Система профориентации в образовательном пространстве школы
В процессе сопровождения психологическая служба решала различные задачи исходя из специфики работы школы, как школы профильной адаптации:
Помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов и активных методов обучения.
Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов, администрации.
Результат организации профильного образования - формирование у учащихся следующих компетенций: умение самостоятельно учиться и переучиваться в случае необходимости; желание повышать свою квалификацию, свой статус (стремление к самосовершенствованию); быть способным быстро адаптироваться к новым условиям жизни и труда, принимать ответственные решения; проектировать собственную деятельность: уметь ставить цель, задачи, находить эффективные способы деятельности, анализировать собственную деятельность, деятельность других.
Сложилась определенная система профориентации и профилизации в рамках деятельности психологической службы.
Взаимодействие с внешкольными учреждениями. Для того, чтобы учащиеся всесторонне могли получить психологическую помощь, чтобы будущие выпускники имели представление где они могут учиться дальше, быть востребованными как специалисты, куда обратиться за помощью, психологическая служба активно взаимодействует с различными психологическими реабилитационными и образовательными центрами города.
Центры оказывают большое содействие в коррекции, развитии и профессиональной ориентации наших учащихся.
-Психоневрологический центр социальной реабилитации детей младшего школьного возраста.
-Психоневрологический центр социальной реабилитации подростков «Рауан».
-Психоневрологический центр Со-реабилитации подростков с делинквентным поведением.
-Областное ИПК ПКучителей.
-Региональный центр «ДАРЫН» - совместная деятельность по проблемам одаренных детей: проведение семинаров, диагностика по выявлению одаренных детей,
тренинги с участниками олимпиад, конкурсов Лидер ХХ века, подготовка научных проектов школьников по психологии.
-Республиканский центр по проблемам наркомании – психологические тренинги психологов, учителей, просветительская работа с учащимися школы.
-Городской центр по формированию привитию ЗОЖ – решение задач по реализации эксперимента « Школа – здоровая среда»
-ИнЕУ– интегрированные уроки с ведущими специалистами в профильных психологических классах, день открытых дверей – профильное самоопределение учащихся психологических классов, проведение студентами психодиагностической, просветительской и развивающей работы в период прохождения практики: тренингов, классных часов, групп психологической поддержки и т.д.
-ПГУ - участие психологов в научных семинарах кафедры педагогики и психологии, участие учащихся психологических классов в международных Сатпаевских чтениях.
-Павлодарский медицинский колледж – волонтерские группы студентов участвуют в совместной работе по профилактике делинквентного поведения среди учащихся нашей школы.
Таким образом, созданная система сопровождения УВП, профориентационной деятельности, практической психологической помощи учащимся в выборе профиля обучения,создание психологических классов, внедрение элективных курсов, может служить не только для развития различных сфер личности школьников, но и способствовать профессиональному и жизненному самоопределению учащихся.