Основные образовательные технологии. Методы и формы обучения
В процессе изучения дисциплины «Юридическая психология» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное обучение), так и инновационные (ситуативно-ролевое обучение, способствующие развитию критического мышления, личностно-ориентированное обучение, технология теоретического моделирования) технологии обучения. Для достижения целей изучения дисциплины используются активные (лекции, практикумы, семинары) и интерактивные (деловые, ролевые игры осуществление научных проектов, диспуты, дискуссии) методы и формы проведения занятий.
Форма контроля
Оценка качества освоения дисциплины «Юридическая психология» включает текущий контроль успеваемости (опрос, фронтальный опрос, собеседование) промежуточная аттестация – экзамен .
Критерии оценки индивидуальных образовательных результатов (достижений) определяются в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе КГУ и технологической картой дисциплины.
Структура и содержание дисциплины
№ п.п. | Наименование и содержание раздела | Образовательные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | Образовательные результаты | Формы контроля, оценочные средства | |
1. | Раздел 1. Общая часть Тема 1 . Понятие о психике. Нейрофизиологические основы психики человека Тема 2. Познавательные процессы. Тема 3. Эмоционально-волевые процессы и состояния Тема 4 Психология личности. Психические состояния личности. Тема5. Предмет, методы и структура юридической психологии Тема 6. Краткий очерк исторического развития юридической психологии Тема 7 Право как фактор социальной регуляции поведения личности Тема 8. Правовая социализация личности. Тема 9 Задачи, принципы и проблемы криминальной психологии. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; компьютерные симуляции. | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | З-1-15; У-1-15; В-1-15. | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад. | |
2. | Раздел 2. Особенная часть Тема 10 Психологические особенности отдельных категорий преступников. Тема 11 Психология преступного деяния. Тема 12 Психология предварительного следствия. Тема 13 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Тема 14 Психология судебной деятельности по уголовным делам. Тема 15 Исправительная (пенитенциарная) психология. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология дистанционного обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач. | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | З-1-15; У-1-15; В-1-15. | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад. | |
Промежуточная аттестация – экзамен по общей части и экзамен по особенной части. | |||||||
Лекционные занятия
№ п/п | Наименование раздела, темы | Образовательные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | Формы контроля, оценочные средства | ||||
1. | Тема 1.Понятие о психике. Нейрофизиологические основы психики человека. | технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
2. | Познавательные процессы. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
3. | Эмоционально-волевые процессы и состояния. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
4. | Психология личности. Психические состояния личности. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
5. | Предмет, методы и структура юридической психологии | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
6. | Краткий очерк исторического развития юридической психологии. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
7. | Право как фактор социальной регуляции поведения личности | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
8. | Правовая социализация личности. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
9. | Задачи, принципы и проблемы криминальной психологии. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | . Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
10. | Психологические особенности отдельных категорий преступников. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
11. | Психология преступного деяния. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
12. | Психология предварительного следствия. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
13. | Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
14. | Психология судебной деятельности по уголовным делам. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
15. | . Исправительная (пенитенциарная) психология. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
16. | Психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
17. | . Психология деятельности арбитражного суда. | Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности | Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад; | ||||
Промежуточная аттестация – зачет | |||||||||
Практические занятия