В консультировании и психотерапии
С. В. Петрушин
ЛЮБОВЬ И ДРУГИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ
Издание второе, дополненное
РЕЧЬ
Санкт- Петербург 2006
ББК 88. 4 ПЗО
Петрушин С. В.
ПЗО Любовь и другие человеческие отношения. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с. ч
ISBN 5-9268-0334-9
Назначение этой книги — помочь читателю сориентироваться во всем многообразии человеческих отношений: профессиональные и человеческие, между мужчиной и женщиной, мужем и женой, родными и чужими, родителями и детьми и т. д. И хотя мир отношений невидим, в нем существуют свои законы и правила. Чтобы не только выжить в этом мире, но и быть успешным и счастливым, необходимо знать эти законы.
В данной книге читателю предлагается новый подход к психологической помощи, который дает возможность разрешать различные межличностные проблемы, а также рассматриваются представления о любви и их влияние на межличностные отношения.
Книга предназначена психологам, психотерапевтам, и всем тем, кто интересуется межличностными отношениями и психологией любви.
ББК 88.4
© С. В. Петрушин, 2005 © Издательство «Речь», 2006 ISBN 5-9268-0334-9© П.В. Борозенец, оформление, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................6
Часть 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Использование принципа дифференцирования в консультировании и психотерапии.........................8
Основные уровни человеческих отношений................10
Виды отношений................................................................15
Деловые отношения.....................................................15
Брачно-семейные отношения....................................18
Подсистемы семейных отношений................................32
Внутрисемейные отношения.....................................32
Межсемейные подсистемы.........................................48
«Отношения между родственниками и чужими...........50
Последствия смешивания видов отношений.........51
Новое измерение: вместо «родные — чужие» — «близкие — далекие»..............................................58
Ловушка «двойной роли»............................................59
Муж и отец: найди пять отличий..............................62
Из практики психологической помощи в сложных взаимоотношениях......................................................68
Кто виноват, когда мы ссоримся?.............................68
Любовь и другие человеческие отношения
Метод «стеклянных пластинок»................................70
Метод визуальных расстановок.................................74
Близкий человек и близкие отношения...................76
«Идеальные» взаимоотношения...............................78
Еще раз про ревность...................................................79
Мужчина и женщина.........................................................80
Проблема становления Мужского / Женского.......80
«Маска женственности» и женственность как ролевое поведение............................................82
Миф о женской униженности....................................82
Четыре вида людей.......................................................84
Смена приоритетов: дискредитация Мужского в женщине................................................................87
Мужское и Женское: взаимодополнение или самодостаточность?........................................90
Взаимодействие Мужского и Женского...................93
Женская и мужская социализация............................95
Часть 2 ЛЮБОВЬ И НЕ-ЛЮБОВЬ
He-любовь............................................................................98
Любовь и виды аттракции..........................................99
Симпатия......................................................................100
Влюбленность..............................................................101
Привязанность............................................................104
Увлеченность...............................................................106
Невротические виды «любви».................................106
«Миф о любви» как одна из причин возникновения аттракции...................................112
Оглавление
Методики и результаты исследования «индивидуальной концепции любви»....................115
Отношение к понятию «Я тебя люблю»................115
Влияние ведущей репрезентативной системы
на концепцию любви...........................................115
Образы любви.............................................................118
Влияние представления о любви на выбор
партнера..................................................................123
Визуализация любви..................................................124
Любовь................................................................................131
На подступах к любви................................................131
Любовь как объект и как способность...................131
«Условная» и безусловная любовь..........................134
Моя концепция любви..............................................137
Заключение........................................................................140
Литература.........................................................................141
ВВЕДЕНИЕ
Назначение этой книги — помочь читателю сориентироваться во всем многообразии человеческих отношений. Это отношения между мужем и женой, родными и чужими, профессиональные и человеческие, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д. Если добавить к перечисленному, что кроме внешних взаимоотношений существуют внутренние отношения, то можно мысленно представить наличие целой вселен ной, огромного мира отношений.
Проблемы в межличностных отношениях (включая брачно-семейные, детско-родительские, интимные и другие взаимосвязи) занимают одно из ведущих мест в психологическом консультировании и психотерапии. Эту тему исследовали видные зарубежные (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, С. Кратохвил, В. Сатир, Б. Хеллингер и др.) и отечественные (Н. Н. Обозов, Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, А. Я. Варга, Т. М. Мишина, Э. Г. Эйдемиллер и др.) психологи и психотерапевты.
Мир отношений невидим, но в нем существуют свои законы и правила. Чтобы не только выжить в этом мире, но быть успешным и счастливым, необходимо знать эти законы. Если вы хоти те познакомиться с миром отношений и стать в нем специалистом, то первое, что надо сделать, — научиться различать возможные виды и
Введение
уровни человеческих отношений. Кстати, имен но способность к различению оттенков является важнейшей для профессионала в любой области. Например, художник может видеть гораздо большее количество сочетаний цветов и различных оттенков, чем обычный человек. Поэтому важно уметь различать не только оттенки эмоций, типы людей, но и, конечно, уровни отношений.
В этой книге я рассматриваю отношения с точки зрения их возможных видов и уровней. В качестве основных выделяются социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные) и сексуальные (интимные) отношения. Из существующих анализируются деловые, супружеские, родительские, родственные. Особое внимание в книге уделяется теме любви.
У каждого из нас, конечно, есть личный опыт взаимодействия с другими людьми. Я также предлагаю собственное видение мира человеческих отношений, исходя из своей практики психологического консультирования. Во время бесед с людьми я часто сталкивался с тем, что знания, основанные на личном опыте, перемежаются с фантастическими иллюзиями. А не различении реальности и иллюзии, как известно, приводит к страданиям. Надеюсь, что при чтении данной книги у вас возникнут свои предположения, с чем-то вы не согласитесь, что-то покажется вам неубедительным и даже вредным, возможно, я тоже описываю свои иллюзии.
Ч асть 1
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ
В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
В процессе многолетней практики психологического консультирования мною был выработан и успешно использован принцип, на котором строится терапия отношений. Он основан на предположении, что причину любой психологической проблемы можно обозначить как смешивание человеком различных уровней психической реальности, слияние их в некий единый уровень. Настоящий метод строится на обнаружении и дифференцировании консультантом этих уровней и построении между ними новых взаимосвязей.
В принципе, в основе создания новых психотерапевтических методов нередко можно зафиксировать некое обнаруженное авторами различие, то есть использование «принципа различения». Например, в основе психоанализа лежит идея разделения психики на отдельные уровни (сознание, бессознательное и цензура). Проблемой, с психоаналитической точки зрения, является «наложение» на сегодняшнюю реальность травмирующих событий, произошедших в прошлом. 3. Фрейд говорил, что невротик «болеет» воспоминаниями, то есть некоторые элемен-
Часть I. Человеческие отношения
ты реальности воспринимаются им как символы прошлой реальности. Эта регрессия и является причиной неадекватных «невротических» эмоций. Терапия заключается в том, чтобы по мочь осознать наличие этой «покрывающей» символической реальности и снизить ее влияние на человека. Как говорил Фрейд, «сигару можно курить как символ, а можно и как сигару».
В транзактном анализе Э. Берн представил структуру личности, состоящую из трех компонентов («Родитель», «Взрослый», «Ребенок»). Проблема здесь может рассматриваться как конфликт между этими субличностями. Например, депрессия является следствием наказания «Родителем» своего «Ребенка». Соответственно, психологическая помощь заключается в установлении между этими «Я-состояниями» клиента взаимоустраивающих договоров и построении внутренней иерархии при доминировании «Взрослого» компонента.
Многие техники гешталытерапии и психосинтеза построены на выделении в пространстве личности отдельных субличностей и их последующей интеграции. Это приводит либо к конструктивным отношениям между ними, либо к соединению и возникновению новой сверх-субличности, вбирающей в себя предыдущие. Этот «принцип дифференцирования» я использую в процессе консультирования в сфере межличностных отношений.
При создании своего метода я опирался на следующие предположения: L 1. Межличностные отношения не есть нечто однородное. В них можно выделить различные уровни (виды, подсистемы).
Любовь и другие человеческие отношения
2. Недифференцирование отдельных уровней отношений как относительно самостоятельных и нетождественных друг другу, а также слияние этих отношений, является одной из причин не удовлетворенности отношениями.
3. Решение проблемы, возникшей в отношениях, заключается в обнаружении и дифференцировании уровней отношений.
Таким образом, реализация принципа дифференцирования осуществляется путем выявления и совместного анализа с клиентом уровней (видов, подсистем) в проблемных отношениях, с последующей идентификацией проблемы с одним из уровней. Такой подход дает возможность разрешать такие проблемы, как ревность, зависимость от матери, сложность в выборе супруга, критичность к родителям, слияние с партнером, измены, последствия развода и т. д. Для этого консультант должен быть знаком со спецификой различных уровней, подсистем и видов отношений. Рассмотрим более подробно, как данный метод может быть использован в процессе консультирования.
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» указывается, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души. Уже тогда было отмече-
Часть I. Человеческие отношения
но, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. На сегодняшний день существует немало исследований, посвященных обоснованию и описанию различных уровней взаимоотношений.
В качестве основной теоретической концепции я использую идею И. Н. Калинаускаса о возможном обозначении в человеке как целом некоторых его частей, таких как тело, сознание и эмоциональная сфера. Опора на эти составляющие позволяет обозначить такие психологические понятия как «индивидуальность», «личность» и «сущность». Таким образом, возможны любые комбинации человеческих отношений в зависимости от того, на чем они основываются (рис. 1). Дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень, деловые — социальный и нередко эмоциональный, отношения любовников — эмоциональный и сексуальный и т. п.
Дифференцированный подход дает консультанту возможность рассматривать разлад в отношениях ие как конфликт «вообще», а находить его место на одном из уровней в иерархии отношений. Например, жалоба на то, что «муж разлюбил, надо разводиться», является от-
Рис. 1. Схема основных уровней отношений