Разновидности наблюдения и оценка их очевидности
Предмет научного наблюдения должен быть очевидным. Особенности поведения человека могут быть очевидными лишь постольку, поскольку они доступны для ощущений и восприятия других людей. Степень очевидности может варьировать в зависимости от формы наблюдения — прямого, непрямого и опосредованного.
Наиболее очевидно прямое наблюдение: его предмет непосредственно представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя, — например, при наблюдении каких-то особенностей поведения. Очевидным является также наблюдение внешних выражений в поведении какой-либо черты личности, — например, доминантности. Прямое наблюдение многих и разных внешних проявлений одной и той же черты личности можно считать в то же время непрямым наблюдением ее как латентной черты. Как предмет наблюдения, черта личности представлена в ощущениях и восприятии наблюдателя не прямо, а косвенно, через ее внешние проявления. Предмет опосредованного наблюдения представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя через инструменты и приборы. Они усиливают возможности ощущений и восприятия наблюдателя, но свидетельствуют о предмете наблюдения косвенно.
В области биологии хромосомы были открыты случайно, но благодаря микроскопу. Обычно биологи окрашивали клетки, чтобы лучше видеть их под микроскопом. Однажды биологи использовали химическое окрашивание для некоторых клеток и под микроскопом увидели субстанцию внутри ядер клеток, которая быстро и легко окрасилась. Ученые назвали эту субстанцию хроматином. Однако хроматин не всегда был виден. Примерно с 1848 г. ученые уже могли наблюдать в процессе деления клеток замену хроматина маленькими палочковидными структурами; их стали называть хромосомами. Хромосомы в ядре клетки можно увидеть; в этом смысле они очевидны. При окрашивании палочковидные структуры можно увидеть; в этом смысле они также очевидны.
Довольно часто непрямое наблюдение возможно, если оно является в то же время опосредованным. Совмещение непрямого и опосредованного наблюдения в едином процессе наблюдения не означает, однако, их тождества. Когда речь идет о непрямом наблюдении, имеется в виду его предмет. Когда речь идет об опосредованном наблюдении, имеются в виду его средства.
Прямое наблюдение будет очевидным, если регистрируются разговоры младшего школьника с его соседом по парте на уроке. Разговоры — это то, что может быть представлено в ощущениях и восприятии наблюдателя. Предметом непрямого наблюдения может быть сила Я или подвижность нервной системы, если регистрируются их внешние проявления (см. напр.: Лазурский, 2001б) или сила Я и подвижность нервной системы определяются с помощью инструментов (например, вопросников). В последнем случае наблюдение будет и непрямым, и опосредованным.
Очевидность наблюдения достигается путем организации сбора свидетельств очевидности. Заметьте, что очевидность наблюдения и свидетельства его очевидности не есть одно и то же. Очевидность наблюдения определяется доступностью (прямо или косвенно) предмета наблюдения органам чувств наблюдателя. Свидетельства очевидности — это специальные процедуры, обеспечивающие наблюдаемость предмета (или его свойств и признаков).
Указания на местонахождение хромосом (ядра клеток), способы их выявления (окрашивание), условия (процесс деления клеток) и способ (под микроскопом) наблюдения — все это свидетельства очевидности наблюдения. Если нет свидетельств, предмет наблюдения утрачивает очевидность.
Требование свидетельств очевидности выражается в том, каким должен быть процесс наблюдения. Во-первых, в предмете наблюдения нужно выделять некоторое множество его отдельных признаков (свидетельства очевидности состава предмета наблюдения).Во-вторых, должны быть свидетельства некоторого множества очевидцев о предмете наблюдения (свидетельства очевидцев–наблюдателей). В-третьих, должны проводиться многократные наблюдения одного и того же события (свидетельства устойчивости и воспроизводимости события независимо от фактора времени).
Непрямое и опосредованное наблюдение мотива стремления к успеху возможно посредством применения вопросника мотивации достижения Мехрабиана в модификации Магомед-Эминова (1988). Данный вопросник состоит из форм А и B и выделяет 13 (по форме А) и 12 (по форме B) внешних проявлений мотива стремления к успеху. Это значит, что с помощью ответов на пункты данного вопросника выявляется множество свидетельств очевидности мотива стремления к успеху. О мотиве стремления к успеху по его внешним проявлениям, предусмотренным данным вопросником, свидетельствуют также участники исследования: исследователь получает множество свидетельств от очевидцев–наблюдателей собственного поведения. Для получения свидетельств устойчивости и воспроизводимости мотива стремления к успеху проводятся многократные наблюдения.
Подтверждение очевидности — еще одна процедура наблюдения. Суть ее заключается в том, насколько разные и независимые друг от друга свидетельства о предмете наблюдения согласованы между собой.
В вопроснике личности Айзенка (Eysenck, & Eysenck, 1994)есть такие пункты, характеризующие нейротизм:
Ваше настроение часто то повышается, то понижается?
Вы иногда чувствуете себя несчастным без особых на то причин?
Вы часто беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то не так?
Пункты шкалы и ответы на них независимы, но связны наблюдениями. В них выражается независимость и связность подтверждений очевидности наблюдения. Независимость подтверждений и их связность — это разные вопросы. Пункты нейротизма в вопроснике личности Айзенка и ответы на них независимы по предмету наблюдения. Пункты нейротизма и ответы на них взаимосвязанны по критерию их принадлежности нейротизму (латентной черте личности).