Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту — проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности музыканта-исполнителя к выступлению. Психологическим аспектом формирования состояния готовности является организация деятельности и формирование установки в соответствии с характером, условиями конкретного публичного выступления. Педагогическая задача — поиск путей и средств обеспечения психической готовности музыканта к публичному выступлению в процессе работы над музыкальными произведениями. Это одна из актуальных проблем музыкальной педагогики, частных методик обучения пению и игре на инструментах. Она обсуждалась в первом разделе главы. Настоящий же раздел посвящен в основном анализу возможностей специальной психологической регуляции предконцертных состояний музыкантов-исполнителей . В психологической литературе имеются указания к классификации методов и приемов преднамеренного регулирования психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике.
286_____________________________Бочкарев Л. Л. Так, по времени применения методы и приемы делятся на оперативные и профилактические. Оперативные применяются непосредственно перед началом деятельности или при выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до начала деятельности. Профилактические методы преследуют цель сохранения оптимального рабочего самочувствия к моменту осуществления деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приемы, связанные с воздействием извне (например, педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом случае это различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и т. п., во втором — различные приемы саморегуляции. Последние А. Ц. Пуни [249], например, делит на три группы: 1 — приемы устранения внешних признаков эмоциональной напряженности путем сознательного контроля за эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления; 2 — приемы переключения внимания от травмирующих факторов на сам процесс деятельности; 3 — различные самовнушения (самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение). Способы самовнушения многообразны, и выбор того или иного из них определяется прежде всего характерологическими особенностями личности. В последнее время все большее значение в практике различных видов человеческой деятельности (техника, медицина, спорт, искусство) приобретает аутогенная (психорегулирую-щая) тренировка — система упражнений, основанная на самовнушении, целью которой является регуляция психического состояния. Метод активного самовнушения (в разных модификациях) использовали и используют в собственной практике многие известные исполнители и музыканты-педагоги: А. Алексеев, А. Ведерников, О. Вондровиц, М. Гринберг, Н. Кондратюк, К. Леймер, И. Менухин, И. Назаров, Ж. Феврие, Я. Экиер и др. Л. М. Ганелин, изучавший эффективность применения метода активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей к публичному выступлению, отмечает, что данные исследования свидетельствуют «о возможности использования самовнушения как для формирования положительного эмоционального фона, для уменьшения тревожной напряженности,
Музыкально-исполнительская деятельность____________287 для улучшения запоминания и последующего воспроизведения и т. п., так и для проявления (пробуждения) творческой активности вообще и конкретного формирования творческого индивидуального исполнения определенного произведения, в частности [96, с. ЗОО]. Методика суггестивной релаксации, апробированная А. А. Вос-триковым, А. А. Станко в Одесской консерватории, также способствовала снижению интенсивности отрицательных пред-концертных эмоциональных реакций. В модифицированном варианте психорегулирующая тренировка успешно применяется в практике работы с учащимися музыкальных школ и училищ нашей ученицей доцентом А. В. Вартанян, кандидатская диссертация которой посвящена проблемам регуляции неблагоприятных психических состояний музыкантов-исполнителей разных возрастных групп [77—78]. Методы психорегуляции успешно применяются в практике музыкального образования многих стран мира: Австрии, Болгарии, Польши, США, Японии, Канады и др. Вопросы использования средств прикладной психологии, в том числе методов психорегуляции, обсуждались на одном из заседаний международного конгресса ИСМЕ [381], ЕСКОМ [430]. Обзор новейших исследований в этой области представлен в статье А. Суини и Д. Хорана [416]. Одной из задач нашего исследования было экспериментально-психологическое изучение возможности применения методов психорегуляции в процессе подготовки музыкантов-исполнителей к публичному выступлению. С этой целью мы разработали модифицированный вариант психорегулирующей тренировки на основе апробированных многими авторами методов психорегуляции в прикладных отраслях психологии. Психорегулирующая тренировка состоит из двух основных частей — успокоения и мобилизации. Успокаивающая часть ПРТ — вариант аутогенной тренировки [12], имеющий некоторые методические особенности. Во время успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутогенетическую фазу — состояние сниженного уровня бодрствования, на фоне которого производится внушение, за которой следует фаза мобилизации — достижение оптимального психического состояния. Существует несколько способов завершения успокаивающего занятия [12] в соответствии с задачами применения ПРТ: вариант «успокоение», используемый в тех случаях, когда
^88_______________________________Бочкарев Л. А. человек находится в очень возбужденном состоянии (например, состояние сильного предконцертого возбуждения; вариант «активизация», применяемый в тех случаях, когда человек находится в оптимальном психическом состоянии до занятий ПРТ; вариант «тонизация», используемый в тех случаях, если уровень возбуждения недостаточен (например, состояние пред-концертной апатии). С помощью психорегулирующей тренировки мы решали следующие задачи: 1. обеспечивали оптимальное психическое состояние музыкантов (реверсией, тонизацией, успокоением) на этапе непосредственной подготовки к публичному выступлению. 2. предупреждали наступление утомления в процессе занятий в репетиториях, особенно в пред концертной период; сни-, мали или снижали уровень физического и психического утомления и восстанавливали работоспособность. 3. улучшали функциональное состояние исполнителей путем регуляции некоторых особенно важных психофизиологических функций (например, дыхания — у вокалистов и духовиков). 4. совершенствовали некоторые психические процессы, связанные с деятельностью в условиях публичного выступления: внимание, представления — с помощью идеомоторной тренировки [12, 77] в состоянии релаксации. 5. предупреждали возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний и устраняли травмирующие испытуемых психогенные и соматогенные факторы. Испытуемыми были студенты Российской Академии музыки им. Гнесиных (150 человек), которые занимались под нашим руководством и самостоятельно в течение 1,5 лет. Начальные групповые занятия проводились два раза в неделю в специальном классе АКМО лаборатории методов и технических средств обучения, затем раз в неделю — в общежитии Академии1. Психорегулирующая тренировка была включена также в комплекс мероприятий психологической подготовки Российских участников XXV международного конкурса «Пражская весна» (см. с. 242 настоящей книги). Овладение музыкантами-исполнителями психорегулирующей тренировкой происходило в два этапа: этап обучения и этап совершенствования, продолжительность которых зависела от индивидуальных особенностей испытуемых.
Музыкально-исполнительская деятельность_____________289 Как на этапе обучения, так и на этапе совершенствования применялись специальные группы формул, связанные с особенностями исполнительской деятельности, например: 1) мои пальцы прикасаются к теплой клавиатуре (для пианистов — на этапе обучения); 2) мой амбушюр свободен, легок, энергичен (для духовиков); 3) я «погружаюсь» в музыку: я и музыка — одно целое; при публике играю с большим удовольствием и др. Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении: а) умением сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предмете деятельности; б) умении ярко представлять в сознании содержание формул; умении предельно расслаблять мускулатуру; умении воздействовать на самого себя в момент наступления сниженного уровня бодрствования (релаксации). Не имея возможности детально осветить эффекты использования методик психорегуляции под углом зрения решения всех вышеназванных задач в процессе психологической подготовки музыкантов-исполнителей, — остановимся лишь на методических аспектах применения ПРТ в условиях публичных выступлений. Перед концертами ПРТ использовалась в целях регуляции неблагоприятных эмоциональных состояний и для успокоения при нервном возбуждении. Из экспериментальной группы в 150 человек в условиях публичных выступлений ПРТ пользовались лишь 90. Для 30 «психотерапевтическое вмешательство» перед концертами было отрицательно-эмоциогенным фактором, 30 испытуемых (например, Л. Т., см. с. 306 настоящей книги) решали с помощью ПРТ другие задачи — 2, 3, 4 (см. выше). На этапе непосредственной психологической подготовки музыканты занимались ПРТ ежедневно. Перед концертами использовался сокращенный вариант ПРТ (5—10 мин — в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых). Для большинства испытуемых эффективным было применение записанного на магнитофонную пленку индивидуального сокращенного варианта ПРТ, либо произнесение текста ПРТ руководителем (психологом), некоторые испытуемые тренировались
290______________________________Бочкарев Л. Л. самостоятельно. Занятия ПРТ перед концертами проходили в студии звукозаписи Академии. Научно-практический опыт свидетельствует о целесообразности завершения занятия ПРТ за 30-40 мин до выступления с целью предоставления музыкантам времени для самонастройки перед концертом. На этаце ситуативной психологической подготовки некоторые испытуемые использовали идеомоторную тренировку в целях сосредоточения внимания на исполняемом музыкальном произведении. Из 90 человек, применявших ПРТ в условиях публичного выступления, для 80 испытуемых задачей было снять излишнее нервное возбуждение, для чего использовался вариант «успокоение» при завершении успокаивающего занятия, лишь для одного испытуемого — Ю. Л. цель применения ПРТ перед концертами заключалась в повышении уровня возбуждения, т. к. преобладающими предконцертными состояниями Ю. Л. были состояния апатии1. Дифференциально-психологические различия в связи с эффектами использования ПРТ содержатся в выдержках из проблемных психологических характеристик наших испытуемых. Контроль за эффективностью применения психорегулирую-щей тренировки (как на этапе обучения, так и на этапе практического применения) осуществлялся с помощью комплексной методики для исследования психофизиологических коррелятов психических состояний (приборами Н. Н. Мищука, тре-мометром Ю. Н. Верхало, кроме того испытуемые вели под нашим руководством специальные дневники самоотчетов). Так, при завершении успокаивающего занятия у испытуемых сопротивление кожи повышается в среднем на 180,5 ком, пульс понижается в среднем на 5,6 уд/мин., что свидетельствует об эффективности релаксационных приемов. Данные самоотчётов также свидетельствуют о положительном эффекте 1 Сопоставляя эффект воздействия ПРТ и гипнотических внушений (см. психограмму Л. Т.), мы пришли к выводу о большей эффективности использования приемов саморегуляции в целях оптимизации психических состояний. Гипнотические внушения целесообразно применять лишь для экстренного улучшения психических состояний, при значительной стойкости отрицательных предконцертных состояний, при наличии условнорефлекторных фобических состояний (боязнь «потерять» голос, фобия покраснения и др.).
Музыкально-исполнительская деятельность________________297 применения психорегуляции (см. психологические характеристики испытуемых Т. В., Ю. Л., Л. Т.). Таким образом, материалы исследований, посвященных апробации методик психорегуляции, доказывают возможность их успешного использования как дополнительных средств оптимизации психических состояний музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений, в том числе — на начальном этапе обучения, что продемонстрировала наша ученица А. В. Вартанян. Однако следует отметить, что данные прикладной психологии и психогигиены могут быть успешно использованы в практике музыкальной педагогики лишь при учете специфики музыкально-исполнительской деятельности, поэтому попытки и призывы решить волнующую исполнителей проблему эстрадного волнения на основе достижений спортивной, военной психологии являются несостоятельными.