Классификация методов психологического исследования.
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Согласно Дружинину В.Н., можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.
Правда, термин "метод" может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).
Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив "методы" на:
1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
2) методические приемы;
3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент— на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.
Критику классификации Г.Д. Пирьова дал Б.Г. Ананьев, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные выше), 2) эмпирические, 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.
К организационным методам, Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), приходиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод. В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов. Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, "промежуточный" по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.
В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внеш-ненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определить специфику тех и других.
Мы будем с вами опираться на классификацию методов психологического исследования, которую предложил В.В. Никандров, изменив и дополнив классификацию Б.Г. Ананьева:
I. Организационные методы (подходы)
1. Сравнительный.
2. Лонгитюдный.
3. Комплексный.
II. Эмпирические методы
1. Обсервационные (наблюдение):
- объективное наблюдение;
- самонаблюдение (интроспекция).
2. Вербально-коммуникативные методы:
- беседа;
-опрос (интервью и анкетирование).
3. Экспериментальные методы:
- лабораторный эксперимент;
- естественный эксперимент;
- формирующий эксперимент.
4. Психодиагностические методы:
- психодиагностические тесты;
- психосемантические тесты;
- психомоторные методы;
- методы социально-психологической диагностики личности.
5. Психотерапевтические методы.
6. Методы изучения продуктов деятельности.
7. Биографические методы.
8. Психофизиологические методы:
- методы изучения работы вегетативной нервной системы;
- методы изучения работы соматической нервной системы;
- методы изучения работы центральной нервной системы.
9. Праксиметрические методы:
- общие методы исследования отдельных движений и действий;
- специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.
10. Моделирование:
- моделирование психики;
- психологическое моделирование.
11. Специфические методы отраслевых психологических наук.
III. Методы обработки данных
1. Количественные методы;
2. Качественные методы.
IV. Интерпретационные методы (подходы)
1. Генетический.
2. Структурный.
3. Функциональный.
4. Комплексный.
5. Системный.
Приведенная классификация не является исчерпывающей и строго систематизированной, но все же дает общее представление о системе используемых в психологии методов, причем методов с устоявшимися в практике их использования обозначениями и наименованиями. Кроме того, как указывает автор, предложенная классификация является системой гибкой и открытой, допускающей дополнения и коррекции без существенных изменений в целом.