк ребенка — свидетельство особенностей мелкой моторики. Для изучения графических навыков, а также особенностей развития личности учащегося небезынтересно ознакомиться с его рисунками.
В условиях школы трудно осуществить полное нейропсихологическое обследование, проведение которого занимает 3-4 часа. Предлагаемый ниже блок диагностических методик, по сути, является экспресс - диагностикой органических поражений зон мозга, ответственных за восприятие пространства.
Диагностические методы призваны уточнить и проверить сведения, полученные при беседе со взрослыми, изучении анамнеза и продуктов деятельности ученика. Естественно, в случае необходимости диагностическая процедура может быть расширена и дополнена другими методиками, если у психолога в ходе обследования возникают сомнения или новые вопросы.
Предлагаемая методика не исключает, а, наоборот, предполагает предварительное общее обследование психического развития учащегося: развития личности, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов.
Описанные ниже методы в большинстве случаев позволяют не только обнаружить дефект и степень нарушения, но и проверить его динамику. С этой целью применяются приемы, затрудняющие или облегчающие выполнение той или иной пробы. Изменение типовых условий выполнения задания позволяет уточнить состояние мозговых зон — глубину их повреждения, что, в свою очередь, дает возможность увидеть возможности и направление коррекционной работы, зону ближайшего развития ребенка.