Фрейдовские теории психики
Открытие того, что болезненные воспоминания и фантазии могут быть, независимо от желания человека, возвращены в сферу сознания, очень важно для изучения структуры психики. Во-первых, оно указывает на то, что существуют две главные области психики: одна, которая допускает осознанную проверку с помощью интроспекции, и другая, содержание которой обычно не осознается и не поддается контролю с помощью интроспекции. Во-вторых, из этого открытия следовало, что важно понять точные механизмы, детерминирующие то, каким образом содержание неосознаваемой области психики может влиять на поведение, как в случае с симптомами истерии. Наконец, это открытие говорит о необходимости понять, каким образом забытое впечатление переходит из сферы осознаваемого в сферу бессознательного и почему следы памяти, переместившиеся в сферу бессознательного, обычно остаются там, за исключением случаев психоаналитического лечения.
Стремясь объяснить свои наблюдения относительно того, что некоторые сохранившиеся в памяти эпизоды могут быть забыты, но при этом способны влиять на поведение, Фрейд предположил, что психика состоит из двух основных областей. Одна из них — Эго, которое в основном сознательно и способно к логическому, рациональному мышлению. Вторая область психического — бессознательное, ее Фрейд назвал Ид. Бессознательное включает базовые инстинкты (половой и агрессии), удовлетворение которых ведет к переживанию чувства удовольствия, мотивирующего поведение, — это и есть «принцип удовольствия». Воспоминания и мысли, оказавшиеся связанными с этими инстинктами, также вытесняются в Ид, которое вопреки некоторым более ранним теориям (например, Herbart, 1824) представляет собой нечто намного более значительное, чем «мусорная корзина» для забытых впечатлений. Напротив, инстинкты, воспоминания и фантазии Ид, по Фрейду, влияют на повседневное поведение и опыт, причем человек никоим образом не осознает, что они действуют.
Изучение истеричных пациентов привело Фрейда к выводам, которые шокировали Вену. Неосознаваемые воспоминания и фантазии пациенток Фрейда, приличных благовоспитанных женщин, почти сплошь имели сексуальный характер. Под изысканными манерами и внешним лоском каждой из них скрывался бурлящий поток вожделений и стремлений, которые определяли и мотивировали почти все их действия. После Первой мировой войны агрессия также была идентифицирована как основной инстинкт Ид. Помимо этого, Фрейд предложил третью составляющую психики, которую он назвал Суперэго. Оно является носителем моральных ценностей личности, т.е. совестью.
Психоанализ обнаружил, что эмоциональная насыщенность мысли или воспоминания (или эмоции, которая оказалась ассоциативно с ними связана, т.е. процесс, известный теперь как классическое обусловливание) определяет их судьбу. Болезненные воспоминания или отгоняемые мысли вытесняются в наиболее темные уголки бессознательного (Ид), где они объединяются с бурлящими вожделениями и агрессивными побуждениями, которые обнаруживаются там даже у наиболее пристойных индивидуумов. Таким образом, Ид содержит два основных инстинкта: Эрос, известный также как инстинкт жизни, который удовлетворяется благодаря сексуальной активности, и Танатос, или инстинкт смерти, представляющий собой саморазрушительную силу, которая также может прорываться наружу, проявляясь в агрессивном и садистском поведении.
Фрейд полагал, что организм всегда стремится удовлетворить эти глубоко спрятанные (и не осознаваемые) влечения к сексу и агрессии, что является принципом удовольствия. Их удовлетворение вызывает чувство удовольствия, и напротив, фрустрация, или отказ от удовлетворения основных влечений, приводит к возникновению чувства неудовольствия. Ид требует немедленного и полного удовлетворения сексуального и агрессивного инстинктов, не придавая значения тому, насколько неподходящими, невыполнимыми или неразумными они могут быть, и не считаясь с социальными нормами и с другими людьми. Фраза «Я знаю, что я хочу, и я хочу это сейчас» из недавно прозвучавшей популярной песни является хорошим примером того, как действует Ид. Принцип прямого и немедленного удовлетворения Фрейд называл первичным процессом мышления, который также характеризуется нелогичностью и противоречивостью. Например, если бы даже Ид без труда могло бы одновременно испытывать желания и обладать личностью и уничтожить ее, то Эго должно было разрешить этот конфликт. Некоторые последователи Фрейда, в частности Мелани Клейн, Утверждают, что у маленьких детей удается обнаружить ужасающие деструктивные и агрессивные фантазии, которые, думается, являются типичным проявлением действия Ид.
Фрейд полагал, что Эго отделяется от Ид, по мере того как ребенок становится старше, в результате опыта познания внешнего мира, приобретаемого с помощью зрения, осязания, слуха и других органов чувств. Часть психического становится осознанной, способной к восприятию окружающего мира, к самоосознанию и рациональному мышлению. Основной целью все еще остается удовлетворение влечений, поступающих из Ид, но они могут быть весьма эффективно смягчены путем использования отсрочек или социальных условностей. Рассмотрим сексуальное влечение, которое Фрейд (на основе анализа своих пациентов) считал наиболее важным. Немедленное удовлетворение этого влечения с первым встречным (как требует Ид) было бы, вероятно, не самой лучшей идеей. Оно могло бы произойти вследствие «тюремного заключения» (т.е. в результате изоляции от представителей другого пола!), и, следовательно, разрешение этого влечения не могло быть долговременным. Кроме того, это будет идти наперекор моральным эталонам человеческой совести (Суаерэго). Вероятно, было бы куда более эффективно в долговременной перспективе заранее придумать что-нибудь интригующее (возможно, обеды при свечах, тихую музыку, лесть и джин), вместо того чтобы устраивать засаду на первого встречного. Агрессивные побуждения могут быть удовлетворены с помощью просмотра фильмов или участия в спортивных играх, агрессивных спорах или компьютерных играх, и это будет более эффективно, чем набрасываться с дубинкой на незнакомцев. Рациональное действие и отсрочка удовлетворения инстинкта могут привести к большему его удовлетворению в дальнейшем.
Существуют также и другие способы, с помощью которых можно удовлетворить эти влечения, — это чтение или другие виды активности (например, искусство, юмор, кулинария), в которых основные влечения удовлетворяются социально приемлемыми способами. Их иногда называют дериватами (производными) первичных влечений, т.е. идеями, которые связаны с базовыми инстинктами секса и агрессии, но их удовлетворение более приемлемо для Эго. Как отмечает Феничел (Fenichel, 1946, р. 143), большинство невротических симптомов являются дериватами двух основных инстинктов. Формы поведения, которые рассматриваются окружающими как аномальные симптомы, приобретают особое значение для человека благодаря таким процессам, как классическое обусловливание или символизм. Каждая такая форма поведения, согласно Фрейду, развивается и продолжает свое существование, потому что она косвенно удовлетворяет один из двух основных инстинктов.
Принято считать, что детские переживания имеют огромное значение для формирования взрослого человека. Согласно Фрейду, детство представляет собой поле битвы между двумя основными инстинктами, с одной стороны, и попытками родителей обеспечить их удовлетворение социально приемлемыми способами, — с другой. Формируются дериваты сексуального и агрессивного инстинктов, а Эго развивает механизмы защиты, которые имеют продолжение в зрелом возрасте.
Задание для самопроверки 3.2
Подумайте, каким образом могут быть удовлетворены агрессивные побуждения при помощи:
(а) Ид
(б) Эго
Механизмы защиты
Предположение, что психика разделена на Эго и Ид, само по себе не объясняет связи между симптомами и воспоминаниями, обнаруженной психоанализом. Например, оно не объясняет, каким образом впечатления, вытесненные в область бессознательного, могут влиять на поведение, как в случае с невротическими симптомами. Необходимо также понять, почему некоторые болезненные воспоминания «забываются», почему они вызывают симптом физического недуга и почему симптом исчезает, когда воспоминание возвращается.
Фрейд с интересом отмечал, что все наиболее важные воспоминания, которые в конце концов удавалось выявить во время сеансов психоанализа, актуализировались не так легко. Несмотря на инструкции, полученные пациентом, наиболее важные намеки на природу этих воспоминаний, как правило, отвергались им как несущественные, упоминались вскользь или же их значимость снижалась другим способом. Их можно было восстановить только в результате тщательного прослушивания и изучения аналитиком. Мысли и воспоминания, которые были вытеснены в сферу бессознательного, по-видимому, не исчезали. Воспоминание о травмировавшем событии не стирается со временем и продолжает оказывать мощное влияние на поведение. Это объясняет, почему симптомы истерии могут быть явно связаны с событиями, которые произошли много лет назад, но продолжают оставаться неосознаваемыми и неразрешенными.
Возникает предположение, что существуют какие-то силы (которые пациентом не осознаются), пытающиеся удерживать болезненное воспоминание вне сознания. Их называют механизмами защиты. Фрейдом и его последователями было предложено свыше 12 таких механизмов. Наиболее известный из них называется репрессией; в ранних работах Фрейда этот термин используется как аналог механизма защиты. Подразумевается, что разум стремится забыть — вытеснить из сознания — болезненные воспоминания и желания. Однако подавленное желание или воспоминание не перестает существовать, когда оно попадает в бессознательное. Напротив, получая энергию от либидо, оно постоянно стремится снова вернуться в сознание, результатом чего является постоянная битва, происходящая между желанием (которое репрессировано в Ид) и механизмами защиты.
Механизмы защиты могут идентифицировать первичное желание и бороться с его попытками вновь вернуться в сферу сознания. В этом контексте своего рода связующим звеном служит тревога. Когда подавленное желание или воспоминание пытается вернуться в сферу сознания, уровень тревоги предположительно возрастает и это служит пусковым сигналом для включения механизмов защиты. Замаскированные и неузнаваемые заместители первичных желаний могут, однако, вторгнуться в сознание. Они могут проявиться как мечты, фантазии или как невротические симптомы.
Из этого следует, что чем больше человек вытесняет травмировавшие его события в Ид, тем сильнее механизмы защиты, которые требуются, чтобы удерживать их там. Тогда каждый человек в той или иной мере является невротиком, потому что все мы насильственно отправляем болезненные воспоминания в бессознательное (репрессируем), откуда они продолжают оказывать вредоносное влияние на наши чувства и поведение. Поскольку механизмы защиты действуют только на идеи и образы восприятия (см., например: Freud, I932, лекция 32), эмоциональное напряжение, ассоциированное с идеей, вместо того чтобы подвергнуться репрессии, преобразуется в тревогу.
Невроз, таким образом, представляет собой результат репрессии или другой формы защиты от эмоционально отягощенных воспоминаний или мыслей. Поскольку все люди используют механизмы защиты, а напряженность репрессированного воспоминания со временем не ослабевает (при допущении, что оно никогда не попадет в сферу сознания, как это происходит в ходе психоанализа), из этого следует, что все взрослые люди будут более или менее выраженными невротиками. Иначе говоря, Фрейд верил, что его модель личности, созданная благодаря изучению пациентов-истериков, должна быть распространена и на «нормальных» людей: не существует качественных различий между психическими процессами истериков и обычных индивидуумов. Это один из первых примеров того, что теперь известно как «гипотеза непрерывности» (Morris, 1985).
Ночью действие механизмов защиты несколько ослабевает и содержание Ид может проникать в Эго в завуалированной форме, часто в виде символов. Имея в виду природу Ид, не следует удивляться, когда обнаруживаешь, что многие из этих символов имеют сексуальный характер, например, пенис может быть представлен в виде палок, кинжалов, телескопов, бидонов для воды, удочек для ловли рыбы, стоек и т.д. Природа тревожных снов теперь должна быть более понятной. Такие сны возникают, когда содержание Ид действует слишком сильно или недостаточно завуалированно, в результате чего волна тревоги заставляет механизм защиты остановить его и мы, вздрагивая, просыпаемся.
Репрессия — наиболее грубый и примитивный тип механизмов защиты. Когда Эго защищается от эмоционально отягощенных воспоминаний, поступающих из сферы бессознательного в область сознания, оно будет просто пытаться противостоять силе, которая продвигает воспоминания в сознание, и силой же возвращать их в Ид. Таким образом, репрессия защищает память от воздействия угрожающего памяти воспоминания или инстинкта. Другой механизм защиты — изоляция, при которой инстинкт или воспоминание могут быть допущены в сознание, потому что все важные эмоции, ассоциированные с влечением, устраняются. Например, агрессивные инстинкты могут быть эффективно погашены, если человек приобретает профессию хирурга. Резание живых тел с помощью скальпелей, пил и коловоротов может вполне удовлетворить мириады агрессивных и садистских побуждений, поступающих из Ид, в то время как это действие в целом совершается с Огромной эмоциональной отчужденностью и его подлинные мотивы никогда не проникают в сознание. Действительно, Эго будет стойко защищать убеждение, что профессия была выбрана по самым альтруистическим причинам.
Проекция — это приписывание своих собственных необузданных фантазий, импульсов и т.д. другим людям. Например, агрессивный человек может воспринимать других как носителей агрессии, хотя в действительности они таковыми не являются. Замещение объекта («вышвыривание кошки») — выражение сексуального или агрессивного желания, но направленного на замещающую личность, животное или предмет. Этим хорошо объясняется популярность спортивных состязаний и видеоигр.
Формирование реакции возникает, когда Эго реагирует так, как будто постоянно присутствует угроза (со стороны Ид). Таким образом, человек, имеющий сильные агрессивные побуждения, может посвятить свою жизнь делу пацифизма, чтобы противостоять агрессивным инстинктам в тех случаях, когда они угрожают Эго. Формирование негативной реакции в отношении сексуальных желаний может привести к возникновению притворной добродетельности, которая явно присутствует в деятельности участников кампании по «очищению телевизионных программ». Как отмечал Пол Клайн, если кто-то решит, что его долг — контролировать телевизионные программы в поисках признаков порока и развращенности, то такой «блюститель нравственности» под вполне благовидным предлогом увидит много «грязи» в самых безобидных передачах. В результате будут удовлетворены требования Ид, но в то же время подлинные мотивы столь энергично развернутой кампании будут скрыты от Эго.
Естественно, мы рассмотрели не все механизмы защиты, их гораздо больше, и некоторые из них были описаны последователями Фрейда. О наиболее популярных механизмах защиты можно прочитать в книге Клайна (Kline, 1984) или в любой работе, упомянутой в конце этой главы. Кроме того, из некоторых приведенных примеров никоим образом не следует, что каждый хирург выбрал свою профессию вследствие наличия у него неосознаваемых агрессивных побуждений. При отсутствии хороших психологических средств измерения «силы бессознательных агрессивных влечений» невозможно подвергнуть это предположение проверке. Однако эти примеры служат иллюстрацией того, как Эго может допускать удовлетворение различных инстинктивных побуждений, удерживая человека в счастливом неведении относительно истинных мотивов его поведения.
Задание для самопроверки 3-3
(а) Что "такое «механизм защиты»?
(б) Представьте себе, что пациентка в состоянии вспомнить некоторые ужасные события, происходившие с ней в детстве, но не способна говорить о них без проявления каких-либо эмоций.
К какому механизму защиты она может прибегнуть?
(в) Представьте себе, что человек использует два механизма защиты, чтобы удержать свои сексуальные инстинкты в узде: проекцию и формирование реакции. Попытайтесь сформулировать, к чему может привести чувство любви (неосознанной) к человеку того же пола, помня о том, что во времена Фрейда проявление этого чувства было абсолютно неприемлемо для Эго.
Невротические симптомы
Фрейд выделил несколько различных типов невротических симптомов у своих пациентов: истерическую тревожность, при которой чрезмерное чувство тревоги связано с определенными людьми или ситуациями; невроз тревожности, при котором чувство тревоги является очень сильным, но размытым и не связанным с какими-то конкретными людьми или условиями; конверсионную истерию, при которой неосознаваемые фантазии проявляют себя в виде эмоциональных взрывов. Фрейд полагал, что физические болезни, такие, как мышечные боли, нарушения ритмичности дыхания и даже близорукость, могут иногда иметь психологические причины — так называемые органические неврозы. Считается, что депрессия, выбор необычного сексуального объекта, вынужденные (компульсивные) действия, пагубные привычки и навязчивые действия (такие, как кражи в магазине) также могут иметь скрытые психологические причины.
Фрейдисты полагают, что, несмотря на высоковариативную природу этих симптомов, они имеют ряд общих черт. Во-первых, как напоминает нам Феничел (Fenichel, 1946, р. 18), пациент чувствует какой-то необычный симптом — тревогу, навязчивое желание украсть, телесные боли или что-либо еще, но он не может определить причину своего состояния путем интроспекции. Во-вторых, фрейдисты верят, что все эти симптомы имеют свои корни в Ид, или, точнее, в некотором конфликте между Ид и Эго, активизирующем механизмы защиты. Таким образом, симптомы появляются в результате блокады со стороны Эго одного из мощных инстинктов. Точное определение симптома зависит от опыта, полученного в детстве, и от приемов, которые ребенок использует, чтобы справиться с угрозами, исходящими из Ид. В-третьих, считается, что симптом всегда имеет некое специфическое сексуальное или агрессивное значение для индивидуума.
Представьте себе мужчину, который испытывает сексуальное возбуждение, рассматривая и ощупывая женскую обувь. Нога может символизировать пенис, поэтому, если мужчина (неосознанно) боится кастрации, получение сексуального возбуждения от вида женской обуви может казаться ему менее угрожающим, чем возбуждение, получаемое в результате нормальной гетеросексуальной связи. Половые отношения будут увеличивать страх кастрации, так как они напоминают мужчинам, что женщины не обладают пенисом. Человек, выбравший в качестве фетиша женскую обувь, в попытках уменьшить тревогу кастрации наделяет женщин символическим пенисом (Feeichel, 1946, р. 341). С другой стороны, страх кастрации может проявиться в виде фобии, как в случае с Маленьким Гансом, который тревожился по поводу того, что его может укусить лошадь. Конечно же, «лошадь» воплощала отца мальчика, и Фрейд (Freud, 1926/1955) утверждает, что укус — часто встречающаяся аллегория кастрации.
Согласно Фрейду, все симптомы возникают в результате сильной эмоции, желания или мысли, которые подавлены или против которых использованы другие способы защиты. Например, одна из пациенток Брейера, которая не могла пить, под гипнозом вспомнила, что она видела собаку, пьющую из стакана, но из вежливости эта пациентка в тот момент не выразила своего отвращения. Воспоминание об этом неприятном событии было подавлено и привело к возникновению у нее симптома, проявляющегося в неспособности пить. У другой пациентки нервный тик проявлялся в том, что она издавала громкие щелкающие неприятные звуки. Ранее она производила такой же шум, когда в напряженных эмоциональных обстоятельствах пыталась (делая над собой усилие) вести себя спокойно; первый раз это произошло, когда спал ее больной ребенок, а во второй раз она находилась в седле внезапно понесшей лошади и боялась своим криком разволновать ее еще больше.
Однако подавляющее большинство симптомов могут быть прослежены до появления запретных сексуальных желаний, особенно это касается совращения детей. Фрейд придерживался традиционных взглядов своего времени, согласно которым события такого рода не могут быть подлинными, и поэтому считал, что «воспоминания» о таких вещах на самом деле представляют собой фантазии о том, к чему ребенок страстно стремился.
Почти все мои пациентки рассказывали мне, что они были совращены своими отцами. Но в конце концов я был вынужден признать, что эти сообщения не были правдивыми, и пришел к заключению, что истерические симптомы возникают на основе фантазий, а не реальных обстоятельств.
(Freud, 1932, р. 154}
Эти «экранирующие воспоминания» в действительности — фантазии, которые накладываются на наши ранние воспоминания и становятся неотличимыми от них. Вместо того чтобы быть точным воспроизведением реальных событий, они выражают желания или фантазии по поводу тех событий, к которым ребенок страстно стремился. Именно поэтому у Фрейда сложилось мнение, что определенная форма сексуального инстинкта присутствует даже у детей и «блокирование» этого инстинкта может в будущем вызвать невротические симптомы.
Психоанализ ставит своей целью лечить неврозы путем раскрытия механизмов защиты, которые вытесняют данную мысль или желание в бессознательное. Следовательно, он должен быть способен устранить симптом, который возник как производное первичного импульса. Это означает, что терапевт должен сначала выделить и проверить связь между симптомом и каким-то неосознаваемым психическим процессом, например, отмечая «блокады» в процессе свободных ассоциаций, анализируя сны в поисках символического содержания и сопоставляя свободные ассоциации с содержанием снов. После того как аналитик получит четкую картину возможного источника невротического симптома, пациенту объясняют наличие скрытого страха или желания и приводят примеры механизмов защиты, которые были использованы пациентом, а также дают пояснения относительно природы деривата(ов) первичного импульса. Когда Эго в конце концов примиряется с этими детскими воспоминаниями и страхами и понимает природу сопротивления, которое было оказано (с помощью механизмов защиты), отпадает необходимость защищаться в дальнейшем, поскольку Эго полностью осознало «угрозу». Тогда все дериваты угрозы, включая мучающие пациента симптомы, должны исчезнуть.