Личностных особенностей человекав группе
Из 38 социально-психологических феноменов, описанных О.С. Анисимовым с соавторами [5], 28 относятся к личности в ее связях с группой. В истории социальной психологии на социально-психологические характеристики личности было обращено внимание ряда крупных исследователей. Б начале XX в. НА. Рожков предпринял попытку создать историческ} ю характерологию [50, 51] Характер понимался как психологический склад личности. Одни черты характера являются основными, другие производными от них Отношения личности и общества, внутри социальных групп и между ними представлены как межиндивидуальные. «Психический тип это то же в истории духовной культуры, что тип экономический в истории хозяйства, тип социальный в истории устройства общества, тип политический в истории государства» [50, с 1 ] -2 Н А. Рожков считал исторически важным то. что «марксисты признают не психологию отдельного человека, равно как и не психологию «человека вообще», а психологию социальной группы, члены которой связаны между собой одинаковыми хозяйственными интересами» [51. с. 176] Эти положения Н.А. Рожков пытается применить в своей типологии общественных характеров в связи с исторически меняющейся структурой человеческого общества. Он выделяет 6 типов психического склада личности: эгоисты, индивидуалисты, эстетики, этики, аналитики и этические индивидуалисты В этих типах отчетливо выявляется связь личностных характеристик с системой отношений человека с другими людьми. Основанием для деления этих типов выступает главная, определяющая черта поведения человека, она же является ведущей при формировании личности.
Поиск характеристик типов отношений людей между собой, в группе и между группами, содержится в трудах В.А. Вагнера [22. 23]. Если Н.А. Рожков рассматривал социальную ступень в развитии общества и на ее основе искал характерологические особенности людей, то В.А. Вагнер прослеживал сквозные линии в развитии общества от животных к человеку, от биологии к социологии. Типы человека являются общими для него и нкивотных. В.А. Вагнер выделяет вожаческий, стадный, социальный и антисоциальный типы. Каждый тип характеризуется наследственно-соматическими (характер, темперамент, эмоции) и наследственно-психонервными
признаками (инстинкты, частью способности разумного организма). Психологическим содержанием типов являются взаимоотношения в группе Прн бнояогизаторском подходе к эволюции общества, законам его развития В.А Вагнер представлял очень интересные психологические описания типов социального поведения. Так, для вожаческого типа характерны эгоизм, честолюбие, стремление властвовать. Стадный тип, которому свойственна подражательность, слабое проявление самостоятельности, пытается разыскать кого-нибудь, за кем бы он мог следовать Социальный тип жертвует собой во имя блага других. Между типами идет постоянная борьба, особенно между вожаческим и социальным типом за влияние на людей стадного типа. Вожаки, по мнению В А Вагнера, не могут объединяться в один постоянный коллектив, их может на время объединить единство интересов, но как только общая задача решается, между людьми этого типа начинается ожесточенная борьба. «Толпа в человеческом обществе представляет собой явление идентичное толпе стадных животных» [22, с.156-157]
Психологическая типология личности представлена А.Ф. Ла-зурским, который сформулировал идею о существовании «промежуточных психологии» Промежуточной между индивидуальной и социальной психологией является психология личности. По существу этой идеей А.Ф Лазурский закладывает основы социальной психологии личности [40, 41, 42, 43].
В основу типологии личности А Ф Лазурский положил соотношение эндо- и экзопсихики Первая характеризует связь физиологических и психических процессов, вторая - отношения личности и внешней среды Эта последняя характеристика имеет существенное значение для понимания личности в обществе, в группе. По мнению А.Ф. Лазурского, «классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова» [47, с 6] Социально-психологические качества личности проявляются по-разному, в зависимости от объекта отношений, соотношения эндо- и экзопсихики, от уровня развития личности А.Ф. Лазурский выделил три уровня: низкий, средний, высший В условиях естественного эксперимента (метода, введенного и обоснованного А.Ф. Ла-зурским) изучались отношения личности в семье, школе, среди сверстников. Тонкие наблюдения и выводы из исследований
приводятся А Ф. Лазурским при характеристике чувств по отношению к другим людям Среди этих чувств выделялись общественные чувства, чувства симпатии, родственные привязанности (к семье, родителям, детям), чувство уважения (к старшим, начальству), чувство сострадания, поддержки (к слабым, к старикам) и др. Социально-психологические особенности личности проявляются и в отношениях к себе самой, В отношениях, личности отражается ее статус в общности, уровень требований к другим и к себе, отношение к оценкам и мнениям окружающих, податливость или сопротивляемость внешним влияниям, мера приспособленности человека к внешним условиям своей жизни и деятельности, уровень самооценки и самосознания личности
Линия А.Ф. Лазурского в создании характерологии личности была продолжена В.Н. Мясищевым [32, 47. 48]. Он внес дальнейший вклад в создание социальной психологии личности. Особенность его концепции состоит в том, что в качестве системообразующего признака типологических психологических характеристик личности он берет отношения человека. Эта концепция достаточно хорошо известна. Исходя из понимания сущности личности как совокупности общественных отношении, ВН, Мясищев дает дифференцированную характеристику этих отношений Существуют объективные и субъективные отношения. Выделяются общественные и межличностные отношения. Особенности отношений определяются их объектами. Отношения отличаются своим знаком. Взаимоотношения между людьми являются формой отношений. Они определяют взаимодействие людей. Механизмами осуществления отношений являются общение и деятельность.
Непосредственное отношение к рассмотрению личности в группе имеют некоторые работы Б.Г. Ананьева. В 1949 г. им была прочитана публичная лекция на тему «Проблема формирования характера» Текст этой лекции стал основой публикации отдельным изданием этой работы в том же году [3]. Мы обращаем внимание на эту публикацию потому, что на нее мало ссылаются. Между тем. здесь в концентрированном виде выражена точка зрения автора на характер. Для нас она интересна тем, что в ней указывается на такие свойства характера, в которых прежде всего выражаются отношения между людьми. Представления о характере изложены в работе «Воспитание характера школьника», опубликованной в 1941 г. По мнению Б.Г. Ананьева, характер в психологическом отношении
для каждой личности будет такое ее проявление, которое выражает основную жизненную направленность. Проявляется он в своеобразном для данной личности образе действий [2 Наряду со своеобразием жизненной направленности,проявляющейся в потребностях, интересах, идеалах, основными свойствами характера являются нравственные привычки,существующие в форме привязанностей, вкусов, коммуникативные свойства,в которых выражаются отношения личности к другим людям, и самооценка. Всамооценке проявляется отношение личности к самой себе Кроме того, характер включает волевые, интеллектуальные свойства, эмоционально-динамические проявления, образовавшиеся на основе темперамента [3]. Основными жизненными объектами, отношения к которым определяют направленность личности, выделяются- «1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, 4) собственная деятельность и личность человека» [4, с.64]. Эти отношения являются характерооб-разующими. Они фиксируются в чертах характера Примерами таких черт являются - принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и др. В формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде, и которые, в свою очередь, обусловливают отношение человека к собственной личности, к самому себе [4 с.63]. В процессе общения, во взаимодействии человека с другими людьми осуществляется восприятие и понимание личностью других и формируется ее самосознание как обобщенное знание своей личности Самооценка связана с оценкой «Именно общение, практика общественной жизни, сотрудничество, идейная борьба дают человеку возможность не только ориентироваться в быту и в знаниях других людей, но и понять самого себя)1 [4, с 70]
Необходимость исследования личности в коллективеподчеркивал на рубеже 50-60-х годов А.Г. Ковалев[29, 30, 31]. Онсчитал, что «индивидуально-психологическое исследование должно постоянно сочетаться с социально-психологическим изучением» [31, с 373] А.Г. Ковалев критически оценил две существовавшие в то время тенденции* 1) исследовать личность изолированно от коллектива, в котором она живет и формируется, 2) при иссле-
довании коллектива забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои индивидуальные особенности [31 А Г Ковалев справедливо указывал, что исследователи коллектива часто концентрируют внимание на его организации, структуре, уровнял развития, не обращаясь к изучению социально-психологических явлений в нем, в частности, не учитывая настроения в коллективе, их динамику. Для понимания личности в группе важным представляется следующее положение А Г. Ковалева: «В процессе труда можно изучить и отношение личности к другим людям, к коллективу, к собственным обязанностям. Эти данные можно получить, сопоставив усилия учащегося в труде, имеющем коллективную значимость, и в труде, имеющем только частно-личное значение, выполняемом в коллективе и в сотрудничестве с другими и в труде рядом с другими и, наконец, в труде, выполняемом в одиночку и наедине (судить об этом можно по производительности труда)» [31, с 275].
В конкретных исследованиях школьников, в какой-то степени следуя методике организации эксперимента и способам обработки эмпирических данных А Ф. Лазурского, А.Г Ковалев дает перечень показателей по разным уровням развития отношений школьника его способностей, активности, успешности в деятельности, а также показателей типологических особенностей высшей нервной деятельности. Представляется существенной характеристика содержания этих перечней Так, перечень показателей по отношениям включает, отношения к коллективу, отношения к учению, отношения к труду, отношение к искусству. Перечень показателей по способностям- интеллектуальные способности, организаторские способности, способности в области искусства Показателями по активности являются: уровень активности в учебе, уровень активности в общественной деятельности, уровень активности в физическом труде Успешность в деятельности определяется по показателям- успехи в учебе, успехи в общественной деятельности, успехи в труде и успехи в области искусства |31 ]
А Г Ковалев разработал примерную программу изучения нравственно-психологического облика школьника Эта программа состоит из 4-х блоков: 1) история жизни и формирования личности дошкольника; 2) история жизни и формирования нравственно-психологического облика младшего школьника; 3) анализ условий жизни и образа поведения подростка и старшего школьника и
4) сводная характеристика школьника. Во все блоки включены социально-психологические вопросы. Но наиболее концентрированно социально-психологические данные для характеристики личности можно получить по 3-ему блоку. Он включает следующие позиции коллектив и его структура; нравственно-психологическая атмосфера в жизни коллектива; положение изучаемой личности в коллективе (в активе или в пассиве); авторитет изучаемой личности в коллективе (оценка и притязания); отношение изучаемой личности к коллективу (оценка и притязания); авторитет коллектива в глазах изучаемой личности, отношения разных учителей к школьнику, критерии этих отношений; отношения школьника к различным учителям и мотивы этих отношений; внешкольные связи, их характер и влияние на поведение изучаемого школьника; образ жизни в семье; отношение школьника к различным предметам обучения и мотивы этих отношений; отношение к труду; отношение к сверстникам; отношение к общественным обязанностям, мотивы и уровень активности в общественной деятельности; нравственные убеждения [31].
В этой программе и других публикациях А.Г. Ковалева содержится много данных для понимания закономерностей внутригруп-повых отношений, оценки статуса личности в группе, форм ее взаимодействия с группой. Хотя эти исследования проведены на школьниках, они имеют общее социально-психологическое значение. Многие из выдвинутых А.Г, Ковалевым идей на рубеже 50-60-х годов актуальны и в настоящее время.