Алгоритм помощи при приступе панкреатита 20 страница
В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия, изготовление скелетов.
Анатомы эпохи Возрождения первыми после античных врачевателей предприняли попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, и положили начало научной медицине и анатомии. Они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи, Андрей Везалий и Уильям Гарвей.
Леонардо да Винчи (1452—1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.
Андрей Везалий (1514—1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Вскрывая трупы, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, которые изложил в обширном и богато иллюстрированном труде «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела») (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой — сопротивление анатомов, старавшихся сохранить авторитет Галена.
Английский врач, анатом и физиолог Вильям Гарвей (1578—1657), как и его предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии, Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал догадку о том, что животное в своём онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом предвосхитил биогенетический закон, доказанный Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца. Это положение даёт право считать Гарвея основоположником эмбриологии. Гарвей доказал цикличность кровообращения и тем самым отверг учение Галена о «пневме» и приливах и отливах крови. Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки.
Новое время
На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, сравнительная и топографическая анатомия, антропология.
После открытия Гарвея ещё оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628—1694), когда был изобретён микроскоп. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи, селезёнки, почки и ряда других органов. Мальпиги открыл предсказанные Гарвеем капилляры, но он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные. Только Шумлянский (1748—1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.
Член Санкт-Петербургской Академии наук Каспар Вольф (1734—1794) доказал, что в процессе эмбриогенеза, органы возникают и развиваются заново. Поэтому в противовес теории преформизма, согласно которой все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, он выдвинул теорию эпигенеза.
Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744—1829) в своём сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды. Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик Карл Эрнст фон Бэр (1792—1876) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Английский ученый Чарльз Дарвин (1809—1882) в своём произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира.
Эмбриологические исследования Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли своё выражение в биогенетическом законе. Последний был углублён и исправлен Северцовым, который доказал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА -наука о форме строение, происхождение и развитие органов, систем и организма в целом эта наука относится к биологическим наукам, объединенных общим термином "морфология" (от греческого morpho - форма, logos - учение).
Задача анатомии как науки заключается в системном подходе к описанию формы, строения и положения (топографии) частей и органов тела в единстве с выполняемыми функциями с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. В связи с указанным, анатомию делят на системную, топографическую (хирургическую), возрастную, сравнительную, пластическую, типичную, патологическую.
Системная анатомия рассматривает форму и строение органов, объединенных в системы, поэтому включает: учение о костях (остеология) и их соединения (артрология), о мышцы (миология), внутренности (спланхнологию), сердечно-сосудистую систему ( ангиологии), нервную систему (неврологию), органы внутренней секреции (эндокринология) и органы чувств (естезиологию).
Топографическая (хирургическая) анатомия (от греческого topos - место, grapho - пишу) изучает взаимное расположение органов, сосудов и нервов в разных участках тела, имеющего большое значение для хирургии.
Возрастная анатомия исследует возрастные аспекты анатомических особенностей индивидуального развития человека - онтогенеза (от греч. Ontos - лицо, genesis - развитие). Развитие человека до рождения, в частности, в зародышевом периоде, рассматривает эмбриология (от греч. Embryon - зародыш), а пожилых людей изучает геронтология (от греч. Geron - старый).
Сравнительная анатомия изучает сходства и различия строения органов животных и человека, исследует особенности строения тела животных на различных этапах эволюции, помогает выяснить историческое развитие организма человека - филогенез (от греч. Phylon - род).
Пластическая анатомия исследует статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно для того, чтобы понять выразительность внешних форм тела человека (ее преподают преимущественно в художественных учебных заведениях при подготовке скульпторов и художников).
Патологическая анатомия (от греч. Pathos - болезнь, страдание) изучает строение организма, измененного под влиянием различных заболеваний и повреждений.
Анатомию человека рассматривают как составную часть антропологии (от греч. Anthropos - человек) - науки о происхождении и развитии человека, образование человеческих рас и вариантах строения человека.
Анатомия человека тесно связана с целым рядом других морфологических дисциплин, в частности с цитологией (от греч. Kytos - клетка) - наукой, которая изучает строение, функционирование и развитие клеток. Различают: общую цитологию, изучающая общие для большинства типов клеток структуры, их функции, метаболизм, реакции на повреждения, патологические изменения, репаративные процессы и приспособления к условиям среды; специальную цитологию - раздел цитологии, исследующая особенности отдельных типов клеток в связи с их специализацией или адаптацией к среде обитания. К морфологических дисциплин принадлежит также гистология (от греч. Hystos - ткань) - наука о развитии, микроскопическое и ультрамикроскопические строение, жизнедеятельность тканей. Различают: эволюционную гистологию - направление в гистологии, изучающий закономерности развития ткани в процессе филогенеза; экологическую гистологию - направление, изучающая особенности развития и строения тканей в связи с влиянием условий проживания и адаптации к внешней среде; общую гистологию; специальную гистологию; сравнительную гистологию т.д.
Современная анатомия человека, как наука XXI века, синтезирует данные смежных и родственных к анатомии дисциплин - гистологии, цитологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физиологии и вообще - биологии, антропологии и экологии. Сейчас анатомия рассматривает форму и строение органов, систем и организма человека в целом как продукт наследственности, которая меняется в зависимости от определенных условий биологической и социальной среды, и выполняемой организмом работы во времени (фило-и онтогенез) и пространстве (в разных регионах земного шара) .
Для анатомических исследований современная анатомия использует большой набор методик, которые постоянно меняются, совершенствуются и дополняются в соответствии с успехов и достижений смежных наук, общего технического прогресса Основными методами исследования в анатомии является макроскопический, макро-микроскопический, микроскопический, электронно, гистохимического, спектрофлуорометричний т.д. А также такие прижизненные (анатомические по своей сущности) методы инструментального исследования, как рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, термографические, магнитно-резонансного изображения и т.д.
Наиболее распространенным методом в анатомии является макроскопический метод, который включает: 1) соматоскопию (внешний осмотр тела, определение его размеров, формы участков тела, биологических признаков зрелости организма) 2) антропометрии (измерение по определенным правилам отдельных частей тела, изучение их пропорциональных отношений, определение типа конституции исследуемого), 3) препарирования (изучение строения тела с применением сечений и соответствующих методик изъятие органов); 4) последовательный вскрытие замороженного трупа или его частей за Н. И. Пироговым (для уточнения топографического расположения органов, сосудов, нервов, фасций т.д.); 5) инъекции сосудов окрашенными или контрастными массами, коррозия, просветление (для определения формы и строения сосудов и полых органов); 6) мацерация (метод изготовления препаратов костей, предусматривающий гниения и отделения таким образом мягких тканей от костей).
Макро-микроскопический метод (по В. П. Воробьевым) - это метод препарирования тотальных объектов с помощью микрохирургических инструментов с применением оптических приборов, которые дают увеличение в 5-40 раз. При этом используют выборочное окраска нервов (например, метиленовой синькой) или инъекции сосудов цветными наполнителями.
Микроскопический метод (как совокупность гистологических и гистохимических методик) в современной анатомии применяют довольно часто, так же как трансмиссионный электронный микроскоп (дает увеличение в 100-500 тысяч раз) и сканирующий электронный микроскоп (воспроизводит трехмерное изображение ультраструктур).
Анатомия как наука имеет собственный понятийный материал, который отражает анатомическая номенклатура. У истоков формирования анатомической номенклатуры (научно обоснованного перечня анатомических терминов, которые применяются в медицине и биологии) стояли Гиппократ (460-377 pp до н.э.), К. Гален (131-200 pp н.э.),
A. Везалий (1514-1564).
По-настоящему международный статус анатомическая терминология приобрела с 1895 года, когда на IX конгрессе анатомической союза в Базеле был утвержден Международную анатомическую номенклатуру. Этот перечень латинских и (частично) греческих терминов известный под названием Базельской анатомической номенклатуры (Basele Nomina Anatomica, сокращенно BNA).
С развитием морфологии анатомические термины требовали уточнений и дополнений. Поэтому анатомическая терминология несколько раз пересматривалась. На IV федеральном международном конгрессе анатомов 1955 было принято Парижскую анатомическую номенклатуру (Parisiensia Nomina Anatomica, сокращенно PNA). Она базировалась на BNA, из которой заимствовано 4286 терминов; новых наименований было 1354.
Современная медицина - одна из отраслей науки и профессиональной деятельности, которая отличается высоким уровнем международной интеграции. Этого можно достичь лишь благодаря широкому использованию в различных странах единой терминологической базы, в том числе и анатомической. Исходя из потребностей современной медицины, Федеративный комитет анатомической терминологии (сокращенно FCAT) в августе 1997 года в Сан-Пауло (Бразилия) принял новую современную упрощенную и универсальную анатомическую номенклатуру, в которой насчитывается 7 428 терминов.
АНАФЕМА (греч. anathema – проклятье) – в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви, считающееся высшей карой. Установлена со времен Халкидонского Вселенского собора (451 г.) А. использовалась церквами разных исповеданий, часто в политических целях.
АНАФЕМАТИЗМЫ –постановления собора или правила отца церкви с угрозой предания анафеме. Известно 12-ть А., написанных Кириллом Александрийским против заблуждений Нестория. К А. могут быть отнесены и правила собора гангарского (против евстафиан).
АНАХАТА– 4 чакра. Находится в области сердца. 12 лепестков. Цвет – зеленый. Таттва (элемент) воздух. Отвечает за сердечную и легочную деятельность. Форма янтры; серозеленая шестиконечная звезда (2 скрещенных треугольника). Треугольник, направленный вверх, символизирует Шиву, мужской принцип, треугольник, направленный вниз символизирует Шакти, женский принцип. Баланс достигается, если эти две силы соединены гармонично. Биджа (семя) звук ЙАМ. Во время произнесения этого звука следует концентрировать внимание на сердце. Если ЙАМ произносится правильно, то сердце начинает вибрировать и преодолеваются любые препятствия в сердечном плексусе, а если сердце открыто, то поток энергии начинает беспрепятственно двигаться вверх. Эта биджа дает контроль над пранами и дыханием. Правящая планета Венера.
Благодаря сосредоточению на А. ч. человек становится владыкой своего Я, обретает силу и внутреннюю мудрость. Мужская и женская энергии приходят в состояние равновесия. Человек обретает контроль над чувствами. Тот, кто сосредоточен на 4 чакре. Возвышается над всеми обстоятельствами и ограничениями. Его жизнь становится источником вдохновения для других, в его присутствии люди обретают покой и радость. Благодаря работе с 4 чакрой можно обрести милосердие, космическую любовь, общение со
Всевышним и творческое вдохновение. Человек 4 чакры осознает свою карму. Бхакти, преданность Богу, становится основной силой, с помощью к-рой он достигает гармонии на всех уровнях.
АНАХИСТА - богиня воды и плодородия (выступает в паре с Митрой). Она заставляет пениться потоки воды и моря, она дает изобилие и хороший урожай без которого люди умрут.
АНАХОРЕТ –отшельник, пустынник. С конца 111 и в начале 1У вв. явление это приобрело весьма массовое распространение.
АНАЭРОБНЫЕ НАГРУЗКИ(греч. na – отрицательная частица, aer – воздух) – без воздуха. Противоположные аэробным нагрузкам (протекающим в присутствии кислорода). А.н., как правило осуществляются при задержке дыхания в дыхательных упражнениях хатха йоги, или частичного, неполного дыхания (дыхание по системе Бутейко) Цель А.н. – увеличение содержания в крови углекислоты.
АНГА –аспекты, ступени йоги. См Аштанга йога.
АНГЕЛЫ (греч. «вестники», перевод евр. та1аск), в иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых — служить единому Богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. Они либо исполняют это назначение, либо, искони отпав от Бога в акте измены, сами предстают как враги Бога и людей — бесы. Представление о том, что за всем неживым стоит живое, каждый процесс руководим чьим-то умом, космос в каждой своей части населён и трепещет от невидимых воль, сознаний, душ (ср. афоризм др.-греч. философа Фалеса: «всё полно богов»), является общим для всех мифологий и лежит в основе натуралистического язычества. Но в монотеистических религиозно-мифологических системах происходит преобразование этих представлений: действующие в мире духи уже не живут сами по себе и для себя, они ответственны перед единым Богом как его «служебные духи», от него и для него получают своё бытие, достоинство, место в мире, обязаны ему воинской верностью и воинской дисциплиной. Провозглашённая монотеизмом пропасть между внеприродным, трансцендентным Богом и его миром, между «творцом» и «творением» потребовала для раскрытия миру сокровенной «божьей воли и славы» А. как «вестников» Бога. Ветхозаветные тексты неоднократно подчёркивают незримость Яхве, и в этом контексте упоминания появляющегося в известных ситуациях «ангела Яхве» выглядят как указания на явление (в лице А.) самого Яхве. Описанная в книге Бытия лестница от небес до земли, приснившаяся Иакову, по которой сходят и восходят А., в то время как наверху восседает сам Бог (Быт. 28, 12 —13), — характерный символ этой медиации (посредничества) между «горним» и «дольним», между Богом и миром. Иудаизм и ислам в сущности знают самораскрытие Бога только через его «славу», персонифицируемую в А. (Евр. 2,2 называет Тору «через ангелов возвещённое слово», а в Коране агентом откровения выступает ангел Джибрил). В христианстве догмат о вочеловечении Бога существенно ограничивает роль осуществляемой А. медиации. В новозаветных текстах подчёркивается, что слова Иисуса Христа — прямое откровение Бога, обошедшееся без посредничества А. (о превосходстве Христа над А. — Евр. 1). Тем не менее А. возвещают и славят рождение Христа, возвещают его воскресение и вознесение, являются апостолам, участвуют в апокалиптических сценах. Описание А. в различных вероисповедных системах и в различные исторические периоды очень отличается (даже в Библии оно далеко не единообразно), но выявляет и некоторые сходные черты. Так, А. — это «бесплотные умы», они «бестелесны», т. е. не связаны тяжестью тела человека или животного, его подверженностью плотским нуждам; если они не имеют специального намерения быть увиденными, человеческие глаза их обычно не воспринимают. Однако лишь весьма поздно «бесплотность» А. интерпретируется как полная нематериальность. Ни в библейских текстах, ни в народных верованиях вопрос о материальности или нематериальности А. не ставится; часто предполагается, что А. обладают телом особого рода, «духовным» телом. Природа А. обычно описывается через уподобление наиболее тонкому, лёгкому и подвижному в материальном мире — огню, ветру и особенно свету. А. «огне видны»; имея в виду ряд библейских текстов, Псевдо-Дионисий Ареопагит (5 — нач. 6 вв.) отмечает их сродство с огнём молнии и с очистительным огнём жертвоприношения («О небесной иерархии», VII, 1). Есть рассказы об А., поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения будущих родителей Самсона (Суд. 13, 20—21). В позднеиудейской и христианской мифологии древнее представление об огненной природе А. испытывает воздействие стоической доктрины о всепроникающем и животворящем духовном огне — «огненной пневме». В ветхозаветном видении Исаии (Ис. 6, 6 — 7) серафим совершает над пророком инициацию при посредстве очистительно-опаляющего раскалённого угля с жертвенника (ср. также А. в виде огненных колёс — офаним — Иезек. 1; 10). Отсюда близость А. к «огненным» небесным светилам, звёздам и планетам (термин «воинство небесное», обозначающий в иудаизме, христианстве и исламе А., в семитических языческих культах прилагался к астральным божествам). Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет (Гавриил — с Луной, Рафаил — с Меркурием и т. д.). Что касается ветра, то сродство с ним природы А. тем более бросается в глаза, что древнееврейский, арамейский и арабский языки обозначают «дух» и «ветер» одним и тем же словом (руах, руха, рух). В одном из ветхозаветных псалмов поэт обращается к Яхве, шествующему «на крыльях ветров» (или «на крыльях духов»): «ты творишь вестниками твоими (А. твоими) ветры (духов), служителями твоими — огонь пылающий» (Пс. 103, 3—4). В новозаветном Апокалипсисе А. имеют власть над ветрами (Апок. 7, 1). Наконец, А. — это «А. света», их тела и одежды как бы состоят из света, обладая его лёгкостью, быстротой и блистательностью. Само слово «свет» входит в состав традиционного еврейского имени одного из А. (архангелов) — Уриил (Уриэль). А. находятся в особенно близких отношениях — но уже отношениях не сродства, а власти — с самыми различными стихийными силами и объектами социального и природного космоса, как распорядители, управители и хранители светил, родников, растений и животных, облаков и дождей, небесных сфер, а также человеческих индивидов и коллективов — городов, стран, народов, церковных общин и т. п. Эти темы особенно обстоятельно трактуются в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (2 в. до н. э.). К отдельным людям приставлены А.-хранители, ведающие образованием их тел в чреве матери (Тертуллиан, «О душе», 37), а затем сопровождающие их на всех путях жизни; но более великие А. ведают целыми народами: архангел Михаил, выступающий как «князь» (евр. сар, в греч. переводе «архонт») еврейского народа, вступает в борьбу с «князем» Персии (Дан. 10, 13). В «Книге Еноха» упомянут как один из А. Метатрон («стоящий у престола»), некий везир Бога и как бы А.-хранитель всего мира. А., заступившие место языческих божеств, демонов и гениев природы и человеческой жизни, могли порой затмевать в народном сознании верховного единого бога, монотеистический принцип как таковой. Гностики приписывали А. сотворение материального мира. Тем важнее было для ортодоксии всех трёх монотеистических религий подчеркнуть, что А. от Бога получили своё бытие, что они отделены от него различием более принципиальным, нежели различие между ними и людьми, и безусловно ему подчинены. Бесконечное множество А. (по Дан. 7, 10 — «тысячи тысяч», по Иоанну Златоусту, христианскому проповеднику кон. 4 — нач. 5 вв., — число, реально не имеющее предела) как бы оттеняет трансцендентное единство бога монотеизма. Со времён позднебиблейского иудаизма считалось бесспорным, что бог сотворил А., и спорили только о времени их сотворения (по мнению авторитетов Талмуда, во второй день творения, по иудейской «Книге Юбилеев», близкой времени возникновения христианства, — на первый, по мнению христианского писателя 4—5 вв. Иеронима, — задолго до сотворения мира). Покорность А. Богу (подчёркиваемая, между прочим, в 21-й суре Корана) ещё более бесспорна. Согласно наиболее распространённой и ортодоксальной версии, А. предстают либо безупречными воинами бога, либо изменниками в виде бесов.
Однако на периферии традиций иудаизма и христианства существовало предание об А., оставшихся нейтральными в час небесной битвы между верными воинами Бога и врагами Бога и ныне дожидающихся окончательного приговора на страшном суде (Данте в III песни «Ада» «Божественной комедии» отзывается о них с большим презрением); есть также мусульманские легенды об А., не безусловно злых и не отрекающихся от Бога, но претерпевающих постыдное грехопадение (Харут и Марут). Впрочем, на архаической стадии мифологии иудаизма небесные враги человека вроде сатаны ещё не воспринимались как явные враги Бога [сатана в книге Иова (1, 6) входит в число «сынов Элохим», т. е. А., и выступает перед богом в роли наушника]; впоследствии сходная неясность продолжает существовать в отношении столь важного мифологического персонажа, как А. смерти (евр. Самаэль, мусульм. малак аль мавт, Коран 32, 11, позднее Израил), предстающий одновременно как враг Бога и как исполнитель его приказов. Служение А. богу систематически описывается в двоякой системе образов: в образах космического воинствования и в образах культового действа. Образ небесного воина и военачальника по преимуществу — архангел Михаил, «архистратиг воинства небесного», антагонист сатаны. Космическая литургия А., упоминаемая и в иудаистических текстах, и в Коране (21, 20), описываемая в Апокалипсисе (15), особенно волновала воображение христианских писателей, проповедников и живописцев Византии. Для христианской традиции важен аспект непричастности А. плотским страстям, как бы их девственничество. Иначе говоря, рядом с образами А.-слуг, А.-воинов и А.-свя щеннослужителей встаёт ещё один образ — А.-монахов (ср. Матф. 22, 30). По преданию, коптский монах Пахомий (4 в.), впервые введший для монахов уставную единообразную одежду, скопировал её с одеяния явившегося ему А. Святых аскетов неоднократно называют в житиях и гимнах «земными А.». Уже ессеи, предвосхитившие в иудаизме христианское монашество, были особенно преданы культу А.: по сообщению Иосифа Флавия («Иудейская война», II, 8, 7), они при вступлении в общину клялись сохранять в тайне имена А. Лишь постепенно создаётся очень сложная иерархия А. — как в иудаизме (различные перечни «рангов» А.), так и в христианстве (см. Девять чинов ангельских; в системе этой иерархии «собственно» А. называется девятый «чин»).
АНГЕЛОВЦЫ –( ангелиты) – еретическая секта. Названа так от ангелов, к-рых они боготворили. Ересть эта распространилась в конце 11 в. Но существует версия, что свое название А. получили от некого места – Ангелина, находящегося в Месопотамии.
АНГЕЛОЛАТРИЯ –почитание ангелов, поклонение ангелам. Еще на Лаокадийском соборе в 1У в. оно было отвергнуто как идолопоклонство, но на 2-м Никейском соборе (787 г.) было снова освящено церковью.
АНГЕЛЬСКОЕ ЖИТИЕ,или ангельский образ – третья степень монашества, совершенного по Богомыслию, чистоте, нестяжанию и послушанию. По греч. называется схима, т.е. образ.
АНГИНА (острый тонзиллит) – инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Воспалительный процесс может локализоваться и в других скоплениях лимфаденоидной ткани глотки и гортани, поэтому различают катаральную, фолликулярную и лакунарную формы ангины. Но по существу это различные проявления одного и того же воспалительного процесса небных миндалин. Проявляется А. болью при глотании, повышением температуры тела. Нередки жалобы на боли в суставах, головную боль, периодический озноб. А. опасна своими осложнениями; ревматизмом, холециститом, менингитом, нефритом и т.д.
При лечении А. обязательно постельный режим, полоскания, обильное питье. Поласкают горло солесодовым раствором, в народной медицине некоторыми травами, в частности ромашкой. Для лечения А. также используют некоторые упражнения хатха йоги, например, симхасана (поза льва). Особое значение имеет профилактика заболевания, прежде всего закаливание организма, свежий воздух и т.д.
АНГИРАС, в ведийской и индуистской мифологии великий риши (в некоторых версиях — один из семи), посредник между богами и людьми, родоначальник класса полубогов ангирасов. Сам А. — третий сын Брахмы, вышедший из его уст или из семени Брахмы, упавшего на раскалённый уголь (Мбх. XIII); он же — один из десяти прародителей человечества (ср. Праджапати). Риши А. приписывалось составление многих гимнов «Ригведы». Позже с этим именем связывался образ установителя законов и астронома. Как астрономическая персонификация А. отождествлялся с Брихаспати, управлявшим планетой Юпитер, или с самой планетой. Обычные определения А. — «жрец богов» и «господин жертвы». Не случайна его связь с Агни, имя которого нередко соединяется или заменяется эпитетом А. Агни и А. связываются и в мифологическом мотиве: А. — сын Уру от Агнеи, дочери Агни. Иногда А. — приёмный сын Агни (Мбх. III). В ряде гимнов имена А. и Агни включаются в анаграмматические ряды. Сыновья А. — Агни (напр., Мбх. XIII), Брихаспати, мудрецы Утатхья (ср. сюжет: соперничество Варуны и Утат- хьи, XIII), Самварта (ср. его участие в сюжете о жертвоприношении царя Марутты, XIV, ср. также «Рамаяну» — версия с участием Раваны). Иногда называются и другие сыновья и дочери А. Особенно известен миф о семерых мудрецах, сыновьях А., родившихся в облике медведей и впоследствии ставших семью звёздами Большой Медведицы. Из других потомков А. называют риши Канву, нашедшего и воспитавшего Шакунталу; Маркандею (иногда он даже сын А.), великого мудреца, получившего в дар вечную юность; Гаутаму, великого подвижника (ср. сказание о совращении Индрой жён мудрецов, Мбх. XIII); Качу, внука А. (ср. сказание о Яяти, Мбх. I) и других. В более поздних источниках указываются и жёны А. — Смрити — «память», Шраддха — «вера», Свадха — «жертва» (соответствующий возглас), Сати — «истина», имена которых напоминают иранских Амеша Спента. В «Бхагавата-пуране» упоминается в качестве жены А. Ратхи Тара. А. используется как синоним Агни или его эпитет.