В каждой субгруппе и средних значений центроидов

Названия кластеров % испытуемых Время нахождения простой фигуры в сложной, в с Коэффициент имплицитной обучаемости
1.«Мобильные ПЗ» 46,7 35,9 0,28
2. «Фиксированные ПНЗ» 8,8 21,0 -0,44
3. «Мобильные ПНЗ» 37,7 19,6 0,61
4. «Фиксированные ПЗ» 6,7 57,8 -0,08

Таким образом, в изученной нами студенческой выборке преобладают ПЗ и ПНЗ лица с выраженной мобильностью соответствующего стилевого свойства. Обращает на себя внимание отчетливое различие между испытуемыми, находящимися на полюсе ПНЗ: при выполнении второй половины методики (формы В) успешность деятельности одних значительно снижается («фиксированные ПНЗ»), тогда как других — столь же значительно увеличивается («мобильные ПНЗ»).

Представляет интерес характер различий в стилевых и продуктивных характеристиках интеллектуальной деятельности лиц с учетом «расщепления» стилевых полюсов. В таблицах 13 и 14

Когнитивные стили

приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе полепезависимости и полюсе полезависимости. В верхней части таблицы указываются количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таблица 13 «Расщепление» полюса поленезависимости

«Мобильные ПНЗ»(п = 17) «Фиксированные ПНЗ» (п-4) Значение Р
М времени выделения простой фигуры в сложной 19,6 с М времени выделения простой фигуры в сложной 21,0 с Не значимо
М коэффициента обучаемости 0,61 М коэффициента обучаемости -0,44 0,01
Быстро выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (85,5) Медленно выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (110,7) 0,001
Делают много выборов в графах «слабо-средне» по СД (35,2) Делают мало выборов в графах «слабо-средне» по СД (19,2) 0,001
Высокий индекс сформированности понятийных структур (1,54) Низкий индекс сформированности понятийных структур ( -1,02) 0,01
Слабая интерференция в методике Струпа, с (31,1) Сильная интерференция в методике Струпа, с (54,7) 0,001

Судя по данным таблицы 13, интеллектуальное поведение «фиксированных ПНЗ» (заметим, что таких испытуемых по выборке в целом очень мало) отличается высокой скоростью структурирования поля при явном снижении способности к непроизвольному контролю собственной интеллектуальной деятельности: у этой субгруппы проявления имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» не только отсутствуют, но, более того, во второй половине теста успеш-

i Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей______________201

ность их деятельности значимо снижается. Аналогичный результат был отмечен и в другом исследовании: при выполнении методики «Стержень-рамка» некоторые испытуемые, которые вначале показывали незначительное отклонение стержня от вертикали, при продолжении эксперимента резко ухудшали свои показатели (Hansson, Ryden, Johnson, 1986). По мнению авторов, это те испытуемые, которые с трудом интегрируют свое восприятие со средой (контекстом). Поэтому, когда они оказываются в противоречивой ситуации, последняя может вызвать ,у них интеллектуальные затруднения.

В нашем исследовании подобный эффект был продемонстрирован при «расщеплении» полюса ПНЗ: у фиксированных ПНЗ в условиях когнитивного конфликта в тесте Струпа замедля-. ется время выполнения конфликтной карты и более выражен эффект интерференции. Не менее важен и тот факт, что в этой субгруппе отмечается низкий уровень сформированное™ понятийных структур, отвечающих за контроль процессов переработки семантической информации. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения является низкое количество выборов в графах «слабо» и «средне» семантического дифференциала, что также свидетельствует о слабом категориальном контроле меры дифференцированного участия чувственно-сенсорных впечатлений в процессе анализа содержания понятий. Создается впечатление, что фиксированные ПНЗ — это тип людей, о которых можно сказать: они быстро соображают, но плохо думают.

Напротив, у «мобильных ПНЗ» наличествует некий механизм непроизвольной регуляции интеллектуальной деятельности: они эффективнее справляются с конфликтом словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций при выполнении третьей карты методики Струпа (соответственно, у них менее выражен эффект интерференции), у них более дифференцирован процесс участия чувственно-сенсорных впечатлений при анализе содержания понятий, выше показатели сформированное™ понятийных структур (соответственно, выше возможности категориальной регуляции процессов переработки информации). По-видимому,

Когнитивные стили

интеллектуальное поведение мобильных ПНЗ предполагает некоторые ментальные усилия, связанные с подключением контролирующих метакогнитивных структур их ментального опыта.

Таким образом, у «фиксированных ПНЗ» ментальные репрезентации строятся по принципу «мгновенного схватывания» (акты собственно мышления свернуты), тогда как у «мобильных ПНЗ» ментальные репрезентации выстраиваются постепенно и относительно медленно в силу действия механизма непроизвольного интеллектуального контроля. В связи с этим обращает на себя внимание весьма характерная деталь: если в субгруппу «мобильных ПНЗ» попали главным образом студенты с наиболее высокими реальными учебными достижениями, то группу «фиксированных ПНЗ» составили испытуемые, имеющие репутацию слабых студентов (согласно оценкам преподавателей).

Таблица 14 «Расщепление» полюса полезависимости

«Мобильные ПЗ» (п= 21) «Фиксированные ПЗ» (п= 3) Значение Р
М нахождения простой фигуры в сложной 35,9 с М нахождения простой фигуры в сложной 57,8с 0,001
М коэффициента обучаемости 0,28 М коэффициента обучаемости -0,08 0,001
Создают больше групп при сортировке слов (7,9) Создают меньше групп групп при сортировке слов (5,0) 0,01
Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (56,7) Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (73,0) 0,001
В большей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т21 (1,33) В меньшей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т21 (1,60) 0,01

Глава 5. феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей______________203

Согласно таблице 14, «фиксированные ПЗ» (в студенческой выборке ярко выраженных «фиксированных ПЗ» всего три человека из 45) при установлении сходства между значениями слов в большей мере склонны использовать глобальные критерии, тогда как «мобильные ПЗ» — аналитические критерии. Кроме того, они испытывают явные затруднения при вербализации цветовых впечатлений, что находит свое отражение в росте показателя дискоординации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций. Наконец, в данном случае имеет место отчетливое проявление эффекта крайних позиций: именно «фиксированные ПЗ» имеют на стилевой оси экстремально большие значения времени нахождения простой фигуры в сложной.

Итак, «расщепление» полюсов когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ имеет свою специфику в выборке студентов университета: среди них крайне мало «фиксированных» ПЗ и «фиксированных ПНЗ». «Расщепление» полюса ПНЗ, судя по всему, идет по линии степени сформированное™ непроизвольных контролирующих стратегий. «Расщепление» полюса ПЗ обусловлено — наряду со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля — степенью интеграции словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта.

Наши рекомендации