Обусловленности, определяющие девять человеческих типов, девять образов себя

Итак, мы несем образ себя, с которым мы отождествляемся. Этот образ всего лишь иллюзия. Он ложен, поскольку был вложен в нас воспитанием, нашим собственным опытом и потому что мы решили создавать себе такой образ. Это поверхностная личность, маска.

Самопознание должно начинаться с распознавания образа себя

Каковы различные типы обусловленности, полученные в детстве?

Каковы качества и трудности каждого из девяти типов человеческих существ?

Какую работу выполнить, чтобы выбраться из своей обусловленности?

Ответить на эти вопросы возможно, определив, какие из представленных ниже утверждений, соответствующих одному из эннеатипов, вам больше всего подходят.

Эннеатипы. Типичные утверждения. Детство

ЭННЕАТИП 1

Утверждения

Я выделяю время, чтобы проверить свою работу и исправить свои ошибки.

Я раздражаюсь, когда вижу, что события развиваются не так, как я предполагал.

Я предпринимаю все, чтобы не терять время.

Я часто обвиняю себя в том, что не выполняю свою работу лучше.

Я считаю, что каждая деталь важна.

Я полагаю, что малейшее несовершенство обесценивает целое.

Я не умею найти время, чтобы расслабиться.

Все дела нужно завершать.

Во мне постоянно живет внутренний судья, оценивающий мои действия.

Внутренне я легко критикую поступки других.

У меня часто возникает впечатление, что только я один по-настоящему беру ответственность за то, что нужно сделать.

Для меня важно быть честным и правильным в жизни.

У меня есть склонность быть прямолинейным с собой и другими.

Когда я прав, я громко об этом заявляю.

Я знаю, что правильно и хорошо для других.

Когда я уверен в себе, я без колебаний даю совет, чтобы улучшить жизнь других.

Для меня важно развиваться.

Я часто разочаровываюсь и злюсь, констатируя свои пробелы и недостатки.

Чтобы быть признанным другими, я должен быть совершенным.

Я очень много работаю.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 1.

Возможные сценарии детства

Эннеатип 1 был обусловлен высоким уровнем требований родительской власти, чтобы быть как можно более совершенным. Он получил строгое и бескомпромиссное воспитание. Он должен был все делать очень хорошо , но это никогда не было достаточно хорошо , всегда чего-то немного не хватало.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Прекрати строить из себя ребенка, будь вежливым и держись прямо!

Когда что-то делаешь, нужно делать хорошо, иначе нет смысла начинать!

Нужен порядок, убери свои вещи!

Нужна система – любая начатая работа должна быть закончена!

В жизни нужно работать!

Ты мог бы сделать лучше, этого недостаточно!

Только не ошибись, не дай бог!

Страхи эннеатипа 1

Совершить ошибку. Не получить хороший результат и, следовательно, не быть хорошим. Что его осудят за качество его работы, за его поступки и поведение.

Реакция защиты

У него будет склонность проверять и перепроверять себя, чтобы избежать неодобрения. Именно так он разовьет в себе способность с первого взгляда видеть ошибки и несоответствия и приобретет чрезмерно критическое отношение к себе и другим.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Ребенку типа 1 приходится очень рано стать «маленьким взрослым», он без конца работает, чтобы улучшаться, чтобы быть признанным в ущерб детским играм. Он подавляет свою спонтанность и креативность, чтобы не говорить или делать что попало и особенно чтобы остаться в принятых и допустимых рамках.

ЭННЕАТИП 2

Типичные утверждения

Я люблю заботиться о других, я люблю помогать.

Мои отношения с людьми очень важны для меня.

Я не знаю собственных потребностей.

Я умею стать необходимым для других.

Мне нужно быть любимым.

Я не трачу свое время на бесплодные отношения.

Я не выношу отказов.

Я умею создать теплую атмосферу.

Меня воспринимают как кормильца.

Мне нравится знать, как живут другие.

Если меня критикуют, я думаю, что меня не любят.

Я знаю, что приятно другому и умею извлечь из этого пользу.

Я часто выбираю себе знакомых из привилегированных кругов.

Некоторые меня считают слишком эмоциональным.

У меня много такта, чувствительности и интуиции.

Мне нравится, когда мной интересуются.

Мне сложно назвать точное количество своих туфель.

Мне нужно нравиться всем.

У меня часто есть впечатление, что то, что я делаю для других, не признается. А если и признается, то я же это заслужил.

Многие люди зависят от меня.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 2.

Возможные сценарии детства

Есть два типа сценария для эннеатипа 2:

· Он был признан и любим, отвечая на требования своего окружения.

· Он обусловлен образом отца, независимо от того, находится он рядом или нет. В нашей культуре у ребенка этого типа, представленного больше женщинами, чем мужчинами, есть большой экзистенциальный страх, и он хочет защиты. Кто же, как не отец, может его защитить! Ребенок будет его соблазнять, чтобы получить его помощь и поддержку. Когда отец не может быть рядом, ребенок без конца будет искать в мужчинах отсутствующего отца.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Позаботься о своих братьях и сестрах.

Помоги матери, отцу…

Какая ты милашка, настоящая маленькая принцесса.

Ты настоящая папина дочка.

Будь милой…

Важно быть любезным.

Как же ты умеешь оказать услугу!

Ты удивительная!

Страх эннеатипа 2

Не быть любимым.

Реакция защиты

Соблазнять и предупреждать потребности другого, чтобы стать в его глазах незаменимым, удовлетворяя даже малейшие его запросы.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Эннеатип 2 не самостоятелен в удовлетворении своих собственных потребностей. Поскольку он соблазняет, он привык, что другой отвечает на его потребности вместо него. Он становится, таким образом, зависимым от других.

ЭННЕАТИП 3

Типичные утверждения

Я люблю трудные задачи.

Я всегда иду к намеченной цели.

У меня разнообразные знакомства и очень пестрый круг общения.

Мне нравится заниматься несколькими делами одновременно.

Я люблю все виды спорта.

Я хочу, чтобы мой успех признавали.

Я умею адаптироваться ко всем ситуациям.

Я умею делать плодотворными свои неудачи.

Я очень общительный и щедрый.

У меня нет времени на эмоциональные всплески.

У меня есть потребность, чтобы мною восхищались.

Я динамичный и амбициозный.

У меня быстрый и продуктивный ритм.

Мне нравится проверять свой потенциал.

Я не люблю говорить о своей личной жизни.

Я делаю все возможное, чтобы не заболеть.

Я иду до конца своих предприятий.

Я умею четко расставлять приоритеты.

Мне трудно войти в контакт со своими эмоциями.

Деньги – это средство показать свой успех.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 3.

Возможные сценарии детства

Ребенка эннеатипа 3 любят и признают за то, что он делает, особенно за его успехи, его спортивные победы, его красоту, его «сложение», а не за него самого. Он развил соревновательный дух. Его верование: мир принадлежит победителям. Следовательно, он не выносит проигрышей. Он в погоне за комплиментами.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Нужно быть лучшим во всем.

Чтобы преуспеть в жизни, нужно стать кем-то.

Важно делать карьеру.

Бессмысленно заниматься бесполезными вещами.

Нужно всегда быть приятным со всеми, это может пригодиться.

Научись быть продуктивным, и добьешься успеха.

Самое главное – ты должен производить хорошее впечатление.

Страхи эннеатипа 3

Оказаться в ситуации неудачи.

Реакция на страх

Важность казаться лучше становится его наибольшей заботой в ущерб его истинному счастью и внутренней истине. Он любой ценой ищет возможности достичь социального успеха. Для того чтобы ему рукоплескали, он готов лгать другим, так же как и самому себе, даже отречься от своих корней. Он способен жить в созданном им самим мире иллюзии.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Из-за тщеславия и иллюзии эннеатип 3 боится смотреть в себя, быть настоящим. Самоанализ ему невыносим, он подавляет свои эмоции и предпочитает утонуть в деятельности. Он прячется от себя.

ЭННЕАТИП 4

Типичные утверждения

Я чувствую себя непохожим на других и непонятым другими.

Я ценю только настоящие и глубокие отношения.

В отчаянии есть красота.

Говорят, что я заносчивый.

Мне невыносима вульгарность.

Мне скучна конкретика.

Меня притягивают символы и ритуалы.

Я часто бываю в мистическом настрое.

Я умею плакать с наслаждением.

Мне кажется, что мне всегда чего-то не хватает.

Я существую в постоянном страдании.

Я могу работать не за материальные блага, а во имя своей страсти.

Я не умею соблюдать свои биологические ритмы.

У меня склонности к анорексии или булимии.

Я завидую положению или достоинствам окружающих.

У меня впечатление, что я отвергнут.

Во мне признают художественные способности.

Я понимаю страдание ближнего.

Я способен не давать покоя кому-нибудь, если хочу получить ответ.

Я чувствую единение с природой.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 4.

Возможные сценарии детства

Детство эннетипа 4, возможно, было нарушено появлением младшего брата или сестры. У него было впечатление, что его свергли с престола. Он завидовал его положению по отношению к родителям.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Определенно я не понимаю!

Ты мог бы брать пример с брата!

Ты поедешь к бабушке или в лагерь…

Ты слишком чувствительный!

Какой ты болезненный, надо заняться твоим здоровьем.

Нужно быть осторожнее, так как ты очень хрупкий.

Страх эннеатипа 4

Быть банальным; ничем не отличающейся посредственностью.

Реакция на страх

Эннеатип 4 будет искать способ существования, стараясь сильно отличаться своим поведением и чрезмерными эмоциональными проявлениями. Чтобы выжить, он решит не отождествляться с этим миром, который, как ему кажется, его отвергает и который поэтому он тоже будет отвергать.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Стремление исполнить неудовлетворенное желание становится мотором для эннеатипа 4. Отвергая существующую реальность и считая себя отвергнутым, страдающий от этого ребенок вынужден создавать себе другой мир, над которым у него есть власть. Он будет искать себя, выходя за рамки и нормы, еще больше страдая от нехватки заякоренности в существующем мире.

ЭННЕАТИП 5

Типичные утверждения

Я отвечаю, только когда меня спрашивают.

Мне не нравится, когда на мою территорию заходят без моего согласия.

Мне нужно управлять своим временем и окружением.

Я мало говорю и много слушаю.

Я наблюдаю, чтобы понять.

У меня никогда нет достаточно времени.

Я не умею справляться с эмоциями.

Мне сложно спонтанно выражаться.

У меня аналитические способности.

Я способен на полное безразличие.

Мне нужно самому обдумать тему, прежде чем я смогу о ней говорить.

Я не склонен себя дарить.

Я с трудом посвящаю свое время другим людям.

У меня спокойный голос.

Мне легче брать, чем давать.

Я не люблю шумных людей.

Мне хорошо с людьми, разделяющими мои интересы.

Я ухожу, когда чувствую себя неловко в группе.

У меня взрывной юмор.

У меня часто впечатление, что окружающие меня не замечают.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 5.

Возможные сценарии детства

Детство эннетипа 5 было нарушено вторжением в его психологическое, физическое или материальное пространство. Это пример ребенка, выросшего в многолюдной семье, где он вынужден всем делиться и не иметь ничего своего. Это также случай ребенка, захваченного эмоциональными требованиями своих родителей. Он переживает эти требования как вторжение в свой тайный сад, в свою личную жизнь.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Объясни мне, что случилось!

Нужно делиться своими вещами с другими.

Ты должен довольствоваться этим!

Нечего показывать свои эмоции.

Ты мог бы еще больше поспешить!

Объяснись, скажи нам, что ты имеешь в виду.

Страх эннеатипа 5

Подвергнуться вторжению.

Реакция на страх

У него будет склонность закрываться в себе, отдаляться от других, особенно чтобы к нему не обращались с просьбами. Оставаться в тени, чтобы наблюдать и понимать функционирование каждого, – это самое надежное средство, чтобы защититься и справиться с любой ситуацией. Он изучает мир через книги.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Он накапливает знания для себя или для равных себе. Ему трудно их передать. Он не умеет ставить себя на место другого человека. У него впечатление, что он теряет свои знания, передавая их. Ему трудно проживать отношения, сложна любая ситуация в группе.

ЭННЕАТИП 6

Я могу нарушать правила, когда меня это устраивает.

Мне трудно доверять другим людям и себе.

Я ненавижу, когда меня дурачат.

Бывает, что я придумываю себе страхи.

Мне необходимо одобрение других.

Мне трудно уважать власть, если я не считаю ее надежной.

Обо мне говорят, что я много разговариваю.

Мой девиз: лучшая защита – это нападение.

Я не выношу, когда нарушают правила.

Сомнение является частью моей повседневной жизни.

Я считаю своей обязанностью отстаивать истину.

Работа на общественных началах является частью моей жизни.

Я переживаю критику как личные нападки.

Я могу быть преданным из чувства долга.

Я часто беспокоюсь о том, что другой подумает обо мне.

Я люблю работать в четких и безопасных рамках.

У меня привычка предполагать худшее перед тем, как принять решение.

Чувство беспомощности в определенных ситуациях может сделать меня агрессивным.

Я всегда настороже.

Подозрительность для меня является синонимом бдительности.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 6.

Возможные сценарии детства

Есть три сценария детства для эннеатипа 6.

· Противоречивая родительская власть, идеи которой шли вразрез с поведением. Требования могли полностью меняться без объяснений.

· Слишком жестокая родительская власть, выраженная не только словесно.

· Пережитые травмирующие ситуации, приведшие к постоянному страху, заставляющему подчиняться или восставать против всех людей, наделенных властью.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Самое главное, будь внимателен, чтобы с тобой ничего не случилось.

Не разговаривай с кем попало.

Ты внимательно проверил, что все в порядке?

Ты думаешь, что хорошо поступил?

Я буду за тобой наблюдать.

Ты должен всегда выполнять свой долг.

Ты уверен?

Делай то, делай это!

У тебя никогда не получится, ты на это не способен!

Страх эннеатипа 6

Отклониться от нормы. Что его предадут.

Реакция на страх

Он всегда начеку и везде видит скрытую опасность. Бессознательно он провоцирует ситуацию и в конечном итоге получает подтверждения своих подозрений, чтобы еще больше усилить недоверие. Страх либо парализует его, либо заставляет трусливо убегать, либо он становится агрессивным, идя на таран реальной или воображаемой опасности.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Чтобы защититься, он обсуждает с другими всевозможные сценарии развития ситуации. Он утопает в информации, его одолевают сомнения, они делают его неспособным противостоять. Чрезмерная внутренняя болтовня лишает его ясности мыслей – сомнения делают его неспособным к выбору и агрессивным.

ЭННЕАТИП 7

Типичные утверждения

Я люблю рассказывать анекдоты.

Я меняю деятельность, как только она мне наскучит.

Я умею делать все понемногу.

Мне все любопытно.

У меня в голове масса проектов.

Мне трудно выбирать.

У меня богатое воображение.

Я сообразительный.

Я отвергаю все, что заставляет меня страдать.

У меня талант продавца, я умею убеждать.

Я делаю все, чтобы сделать свою жизнь приятной.

Я часто откладываю все трудное на завтра.

Я оптимист по своей натуре.

Я всегда говорю себе, что завтра будет лучше.

Я нахожу удовольствие в сильных ощущениях.

Я избегаю негативных людей.

Я люблю быть в окружении радостных людей.

Бывает, что я не соблюдаю свои обязательства.

Мне невыносима фрустрация.

Я считаю, что мы вечно создаем себе слишком много забот.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 7.

Возможные сценарии детства

Эннеатип 7 можно проиллюстрировать примером, когда ребенка кормили грудным молоком до старшего возраста, и отнятие от груди было пережито как безмерное страдание. Позже он находит удовольствие во всем, что можно попробовать на язык: еда, алкоголь, слова, разговоры, секс, гурманство… все, что крутится вокруг рта, в память о наслаждении ребенка, питаемого материнской грудью. Нужно учитывать пережитую фрустрацию.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Нельзя умереть идиотом, нужно знать все.

Экспериментируй и пробуй все сам.

Бесполезно грустить, это ничего не изменит, лучше получай от всего пользу.

Всегда оставляй себе выбор.

Я расскажу тебе чудесную историю…

Нужно всегда привносить в свою жизнь нечто новое.

Жизнь создана не для того, чтобы скучать.

Иди, развлекайся. В свое время еще наработаешься.

Никогда не позволяй запереть себя в угол.

Страх эннеатипа 7

Страдание и фрустрация.

Реакция на страх

Мысленно трансформировать все, что может быть причиной боли или скуки. Представлять себе ситуации удовольствия вместо переживаемых трудностей. Избегать любых обязательств и обязанностей из-за возможных разочарований и неудовлетворенности.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Не желая брать на себя обязательства, он в конце концов закрывается в псевдосвободе и лишает себя возможности завершать дела.

ЭННЕАТИП 8

Типичные утверждения

Мне нужна вся информация, чтобы контролировать ситуацию.

Меня сразу признают лидером.

Я все делаю слишком.

Я не знаю своих границ.

Я иду на конфликт ради удовольствия.

Я очень быстро восстанавливаю свою энергию.

Я люблю, когда мои противники достойны меня.

Ноющих и пассивных людей мне хочется убить.

У меня есть склонность чрезмерно опекать.

Я выполняю большое количество работы.

Я предан в дружбе.

Обо мне говорят, что мне не хватает утонченности.

Я могу быть грубым и прямым в своих словах.

Я человек действия.

Я эмоционально сдержан.

Я выполняю свои обязанности.

Я хочу, чтобы другие люди уважали мои решения.

Я контролирую все, что происходит на моей территории.

Со мной – все или ничего.

Я лелею замыслы о мщении.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 8.

Возможные сценарии детства

Детство эннеатипа 8 часто трудное. Очень рано ему пришлось научиться драться. Он научился мериться силами с жизненными ограничениями в жестких столкновениях с жизнью и людьми. Он закован в броню, чтобы выжить и взять все в свои руки по-своему, часто несколько грубо.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

В жизни нужно бороться.

Ни к чему показывать свои слабости.

Нужно стать главным.

Полагайся только на себя самого.

Нечего жаловаться, лучше действуй!

Посмотрим, на что ты способен.

У тебя столько сил, ты не устал.

Не теряй время на пустяки.

Будь сильным!

Страх эннеатипа 8

Показать свою слабость.

Реакция на страх

Захватить все больше и больше власти. У него есть желание доминировать и контролировать все, чтобы лучше воплотить свою власть. Он чрезмерно защищает людей своего окружения, всех тех, кто является частью контролируемой им территории, даже не спрашивая их.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Желая утвердить свою власть, он не находит никого, кто мог бы взять на себя заботу о нем. Он всегда должен нести других на своих плечах. В конце концов он остается один, не признавая никого выше или хотя бы равным себе. Чем больше он хочет показать свою силу, тем больше он становится ее заложником.

ЭННЕАТИП 9

Типичные утверждения

Мне трудно выбирать, потому что я вижу во всем и достоинства и недостатки.

Мне трудно принимать решения в повседневной жизни.

У меня склонность растворяться в мнениях других людей.

Меня считают тихим и спокойным.

Я стараюсь заняться второстепенными вещами, чтобы не приступать к самому главному.

Я скорее убегу, чем пойду на конфликт.

Рутина помогает мне внести ритм в мою жизнь.

Я все делаю в последнюю минуту.

Я способен совершать непомерные усилия, если уж я начал.

Я могу упрямиться и упорствовать, когда мне указывают, что я должен делать.

Мой приоритет это любимый человек.

Мне нужен внешний стимул, чтобы действовать.

Я зависим от другого человека.

Мне трудно начинать и прекращать любое действие.

Я придаю большую важность моему физическому, эмоциональному и интеллектуальному комфорту.

Я редко поддерживаю контакт со знакомыми, которые далеко от меня.

Я больше слушаю другого, чем говорю и действую сам.

Мне нужно себя чем-то заполнять, чтобы чувствовать, что я существую (еда, табак, телевидение и т. д.).

Мне трудно найти свое место.

Я боюсь конфликтов.

Тест

Во скольких утверждениях вы узнали себя?

Если вы отметили больше 15 утверждений, у вас есть шансы оказаться в эннеатипе 9.

Возможные сценарии детства

У родителей ребенка эннеатипа 9 не было времени, чтобы им заниматься. Он был предоставлен самому себе, и ему не хватало мотивации или любопытства к миру. Он быстро понял, что не следует мешать окружающим. Он считал себя малостоящим, маловажным, так как ему мало уделяли внимания, откуда произошла его трудность занимать свое место. В детстве он присутствовал при многочисленных ссорах дорогих ему людей, что объясняет его страх конфликта, который ставит под угрозу само его выживание, если один из этих людей исчезнет из его жизни.

Обуславливающие сигналы, полученные в детстве

Ты же не серьезно, ты так не думаешь!

Ничего, это неважно!

Замолчи, дай взрослым поговорить!

Ты слишком мал, чтобы понять!

Не пытайся понять, это так – и все!

Извини, у меня не было времени заняться тобой, ты же не злишься на меня?

Ты такой послушный. Хоть ты меня не донимаешь!

Твой отец то, твоя мать се…

Это действительно спокойный ребенок, его никогда не слышно.

Сиди тихо!

Страх эннеатипа 9

Страх конфликтов.

Реакция на страх

Чем больше он боится конфликтов, тем больше он их создает. Не желая занять собственную позицию, не желая принимать решения, не желая устанавливать границы, он создает хаос, приводящий к нестабильности и конфликтам.

Потенциал, подавленный обусловленностью

Ему не хватает уверенности в себе, чтобы сохранить и не обрывать связи с другими людьми, и он страдает от чувства неполноценности. В конце концов он сам перестает принимать себя в расчет и перестает действовать самостоятельно.

[1]В романе Пруста «В поисках утраченного времени» герой пробует кусочек печенья мадлен – и вкус переносит его в детство, воспоминания оживают, приобретают яркость и глубину. Таким образом, во французском языке выражение «мадлены Пруста» превратилось в метафору, стало обозначать «вкус детства» (Прим. ред.).

[2]Более подробно о психологии Эннеаграммы можно прочитать в книге Колин д’Обре, Франс де Буа Санти, Идрис Лаор. «Эннеаграмма. Освободите лучшее в себе», издательство Амрита-Русь, 2011 год.

Наши рекомендации