Эмпирическая (полевая) часть исследования
Схема 13. Основные этапы научного исследования
Основные понятия:
Научное исследование– основной механизм развития научного знания.
Структура научного исследования:
• методологическая часть (формулировка и обоснование проблемы, анализ основных понятий, указание цели и задач, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотез);
• методическая часть (определение обследуемой совокупности, подбор методов сбора и обработки информации);
• эмпирическая часть (собственно проведение исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных данных, формулировка выводов, разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов).
Проблема –познавательное противоречие, вызванное невозможностью объяснить данные в рамках имеющихся представлений, формулируемое в виде вопроса; состояние «знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социально-психологического явления или процесса.
Рабочая концепция исследования (РКИ)– основные теоретические положения, понятия, опираясь на которые строится логика и выбирается стратегия эмпирического исследования; логический анализ и структурирование основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагающий точное, всестороннее объяснение их содержания.
Объект исследования– это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, все то, на что направлен процесс познания исследователя.
Предмет исследования– это наиболее значимые (с практической и теоретической позиций) стороны объекта, которые выпукло отражают противоречия, изучаемые исследователем.
Цель исследования– это желаемый конечный теоретико-познавательный или прикладной результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность.
Задачи исследования– пути (ступени) достижения цели исследования, которые задают логику и последовательность выполнения работы.
Гипотеза –главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике; научное предположение, выдвигаемое в рамках исходной теории для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Выборка (выборочная совокупность)– группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для исследования по ряду критериев, отражающих структуру изучаемого явления; общность людей, выступающих носителями той или иной психологической проблемы.
Метод– основной принцип и способ организации деятельности; обоснованный нормативный способ сбора, обработки и анализа данных.
Методика– форма реализации метода, совокупность приемов, операций, их последовательность и взаимосвязь, а также формализованные правила сбора, обработки и анализа данных; выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Представление данных– оформление данных в письменной и наглядной форме (таблицы, рисунки, графики), способствующее более полному, целостному восприятию результатов исследования.
Обработка данных– приведение первичной информации в соответствующий вид, ее обобщение для дальнейшего количественного и качественного анализа и интерпретации.
Математическая обработка– оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании, выявление связей и отношений между параметрами.
Анализ и интерпретация данных– научное объяснение полученных результатов исследования в соответствии с теорией, целью, задачами и гипотезами исследования.
Выводы– утверждения, выражающие в краткой форме основные содержательные итоги исследования; отражение в тезисной форме нового знания, полученного исследователем.
Рекомендации– предложения или указания по применению полученных результатов в практической деятельности для решения определенного круга психологических проблем.
3.2. Психология как профессия 3.2.1. Понятие о профессии. Социальный заказ на психологические знания
Определенная система
профессиональной
подготовки
Социально признаваемый и/или
юридически фиксированный
трудовой пост
Качественная определенность
человека (знания, умения, навыки, опыт, квалификация, пригодность)
Схема 14. Основные аспекты рассмотрения профессии (Е.А. Климов)
Основные понятия:
Профессия– необходимая для общества и ограниченная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; группа родственных специальностей.
Существуют смежные понятия: «специальность», «квалификация», «должность». Их следует отличать от понятия «профессия»..
Специальность– разновидности областей труда, видов занятий в рамках (пределах) одной профессии.
Квалификация– уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень подготовленности к какому-либо виду труда.
Должность– служебное место с определенными обязанностями и кругом действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.
Схема 15. Источники формирования социального заказа на психологические знания (профессию)
Социальный заказ– осознанная потребность общества в соответствующем виде профессиональной деятельности, а также в специалистах определенного профиля.
Профессия «психолог» появилась в ХХ веке. Процесс формирования профессии психолога имеет свою специфику в разных странах и разных сферах социальной жизни. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью, сформировалась и обрела общественный статус раньше практической психологии.