Возникновение психологии способностей

Гальтон - английский психолог и антрополог. Получил медицинское и биологическое образование. Переломным моментом в творчестве Г. явилось опубликование работы его двоюродного брата Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), под влиянием которой Г. ввёл в психологию и антропологию идею наследственности, стремясь с её помощью объяснить индивидуальные различия людей. В психологических исследованиях Г. главной была проблема генетических предпосылок развития психофизических характеристик и способностей человека, их наследственной обусловленности. Эти исследования заложили основы дифференциальной психологии. Теория была опровергнута, но приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестологическим испытаниям. Ограниченность психологических взглядов Г. проявилась в его представлениях о предопределённости интеллектуальных достижений человека его генетическими ресурсами, а политическая реакционность — в попытке представить народные массы биологически неполноценными.

33. Понятие «зоны ближайшего развития». Структура способностей. Различные классификации способностей. Талант одаренность, гениальность.

Характеристика способностей: различают качественную и количественную.Качественнаяхарактеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить ббльшие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Количественная – зародилась для отбора специалистов разл. профессий. В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Это дает возможность определить так называемый коэффициент умственной одаренности (IQ).Однако такой тест показывает лишь уровень способностей на данное время, но прогнозы не дает. Также важно влияние: эмоцион. состояния. направленности, интереса к тесту и т.д. Критикуя использование тестов умственной одаренности, выдающийся психолог Л.С. Выгбтский указывал, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Поэтому он предлагает проходить тест дважды, 1-ый раз самостоятельно, второй при помощи взрослого. Если после этого ребенок отстает от своих сверстников, зн. у него недостаточный уровень способностей. Это метод –определение зоны ближайшего развития.Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Определение способностей – выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Структура способностей:Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру, она определяется требованиями конкр. деятельности и для разн. видов д-ти явл. различной. Внутри этой структуры выделяют способности ведущие и вспомогательные.Пример: педагог – ведущие кач-ва: пед. такт, наблюдательность, любовь к детям и т.д. – вспомогат.: артистичность и.т.д.

Классификация способностей: 1.природные -восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Формируются на основе элементарного опыта.

2. Способности можно разделить наобщие( отвечают требованиям многих видов деят-ти)и специальные(узкий круг треб).

Исходя из общих качеств личности И.П. Павлов предложил типологию людей. 3 типа: художественный, мыслительный, средний. Почему так: учение о том, чо высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: 1- образная и эмоциональная, 2 – сигн. образов посред. слова. Если преобл. 1-ый – то художественный тип, 2- мыслительный тип, если два сигнала в равной степени – средний тип.

3. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям.

4. Учебные и творческиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений

5. Способности к общению (речь, межличностное восприятие и т.д.), предметно-познавательные способности(к разл. видам теоретической и практической деятельности).

Одаренность, согласно конц. Теплова, - качественно-своеобразное сочетание способностей. Однако это ступенчатое понятие устарело, принято разносить понятия способности и одаренность. Одним из св-в психики является активность, она подразделяется на адаптивную (приспосабл. под среду) и преобразующую. Адаптивная: ассимиляция –воспр. свойств среды как должность и ассимилирование ее во внутренний мир, это ведет к потери индивидуальности и невозможности подстраиваться к изменениям. деятельность – есть цель, чтобы адаптироваться под среду, здесь цель способствует развитию способностей, источником их явл. сознание.

Преобразующая: деструктивная, созидательная –эти виды подсознательны, здесь лежит начало истинного творчества, оно является мотивом поведения, в этих условиях зарождается одаренность.

Т.о. если способности в основном на сознании, то одаренность базируется на внутренних мотивах. 3 корня: 1. интеллектуальный 2. творческость 3. мотивационный (у обычных людей мотивы – достижения, у одаренных – процессы познания). Способности есть у всех, одаренность же нет. Существуют противопоказания к развитию одаренности? повышенная тревожность, т.к. развивая эмоции чувств, развиваем эмоции. неустойчивость. Категории талант и гениальность относятся к одаренности. Талант – специализированная одаренность. Гениальность – более широкая сфера, оценивается постфактум.

Наши рекомендации