Практическое занятие 8. Семинар Особенности и стили мышления руководителя
Основные вопросы
1. Индивидуальные особенности мышления руководителя.
2. Интеллектуальная деятельность руководителя.
3. Уровни и средства интеллектуального взаимодействия руководителя и подчиненных
4. Стили мышления руководителя и их особенности: аналитик, синтезатор, идеалист, прагматик, реалист, технолог.
Основная литература
1. ЕникеевМ.И. Общая и социальная психология. — М., 2001. С. 16-43.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2002. С. 333-354.
3. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,2002. С. 174-188,468-513.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002. С. 5-64.
5. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. Кн. 2. — М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С. 261-277.
Дополнительная литература
1. Беляцкий Н. П. Интеллектуальная деятельность менеджмента: Учеб.пособие. — Минск: Новое знание, 2001.
2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. - М.: РАГС, 2000.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.
4. ИвинА. А. Искусство правильно мыслить. — М., 1986.
5. Кнорринг В. И. Основы искусства управления: Учебное пособие. —М.: Дело, 2003.
6. ЛибинА. В. Дифференциальная психология. — М.: Смысл, 2000.
7. Малышев К. Б. Психология управления: Научно-методическоепособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
9. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе: Практическое руководство для менеджеров. — М.: HIPPO, 2003.
10. Психологические портреты персонала: типология и диагностика /Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2003.
11. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология управления: Учебноепособие. — Ростов-на-Дону, 2001.
14. Хант Р., Базам Т. Как создать интеллектуальную организацию. —М.: ИНФРА-М, 2002.
15. Чернышев В. Н.,Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. —СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
16. Шкута А. А. Практическое мышление менеджера. — М., 1998.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Для студентов дневного отделения
Вопросы и задания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов дневного отделения
Тема: Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований
1. Выписать методы психологии по Ананьеву.
2. Раскрыть особенности понятий «научная» и «житейская» психология,
3. Составить схему «связь психологии с другими науками»
4. Подготовить сообщение «Миф о Психее, Эроте и Афродите».
Тема 2.История становления современной психологии
1. Составить схему «связь психологии с другими науками»
2. Раскрыть особенности данной взаимосвязи.
3. Составить классификацию отраслей современной психологиис точки зрения: развития человека, его деятельности и отношения человека к обществу. (Общая психология, психология труда, инженерная психология, социальная психология, психология управления, психология развития (возрастная), педагогическая, юридическая, клиническая (медицинская), интеллекта, практическая, этнопсихология, политическая, историческая, зоопсихология, патопсихология, нейропсихология, психофизиология)
Тема 3.Понятие о личности в психологии
1. Составить схему соотношения понятий «личность», «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект».
2. Подобрать методы исследования личности (например: Самооценка психических состояний. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
Литература
1. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головекий,Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. С. 480- 531, 545-587.
2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.
3. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:ВЛАДОС,2001.
Тема 4.Перцептивные процессы,их особенности и нарушения
1. Раскрыть индивидуальные особенности восприятия: аналитическое, синтетическое, аналитико-синтетическое, эмоциональное. Восприятие человека человеком (социальная перцепция) Человек как объект и субъект соци
альной перцепции.
2. Дать описание психотипам: аудиалы, визуалы, кинестетики, дискретники, дист-
ракторы.
3. Письменно раскрыть особенности нарушения восприятия: гиперстезия, гипостезия, агнозия, демен-
ция, псевдодеменция. Обманы чувств: галлюцинации (зрительные,
псевдогаллюцинации, синдром Кандинского), иллюзии (вербаль
ные, парейдолические, типические).
Литература:
1. Глейтман Г. и др. Основы психологии / Под ред. В. Ю. Большако
ва, В. Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. С. 201-252, 252-295.
2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. — М., 2003.
С. 201-252.
3. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2000. С. 71-142.
4. Максименко С. Д. Общая психология. — М., 2002. С. 193-219.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,
2002. С. 25-35.
6. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
7. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. — М., 1996.
8. Аудиовизуальная психодиагностика: Практикум для студентоввысших и средних учебных заведений / Авт.-сост. А. И. Ушати-ков, О. Г. Ковалев, В. Н. Борисов. — М., 2000.
9. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.
10. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М., 2002.
11. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000.
12. Крат Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
13. Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.
14. Менегетти А. Психосоматика. — М., 2002.
15. Немое Р. С. Психология. - М., 2002
Тема 5.Индивидуальные особенности памяти. Нарушения памяти
1. Выписать в тетрадь приемы мнемотехники.
2. Подобрать психодиагностические методики исследования памяти.
Литература:
1. Глейтман Г. и др. Основы психологии / Под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. - СПб: Речь, 2001
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.
3. ЕникеевМ. И. Общая и социальная психология. — М., 2001.
4. ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1999.
5. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2002.
6. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер,2002.
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
8. Хрестоматия по психологии. Психология памяти/Под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. — .: ЧеРо, 2000.
Тема 6:Познавательная сфера личности
Раскрыть актуальность проблемы связанной с познавательной сферой личности студента.
1. Проблема отчуждения студентов от учебной деятельности.
2. Особенности личностных изменений у студентов в процессе обучения в вузе
Литература:
1. Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических способностей методом поэтапного формирования умственных действия и понятий // Вопросы психологии 2002,№5.
2. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Москва. Академический Проект 2004
3. Зимина И.С., Кошкарова Ю.В. мотивация в процессе становления интеллектуальной пассионарности студентов. Ж. Психология в вузе 2006, №4 стр.49-61
Тема 7. Воображение.
Подобрать методики диагностики воображения
Литература:
1. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головекий,Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. С. 480- 531, 545-587.
2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.
3. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:ВЛАДОС,2001.
Тема 8:Индивидуальные особенности личности
1. «Особенности проявления темперамента в учебной деятельности»
2. «Особенности проявления характера в учебной деятельности»
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону, 2002.
2. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Кн. 2. —М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С. 261-277.
Дополнительная литература
1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента — к характеру и типологии личности. — М.: ВЛАД ОС, 2000.
2. Душков Б. А. Психология типов личности. — М., 1999.
3. Немое Р. С. Психология. - М., 2002.
4. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. — Самара, 2000.
5. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реа-на.-СПб., 2001.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб., 2001.
12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.:ИППИСП,2000.
13. Современная психология: справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.
14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
15. Фрейджер Р., ФейдименД. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001.
Тема 9:Предмет и задачи педагогики
1. Выписать в тетрадь задачи педагогики
2. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения
3. Подготовить таблицу для работы на практическом занятии:
Каким бы вы хотели видеть образовательный процесс | Принципы психологии |
4. Образование в мире. Отечественные инновационные образовательные технологии.
Литература:
1. Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. —СПб., 2000.
2. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1998. С.
3. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2001.
Тема 10:Методы и формы обучения
1. Сравнить педагогические и психологические методы обучения (выписать в тетрадь)
2. Составить иерархию целей обучения
Литература:
1. Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. —СПб., 2000.
2. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1998. С.
3. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого/ Педагогическое общество России - М.2002
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2001.
Тема 11:Структура малой группы. Социально-психологическая организация малой группы
Подготовить сообщения по вопросам:
1. Понятие малой социальной группы.
2. Численность малой социальной группы.
3. Типология структуры малой социальной группы.
Литература:
1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. — М., 2000.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.:Аспект Пресс, 2001. С. 203-263.
3. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образмыслей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 295-387.
4. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии,истории и теории. — СПб., 1999.
5. Прикладная социальная психология / Под ред. А Н. Сухова, А. А Дер-кача. - М., 1998.
6. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК Вел-би, 2003. С. 147-236.
7. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.
8. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. —М., 2001.
9. Столяренко Л. Д. Практикум по общей психологии. — М., 2002.
10. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.
11. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М., 1995.
Тема 12: Воспитательное воздействие коллектива на личность
1. Проанализировать книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» по вопросам:
· условия воздействия коллектива
· формы работы с коллективом
· проявление индивидуальных особенностей при взаимодействии в коллективе
2. Взаимоотношения поколений в современных условиях
3. Составить схемы возможных трансактных взаимодействий в обществе.
Литература: А.С.Макаренко «Педагогическая поэма»
Тема 13. Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя
1. Проанализировать работу и выписать основные положения: Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.
2. Стратегии поведения лидера в профессиональном коллективе.
3. Виды лидерства в контактных группах (Л. И. Уманский).
4. Стили лидерства и их эффективность.
5. Лидерство и руководство.
Литература:
1. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства: Учеб. пособие. —Мн.: Новое знание, 2002.
2. Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.
3. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / По материалам американских исследований. Под ред. Т. Н. Ушаковой. — Дубна, 1997.
4. Менегетти А. Психология лидера. — М.: ННБФ «Онтопсихоло-гия», 2001.
5. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого/ Педагогическое общество России - М.2002
6. Румянцева В. И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства. — СПб., 1996.
7. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.
8. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.
Тема 14.. Семейное воспитание и семейная педагогика. Аномальные стили семейного воспитания. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»
Подготовить вопросы к семинару
1. Семья как социальный институт воспитания.
2. Типология семейного воспитания.
3. Аномальные стили воспитания.
4. Нарисовать в домашних условиях рисунок семьи (студент или член семьи)
5. Подготовить методику «Исследование и диагностика семейного воспитания (тест Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи».
Литература:
1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или какнаучиться понимать своего ребенка. — М., 1999.
2. Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок. — М., 2000.
3. Ветер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.Практическое руководство. Часть 2. — М.: Генезис, 2001.
4. ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.
6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.:Апрель Пресс, 2001.
7. Дружинин. Психология семьи. — СПб.: Речь., 2002.
8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. —М.: Сфера, 2000. С. 314-370.
9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. —М., 2000.
10. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 2001. С. 62-100, 490-512.
11. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева идр. - М., 1998.
12. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасисто-го. — Ростов-на-Дону, 1998.
13. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога: Учеб. пособие:В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн. 2: Работа психологасо взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. С. 119-184,184-210.
14. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Шребенни-ков, Л. В. Ковинько. — М., 1990.
15. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М., 2001.
16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия
семьи. - СПб., 2002.