Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»

ВВЕДЕНИЕ

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального ис­кусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру — о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни — в детском саду и в семье — дети не получают возможности соприкасаться с подлин­ными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекатель­ную музыку.

В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, му­зыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.

Теоретико-методологическим фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические концепции о по­исках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и твор­ческой деятельности и общения в процессе освоения человеком куль­турных ценностей.

Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Автором впервые создана научно обоснованная и методичес­ки выстроенная система формирования основ музыкальной куль­туры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содер­жание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красо­те. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости иосознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкаль­ные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

В центре программы — развитие творческого слышания му­зыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявле­ниям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, фор­мы организации музыкальной деятельности) обеспечивается ди­намика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний имладший воз­раст) к оценке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех ви­дах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, твор­честве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей фор­мируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Музыкально-эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов (в том числе и представление об идеале прекрасного), в доступных возрасту границах, формируется в разные периоды жизни, начиная с дошкольного детства. При анализе структуры му­зыкально-эстетического сознания необходимо отметить, что каж­дый из компонентов (имея свою структуру) представляет собой гармоничное единство чувственно-оценочного и интеллектуально-оценочного компонентов. Поэтому для развития музыкально-эстети­ческого сознания ребенка необходима деятельность, как чувственного начала, так и мышления.

Система принципов подбора репертуара, разработанные мето­ды формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности детей на­правлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивос­ти, мышления и воображения дошкольников, активизацию прояв­лений творчества.

Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные про­изведения музыкального искусства, музыкально-образного мыш­ления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, раз­вития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эс­тетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, пред­ставлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализи­рующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к му­зыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. По­степенно развивается опосредованное процессами мышления и вооб­ражения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявле­нием формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмо­циональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценност­ный опыт переживаний — тезаурус музыкальных впечатлений ре­бенка — является основой формирования положительного эмоцио­нально-оценочного отношения детей к музыке.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вку­сы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетическо­го сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный воз­раст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкаль­ной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно­гом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем
раньше ребенок получает возможность накапливать опыт воспри­ятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более ус­пешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ре­бенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бес­следно для его духовного становления.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способ­ности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмо­циональному развитию.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах челове­ка, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слу­шая народную музыку и классическое музыкальное наследие про­шлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искус­ства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких ка­честв личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравне­ние, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Бе­седы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих позна­вательное значение, включают характеристику эмоционально-об­разного содержания произведения. В результате словарь детей обога­щается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, при­влекательна для ребенка. Именно музыка,по нашему мнению, мо­жет стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим фор­мировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира,развивать образное мышление и воображе­ние, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музы­кальной культуры, а через нееи художественной, иэстетической культуры ребенка— актуальнейшая задача сегодняшнего дня, по­зволяющая реализовать возможности музыкального искусства в про­цессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произве­дения высокого искусства. Ценностные ориентации личности мож­но воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком. Музыкальные шедевры формируют у ре­бенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представле­ния об идеале.

Содержание программы «Музыкальные шедевры»

Содержание музыкального образования в большой степени опре­деляется репертуаром, изучаемым детьми. Музыкальные способности, навыки и умения могут развиваться на репертуаре, имеющем различ­ную художественную ценность. Содержанием программы «Музыкаль­ные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве — народном и про­фессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духов­ным достоянием.

Получая с детства художественно полноценные музыкаль­ные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народ­ной, классической и современной музыки, постигает «интонаци­онный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид ис­кусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колы­бельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство наро­да, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребен­ка возникает потребность в художественном слове, музыке, обще­нии со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Осно­вы музыкального восприятия формируются раньше, чем воспри­имчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная от­зывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни.

Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры долж­но начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложи­лись интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или пе­рестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во мно­гом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. По­этому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.

Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержа­ния, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тоно­вого напряжения». Б.В. Асафьев отмечал, что в каждую историчес­кую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой «инто­национный словарь» эпохи.

Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно про­цессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмыс­ливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Слушая музыкальные произведения, низкого художественного уровня, и ощущая положительное отношение к ним взрослого; (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и на­блюдения практики свидетельствует о том, что при использова­нии гибких методов и форм организации музыкальной деятель­ности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интел­лектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-твор­ческого и общего развития.

Это подтверждает необходимость формирования основ музы­кальной, а через нее — художественной, эстетической и общей культуры уже в раннем детстве, актуальность поиска определенных принципов подборами систематизации репертуара, основанного на произведениях мировой музыкальной классики и народной музы­ки, поиска гибких методов его преподнесения, стимулирующих твор­ческую эстетическую активность детей

Создание педагогической системы, основанной на произведе­ниях музыкальной классики, требует решения проблемы доступнос­тимузыкальных произведений восприятию ребенка. Основным кри­терием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является со­ответствие эмоционального содержания музыки эмоциональномуопыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

В программе подобраны произведения высокого, искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответству­ющие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возра­ста. Автором собраны и систематизированы шедевры музыкаль­ной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщено разнообра­зием увлекательных для ребенка сравнений произведений, разви­вающих его представления о музыкальном искусстве. Подобран­ный по определенным принципам и в определенной последователь­ности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.

В разных возрастных группах

Разработка критериев оценки уровня сформированности му­зыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты: эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение; интонационный опыт восприятия музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале); эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического со­знания и музыкально-творческую активность детей.

Разрабатывались показатели уровня сформированности каждо­го компонента музыкальной культуры, затем они суммировались в общие показатели, так как некоторые из них свидетельствовали о развитии одновременно нескольких структурных компонентов му­зыкальной культуры. Например, эмоциональная отзывчивость(центр музыкальности) [Диагностика развития музыкальных способностей представлена в кн.: О.П. Радынова, А.Катинене и М.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»— М., 1997, с. 28—30] является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности ис­полнения. Она диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки — продолжительности внимания, моторно-двигательным реакциям. Интерес к музыке, кроме учета показа­телей эмоциональной отзывчивости, диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, вкус детей — по предпочтениям. Развитие музы­кального мышленияявляется одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкально-образо­вательных знаний, эмоционально-оценочного отношения к музы­ке, творческой, активности. Оно диагностируется по высказываниям детей о характере музыки, смене настроений в частях произведения (определения формы), по определению жанра, средств музыкальной вы­разительности, оценочным суждениям о красоте музыки, предпочте­ниям, оригинальности творческих проявлений. Музыкально-образова­тельные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, о композиторах, самой музыке, жанрах, средствахвыразительности. Проявления воображениядиагностиру­ется по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности — пении, му­зыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструмен­тах. Интонационный опыт восприятия музыки фиксируется по на-личию любимых произведений, вокализаций (пению любимых мело­дий, мелодических интонаций).

Разработаны критерии и показатели уровней сформированности основ музыкальной культуры детей в соответствии с возрастны­ми возможностями проявления у детей этого личностного качества. В младшем возрасте эти критерии совпадают с показателями разви­тия эмоциональной отзывчивости на музыку. Ими являются: сосре­доточенность внимания; продолжительность восприятия; двигатель­ная активность (наличие движений, мимических реакций, вокали­заций); наличие действий с музыкальными инструментами и игруш­ками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения. Поскольку в младшем дошкольном возрасте возможности сужде­ний крайне ограничены, оценкой можно считать эмоциональные проявления детей — тон их речи, тишину после прослушивания музыки, внешние проявления (выражения глаз, мимику), а также выражение впечатлений через характеристики эмоционально-образ­ного содержания музыки, произнесенные с оценочной интонацией. В средней и старшей группах детского сада добавляются показатели, выявляющие уровень знаний детей о музыке (с учетом возраста), степень выразительности исполнениях, проявлений творческой актив­ности. Показателями уровня формирования музыкальной культуры в старшей группе детского сада являются: сосредоточенность внима­ния; продолжительность восприятия; двигательная активность, вы­разительность исполнения (пение, музыкально-ритмические движе­ния, игра на музыкальных инструментах), оригинальность творчес­ких проявлений (ритмо-пластических образов, двигательных импро­визаций, интонационно-окрашенных вокализаций, импровизаций на музыкальных инструментах), глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке. Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, то есть компонентов музыкально-эстетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкально-эстетической культуры ребенка. Эти показатели выяв­ляют развитие мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки, что свидетельствует не только о музыкальном, но и общем развитии детей.

Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные ше­девры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объе­диняет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-обра­зовательную деятельность). Исполнительские и творческие умения и навыки дети получают на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению, на усмотрение педагога).

Основные задачипрограммы:

—накапливать опыт восприятия произведений мировой му­зыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);

—вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональ­ной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспиты­вать эстетические чувства;

— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмо­ционального содержания музыки, выразительного значения му­зыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);

— развивать творческое воображение (образные высказыва­ния о музыке, проявления творческой активности);

— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

—расширять знания детей о музыке;

—вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать му­зыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

—побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.

Эти общие задачи, а также более конкретные задачи, сфор­мулированные ниже по каждой теме, едины для всех возрастных групп. Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому педагог добивается их решения с учетом уров­ня развития детей в каждой возрастной группе. Так в 1-й и 2-й младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога

более активна. Он сам дает определения характера музыки (по ходу до ее звучания), побуждает детей «выводить» знакомые им сло­ва из пассивного словаря в активный, показывает варианты дви­жений, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркес­тровки и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастают.

Тематический план

1 тема: «Настроения, чувства в музыке»1

(сентябрь, октябрь)2

Дать детям представление о том, что музыка разных времен (как программная, так и не программная) выражает чувства, на­строения, переживания человека, развивать эмоциональную отзыв­чивость на музыку.

Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей: старинной музыкой (А.Вивальди, И.С. Бах, Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперен и др.), музыкой венских класси­ков (В.Моцарт, И.Гайдн, Л.Бетховен), композиторов-романтиков Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман и др.), музыкой русских компози­торов-классиков (М.Глинка, А.Лядов, Н.Римский-Корсаков, А.Гречанинов, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.), современной клас­
сической музыкой (С.Майкапар, С.Прокофьев; Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.).

Знакомить детей с основными жанрами музыки (прелюдия, ноктюрн, этюд, соната, симфония, концерт, опера, балет и др.).

Развивать умения сравнивать контрастные произведения раз­ных жанров, одного жанра, пьесы с одинаковыми или близкими названиями, различать оттенки настроений в близких по эмоцио­нальному содержанию произведениях.

1 Тема включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес, а также непрограммную музыку, в которых дети различают настроения и их смену.

2 Распределение тем по месяцам условно: педагог сам корректирует
планирование в зависимости от темпа усвоения репертуара детьми.

Знакомить детей с выразительными возможностями музыкаль­ных инструментов (клавесин, орган, фортепиано, инструменты сим­фонического оркестра, народного оркестра).

Развивать способности слышать и выражать смену настрое­ний, наиболее яркие выразительные средства музыки, в движениях (в движениях рук, танцевальных, образных). Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.

Развивать умения находить тембры музыкальных инструмен­тов, близкие по характеру звучащему произведению; ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и пере­давая смену характера музыки.

Побуждать к подпеванию (младшие группы) и пропеванию (средняя и старшая группы) ярких, запоминающихся мелодий из прослу­шиваемых произведений (в удобном детям диапазоне). Развивать му­зыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые пред­ставления, чувство ритма; формировать певческие навыки.

Развивать эстетические способности — соотносить характер не­программной музыки с цветом в непредметном рисовании (переда­вать настроение музыки в цветовых пятнах).

Примерный репертуар

(Возраст детей указан условно: репертуар может использоваться в разных возрастных группах, при этом меняются методические приемы, длина фрагмента)

Младший возраст,средняягруппа группа

Л.Бетховен. Весело-грустно; Г.Свиридов.Ласковая просьба («Альбом пьес для детей»);П.Чайковский. Новая кукла, Болезнь кук­лы («Детский альбом»); Д.Кабалевский. Плакса, Злюка, Резвушка, Упрямый братишка, соч. 89, Лентяй («В сказочном лесу»), Клоуны; Р.Шуман. Смелый наездник, Всадник («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Игра в лошадки («Детский альбом»); А.Гречанинов. Верхом на лошадке («Детский альбом»); А. Гречанинов. Материнские ласки («Бусинки»); П.Чайковский. Мама («Детский альбом»); Д.Ка­балевский. Печальная история, соч. 27; С.Майкапар. Пастушок («Би­рюльки»); Р.Шуман. Пьеска («Альбом для юношества»); И.С. Бах. Шутка (оркестровая сюита си минор); П.Чайковский. Юмореска, соч. 10, № 2, Скерцо, соч. 42, № 2; АДворжак. Юмореска; Р.Щед­рин. Юмореска; Х.Глюк. Мелодия (опера «Орфей»); П.Чайковский. Мелодия, соч. 42, № 3; А.Рубинштейн. Мелодия; А.Дворжак. Цы­ганская мелодия; В.Моцарт. Турецкое рондо (соната ля мажор).

С.Майкапар. Тревожная минута («Бирюльки»), Раздумье, соч.33, № 2; Ф.Шопен. Прелюдия, соч. 28, № 4; Р.Шуман. Первая поте­ря («Альбом для Юношества»); Л.Бетховен. Соната ре минор № 17, 3-я часть (фрагмент); П.Чайковский. Утренняя молитва, В церкви
(«Детский альбом»); Ф.Шуберт. Аве Мария; И.С. Бах — Ш.Гуно. Аве Мария; И.С. Бах. Прелюдия до мажор (фрагмент) («Хорошо темперированный клавир», т. I); Р.Шуман. Порыв («Фантастичес­кие пьесы»); С.Прокофьев. Раскаяние («Детская музыка»); М.Му­
соргский. Слеза; М.Глинка. Разлука; П.Чайковский. Ноктюрн до диез минор, соч. 19, № 4; Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94, № 3; С.Рахманинов. Музыкальный момент ми бе­моль минор, соч. 16, № 2; И.Гайдн. Соната ре мажор, № 7; Ж.Бизе. Увертюра к опере «Кармен».

Старший возраст Тематическая беседа — концерт «Вольфганг Амадей" Моцарт»: В.Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты), Соната для фортепиано № 11, 1-я часть (фрагменты), Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре мажор (фрагменты). Сонаты для кла­весина и флейты № 4 (1-я и З-я части) и № 5 (Менуэт), Рондо ля минор (фрагмент), Реквием — Лакримоза (фрагмент).

2 тема: «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)

Эта тема является основополагающей в программе для общеобразова­тельных школ РФ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети получают первоначальные представления о песнях, танцах, маршах и накапливают ценный опыт музыкальной деятельности. Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.

Песня напевная, плавная, протяжная, звонкая. Жанры народ­ных песен (хороводная, плясовая, детский фольклор). Учить детей сравнивать песни, разные по характеру.

Танец отрывистый, легкий, грациозный, подвижный, плав­ный, неторопливый. Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, хоро­вод, менуэт, гавот, полька, вальс и др.), одинаковые танцы, раз­личая в них оттенки настроений.

Марш четкий, отчетливый, размеренный. Побуждать детей сравнивать разные по характеру марши (торжественный, бодрый, шутливый).

Дать детям Представление о том, что песня, танец и марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведе­ниях (в программной и непрограммной музыке различных жан­ров). Развивать у детей представления о чертах песенности, танцевальности и маршевости в музыке.

Дать детям представление о том, что музыкальное произве­дение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).

Обучать детей вокально-хоровым навыкам и умениям (пев­ческая, установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, ансамбль). Побуждать детей к творчеству, приме­няя систему творческих заданий. Систематически развивать звуко-высотный слух, применяя музыкально-дидактические игры и по­собия. Развитие музыкальных способностей является общей задачей всех тем программы.

Обучать детей навыкам музыкально-ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных Движений. Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий.

Систематически, начиная с младших групп, развивать музы­кально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, обучая детей игре на музыкальных инструментах и игрушках. Обу­чать детей игре на музыкальных инструментах по слуху (начиная со средней группы).

Примерный репертуар

Младший возраст, Со вьюном я хожу; Ходила младешенькапоборочку. Обр.

средняя группа Н.Римского-Корсакова; Г.Свиридов. Романс (музыкальные иллюс­трации к повести А.С.Пушкина «Метель»), Колыбельная песенка («Альбом пьес для детей»); Р.Шуман. Маленький романс («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Романс («Бирюльки»).

Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».

П.Чайковский. Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка, Неаполитанская песенка («Детский альбом»); Ф.Мендельсон. Песня без слов (Весенняя); И.С.Бах. Ария (сюита № 3 для камерного оркестра); Ф.Шуберт Форельный квинтет, часть 4; М.Глинка. Камаринская; Р.Шуман. Солдатский марш («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Марш деревянных сол­датиков («Детский альбом»); Д.Шостакович. Марш («Детская тет­радь»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Сорока-воровка»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Вильгельм Тель»); С.Май­капар. Вальс («Бирюльки»); А.Гречанинов. Вальс («Детский аль­бом»); М.Глинка. Вальс-фантазия; П.Чайковский. Вальс ля бемоль мажор; Ф.Шопен. Вальс № 17; П.Чайковский. Полька.(«Детский альбом»); С.Майкапар. Полька («Бирюльки»); И.Штраус. Полька «Трик-трак»; П.Чайковский. Мазурка («Детский альбом»), А.Гречанинов. Мазурка («Детский альбом»); И.Бах. Менуэт (сюита № 2 для камерного оркестра); В.Моцарт. Менуэт («Маленькая ночная сере­нада»); Л.Бетховен. Менуэт, Экосез.

Старший возраст

Во поле береза стояла. Обр. Н. Римского-Кор-
сакова; Во поле березонька стояла. Обр. А.Гу-рилева; Голова ль ты моя, головушка. Обр. Н. Римского-Корсакова; П.Чайковский. Русская песня (обработка
русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка») («Детс­кий альбом»).

Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».

Однозвучно гремит колокольчик. Слова И.Макарова; Дубинушка (русская народная песня); Вдоль по Питерской (русская народная песня); А.Алябьев, слова П.Беранже. Нищая; Я.Пригожий, слова М.Языкова. Ночь светла; Дремлют плакучие ивы (русская народная песня); Эй, ухнем (русская народная песня); В.Абаза, слова И.Тур­генева. Утро туманное; С.Рахманинов, слова Ф.Тютчева. Вешние воды; П.Чайковский. Романс фа минор; Ф.Шуберт. Мельник и ру­чей; Э.Григ. Песня Сольвейг; Л.Бетховен. Симфония № 9. Финал; И.Гайдн. Серенада; Ф.Шуберт. Серенада; Э.Григ. Ноктюрн; Ф.Шо­пен. Ноктюрн № 8, ре-бемоль мажор; А.Бородин. Ноктюрн; Т.Альбинони. Адажио; Ф.Шуберт. Соната ля мажор, 1 часть (фрагменты); Р.Шуман. Грезы («Детские сцены»); А.Рубинштейн. Мелодия; Д.Ка­балевский. Песенка, Боевая песенка, соч. 89; Р.Шуман. Песня ита­льянских моряков («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Песня моряков («Бирюльки»); Ф.Шуберт. Серенада; С.Прокофьев. Марш («Детская музыка»); Л.Дунаев. Парафраз на тему марша «Тоска по Родине»; П.Чайковский. Марш (балет «Щелкунчик»), Марш (опера «Пиковая дама»); Г.Свиридов. Военный марш; П.Чайковский. По­хоронный марш, соч. 40; Ф.Мендельсон. Свадебный марш; Г.Берли­оз. Венгерский марш № 3; Д.Верди. Марш (опера «Аида»); И.Штра­ус. Марш; Л.Бетховен. Симфония № 7, 2-я часть; С.Прокофьев. Монтекки и Капулетти; Д.Кабалевский. Вальс ре минор; П.Чай­ковский. Вальс фа минор; Ф.Шопен. Вальс № 6, Вальс № 1, Вальс № 19; С.Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»), Вальс (опера «Вой­на и мир»);Т.Свиридов. Вальс (музыкальные иллюстрации к пове­сти А.С. Пушкина «Метель»); И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае», Королевский вальс.

Тематическая беседа — концерт «Вальс»: С.Майкапар. Вальс («Бирюльки»); П.Чайковский. Вальс («Детс­кий альбом»); Н.Леви. Маленький вальс; И.Брамс. Вальс ля бе­моль мажор, соч. 39, № 15; П.Чайковский. Сентиментальный вальс, соч. 51, № 51, № 6; С.Прокофьев. Вальс («Детская музы­ка»). С:Майкапар. Гавот; И.Бах. Гавот (сюита № 3 для камерного оркестра); С.Прокофьев. Гавот (балет «Золушка»), Гавот («Клас­сическая» симфония), Гавот, соч. 32; Д.Кабалевский. Старинный танец, соч. 27; Т.Свиридов. Старинный танец («Альбом пьес для детей»); С.Майкапар. Менуэт («Бирюльки»); И.С.Бах. Менуэт ре минор; В.Моцарт. Менуэт ре мажор; Г.Персел. Менуэт; Л.Боккерини. Менуэт; И.Гайдн. Менуэт (симфония № 45, «Прощаль­ная»); В.Моцарт. Менуэт (симфония № 40); И.Бах. Полонез (сю­ита № 2 для камерного оркестра); Ф.Шопен. Полонез ля мажор, Полонез фа-диез минор; Ф.Шопен. Мазурка фа минор, Мазурка до мажор, Мазурка до-диез минор; П.Чайковский. Две мазурки, соч. 40;.Д.Шостакович. Танцы кукол: Вальс, Лирический вальс, Вальс-шутка, Гавот, Полька, Романс, Танец; И.Брамс. Венгерс­кий танец; А.Дворжак. Славянский танец; П.Чайковский. Рус­ская пляска; М.Глинка. Арагонская хота; Воспоминания о летней ночи в Мадриде; М.Равель. Болеро; А.Хачатурян. Танец с сабля­ми; Ф.Шопен. Этюд ми минор, соч. 25, № 5; Л.Бетховен. Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты); Ф.Шо­пен. Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7; В.Моцарт. Маленькая ночная серенада, 4-я часть (фрагменты).

Примерный репертуар


Младший возраст, средняя группа
Старший возраст

Д.Кабалевский. Ежик, соч. 89; К.Сен-Санс. Слон («Карнавал животных)»; В.Ребиков. Лягушка; А.Лядов. Сорока, Петушок («Дет­ские песни»); ГЛобачев. Курочка-рябушка (обр. нар. мелодии); К.Сен-Санс-Куры и петухи («Карнавал животных»); М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов («Картинки с выставки»); М.Красев. Ку­кушка; А.Аренский. Кукушка; К.Сен-Санс. Кукушка в чаще леса («Карнавал животных»); Л.КДакен. Кукушка; Д.

Наши рекомендации