Методы анализа управленческих решений
Анализ – это мысленная операция по расчленению изучаемого объекта на элементы и исследование каждого из них в отдельности. Анализ не возможен без синтеза. Синтез – это обратная мыслительная операция по соединению элементов в единое целое и изучение объекта в целом.
Основой анализа, как способа изучения управленческих решений, выступают следующие принципы:
1. Принцип единства анализа и синтеза.
2. Принцип выделения ведущего звена.
3. Принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объёму, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов.
4. Принцип оперативности и своевременности.
5. Принцип количественной определенности.
Данные принципы лежат в основе разработки методов и приёмов анализа. Они имеют классификацию и область применения:
Классификация основных методов
и приёмов анализа, область их применения
№ | Методы | Направления анализа | |||||||
Выполнение плана производства и реализации | Уровень качества товаров | Обеспеченность ресурсами | Использование ресурсов | Организационно-технический уровень | Уровень социального развития коллектива | Охрана окружающей среды | Уровень нормативно-методического обеспечения | ||
Сравнения | о | о | о | о | о | о | О | О | |
Индексный | о | в | - | в | в | в | - | - | |
Балансовый | в | в | о | о | - | - | - | - | |
Цепных подстановок | в | - | - | - | - | - | - | - | |
Элиминирования | в | - | - | в | в | - | - | - | |
Графический | в | в | в | в | в | в | в | В | |
Функционально- стоимостный анализ | - | о | - | о | в | - | - | - | |
Факторный анализ | в | в | В | о | в | в | в | в | |
Экономико-математические | о | в | в | о | в | - | - | - | |
Приёмы | |||||||||
Сводки и группировки | в | в | в | в | в | в | в | в | |
Абсолютных и относительных величин | в | в | в | в | в | в | в | в | |
Средних величин | в | в | в | в | в | в | в | в | |
Динамических рядов | в | в | в | в | в | в | в | в | |
Сплошных и выборочных наблюдений | - | в | в | в | в | в | в | - | |
Детализации и обобщения | в | в | в | в | в | в | в | в |
О – основная; В – вспомогательная; - – не применяется.
Метод сравнения – позволяет определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить причины. Требует сопоставимости сравниваемых показателей
Индексный метод – применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых не измеримы. Он позволяет провести разложение по факторам относительных абсолютных отклонений обобщающего показателя.
Балансовый метод – предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов эффективности производства.
Метод цепных подстановок – заключается в получении корректированных значений обобщающего показателя, путём последовательной замены базисных значений факторов, фактическими значениями.
Метод элиминирования – позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие производственные показатели, исключая действия других факторов.
Графический метод – является средством иллюстрации результатов, через диаграммы, графики, таблицы.
Функционально-стоимостный анализ – метод системного исследования объекта (который применяется целенаправленно) для повышения полезного эффекта или отдачи на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объектов.
Факторный анализ (с применением ЭВМ) – это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак, с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Экономико-математические методы – применяются для анализа и выбора оптимальных вариантов хозяйственных решений в данных экономических условиях.
SWOT-анализ – заключается в приложении усилий для превращения слабых сторон фирмы в сильные и угроз в возможности.
16.11.2004
Тема 4. Методы прогнозирования управленческих решений
Вопрос 1. Принципы прогнозирования и классификация его методов.
Вопрос 2. Характеристика методов прогнозирования.
Вопрос 1.
Принципы прогнозирования и классификация
Его методов
Прогнозированием называется процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Прогнозирование тесно связанно с планированием.
План играет определяющую роль в управлении, он содержит однозначно определенные сроки осуществления и конкретные характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта; сроки, объёмы, числовые характеристики объекта здесь носят вероятностный характер и предусматривают возможность корректировок.
Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития, показателей качества, элементов затрат и других показателей используемых при разработке перспективных планов и проведении НИОКР. В системе менеджмента самым сложным считается прогнозирование качества и затрат. Данная цель достигается выполнением ряда задач:
1. Разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде продукции и услуг, в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
2. Выявление основных экономических, социальных, научно технологических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
3. Выбор показателей, влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
4. Выбор метода прогнозирования и срока упреждения прогноза (как далеко прогноз заглядывает);
5. Прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
6. Прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
7. Оптимизация прогнозных показателей качества по критерию полезного максимального эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
8. Обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества уже выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.
Полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции, есть выполняемая продукцией работа или отдача за срок её службы.
Реализация изложенных задач осуществляется на базе конкретных принципов.
Принципы прогнозирования управленческих решений:
1. Системность – требует взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и условий;
2. Комплексность – предполагает учет ожидаемых факторов воздействия, а также изменения ситуации в разработке, производстве, сбыте и эксплуатации прогнозируемой продукции;
3. Непрерывность – корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования и об условиях, эта корректировка должна носить дискретный (непрерывный) характер;
4. Вариантность – предусматривается разработка прогнозов по нескольким направлениям, обеспечение выбора наиболее оптимального из них для данной ситуации;
5. Адекватность – соответствие прогноза объективным закономерностям и характеристика, не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитие производства, и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией;
6. Оптимальность – предполагается установление прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта, причем, эти прогнозные значения должны быть выбраны из множества альтернативных вариантов, как наилучшие;
7. Безубыточность – заключается в определении такого объема выпуска продукции, при котором общие издержки равны общим доходам. Данный принцип позволяет определить точку безубыточности. Рис. ……..
Точка безубыточности (Т) – это тот уровень выпуска и продаж, при котором прибыль равна нулю, чтобы определить эту точку применяется формула безубыточности: , где
Р – цена единицы продукции;
Х – количество проданных единиц;
F – постоянные издержки;
V – переменные издержки.
Основной недостаток здесь в том, что использование точки безубыточности зависит от ограниченной возможности менеджера дать количественную оценку переменным в этой математической модели.
Для прогнозирования используется определенный массив информации. Источники исходной информации для прогнозирования:
ü статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;
ü научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР;
ü патентно-лицензионная документация.
При этом обратная информация, в ходе прогнозирования, содержит данные проведенных прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта от прогнозных величин, данные об отклонениях фактического состояния условий от прогнозируемых показателей.
В литературе приводятся различные классификации прогнозирования управленческих решений. Наиболее распространенной является классификация разделяющая методы на две группы, это формальные методы прогнозирования и неформальные.
Формальные методы:
- нормативный;
- экспериментальный;
- параметрический;
- метод экстраполяции;
- индексный.
Неформальные методы:
- экспертные;
- эвристические;
- метод дерева решений;
- метод сценариев.
Вопрос 2.