Становление социальной психологии
3.1. Особенности развития социальной психологии в России (см. 4).
3.2. Идея «соборности», трактовка понятия «ницшеанствующей толпы», вопрос о влиянии новых идей на массы в психологических воззрениях Н.А. Бердяева (см. 1.)
3.3. Общая характеристика социально-психологических концепций В.М. Бехтерева (см. 2. С.3-18)
3.4. Понятия взаимовнушения, коллективных рефлексов и коллективных движений в социально-психологическом учении В.М. Бехтерева (см. 2. С. 105-118; 126-142).
3.5. Энергетическая концепция социально-психологических явлений (на примере нескольких выделенных энергетических закономерностей) (см. 2. С. 191-280).
3.6. Социально-психологические идеи в творчестве Н.К. Михайловского (см. 10. С. 6- 92; № 15. С.141-157).
Рекомендуемая литература
1. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ. – М., 1993.
2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
3. Бине А. Измерение умственных способностей. – М., 1949.
4. Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.
5. Валлон А. От действия к мысли. – М, 1956.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995
7. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М, 1994.
8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
9. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
10. Михайловский Н.К. Герой и толпа. В 2 т. Т.1. – СПб., 1998.
11. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955. С.410-416, 424-432.
12. Московиси С. Век толп. – М., 1996.
13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.
14. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.. 1985.
15. Чикин Б.Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. – М., 1978.
16. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М., 1996.
Раздел 3: «Становление и развитие бихевиоризма»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Уотсона и Толмена.
2. Возникновение и развитие необихевиоризма (исследования Хантера, Лешли, Толмена, Халла, Вольпе, Айзенка)
Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.
4. Оперантный бихевиоризм Скиннера.
5. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
6. Теория социального научения А. Бандуры (см. № 3, 8).
Рекомендуемая литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.
2. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.
3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1929.
5. Торндайк Э. Процесс учения у человека. – М., 1935.
6. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – Одесса, 1925.
7. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
9. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб, 1998.
10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.
Контрольные вопросы
1. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
3. В чем суть понятия научения?
4. Какой метод исследования был разработан Торндайком?
5. Какие эксперименты по изучению эмоций проводились Уотсоном?
6. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
7. Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?
8. В чем разница между первичным и вторичным подкреплением, по мнению Хала?
9. В чем различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?
10. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления?
11. Что такое косвенное подкрепление?
12. В чем значение самоэффективности, по мнению Бандуры?
Раздел 4: «Гештальтпсихология»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
2. Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии.
3. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
4. Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности.
Рекомендуемая литература
1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.
3. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.
4. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
5. Коффка К. Основы психического развития. – М., Л., 1934.
6. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб, 2000.
7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
8. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
10. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб, 1998.