Внутреннее прощение и освобождение отца. большинство профессий. Хотя две старшие дочери отказались от своих попыток достать лекарство и вернулись домой
большинство профессий. Хотя две старшие дочери отказались от своих попыток достать лекарство и вернулись домой, тем не менее в ситуации уже наметился прогресс. Они уже отправились в мир, и каждая совершила свою попытку. И хотя старуха, встретив старшую дочь, сказала ей, что лекарство добыть «никак нельзя», средней дочери она уже сказала, что это «очень сложно». И когда приехала младшая дочь, старуха сначала хотела ее переубедить, но в конце концов рассказала ей все, что поможет выполнить задачу. Так как дочери, одна за другой, продолжали совершать попытки спасти отца, у старухи появлялось все больше оптимизма и, наконец, она поделилась с младшей дочерью своими знаниями и мудростью. В переводе с символического языка сказки это значит, что женщины постепенно достигали прогресса, объединив свои усилия за признание и получение своих прав. Хотя младшая дочь все еще скрывалась под мужской одеждой, слушая рассказ старухи, как достать исцеляющее снадобье, она проявляла не только характерную для женщин доброту, но и мужественную решительность; считается, что эти два качества противоположны: согласно предписанию культуры, первым должны обладать женщины, а вторым - мужчины. Сочетая их в себе, младшая дочь тем самым является воплощением возможности их интеграции. И именно благодаря такой интеграции она узнает, как получить доступ к целебному снадобью.
Дерево с целебными плодами находится во владении свирепого чудовища - трехглавого Дива. Чтобы получить доступ к исцеляющей силе, младшей дочери приходится противостоять ярости и мощи этой смертоносной маскулинной фигуры. Оказывается, для спасения отца необходимо вступить в конфронтацию с чудовищной силой и агрессией: как с собственной, так и с той, которую не смог интегрировать отец. На уровне культуры конфронтация с гневом патриархальных отцов была необходима, чтобы стали известными фемининные ценности и потребности. Однако девушка берет у злого чудовища целебные семена, не вступая с ним в прямое столкновение. Она является рассудительной, доброй и услужливой; она почистила и смазала ворота (переход), накормила животных (инстинкты) и сшила рукавицы на обожженные руки служанок (фемининность) - то есть сосредоточилась на тех аспектах, которые чудовище оставило без внимания. И именно ее помощь нуждающимся людям и животным привела к тому, что они в свою очередь помогли ей, а не Диву. Здесь также идет речь
о материнско-дочерних аспектах, которым требуется исцеление. На переход дочери во внешний мир не обращали внимания, фемининные инстинкты были прикованы цепями и не получали правильной пищи, а фемининная способность управлять миром (руки) была обожжена путем низведения женщины до роли служанки. Чтобы позаботиться обо всем этом, добрая и отважная девушка смогла у чудовища достать целебные семена. Но ей еще нужно остановить чудовище, которое пыталось вернуть эти семена, подобно тому, как многие женщины, совершившие первые важные шаги в процессе самоисцеления и личностного роста, снова подвергаются атакам прежних чудовищных сил. Это значит, что им нужно продолжать прикладывать усилия, чтобы сохранить достигнутый ими уровень развития и не отступать на прежний путь пассивности. Чтобы спастись от преследования Дива, девушка использует подарки старухи: зеркальце, брусок и гребень. Зеркальце позволяет человеку ясно увидеть свое отражение, брусок нужен, чтобы точить инструменты, а гребень - чтобы расчесывать волосы и обрамлять ими человеческое лицо и тем самым формировать идентичность. Благодаря организованной таким образом фемининности эти предметы превращаются в природные силы, которые создают препятствия для чудовища.
Хотя отважная девушка добыла целебные семена у Дива и отдала их знахарю, который, в свою очередь, дал ей лекарство, позволяющее вернуть зрение отцу, прежде чем спасти отца, ей пришлось пройти еще одно испытание. Теперь она нашла знахаря, который может вылечить отца, однако не может раскрыть ему правду, что она является девушкой, а не юношей. На некоторой стадии развития женщине для решения определенных задач нужно использовать свою внутреннюю маскулинность. В данных социальных условиях отважная девушка должна маскироваться под юношу, чтобы одурачить тех, кто подвергает ее испытанию, дабы в конечном счете они оценили по достоинству ее фемининность. Если в этот момент девушке пришлось бы признаться, что она не является мужчиной, то это могло бы повлиять на окончательное выполнение задачи - исцеление отца. Ибо именно женскую смелость и ловкость не могли признать ни ее отец, ни ее культура. Это недоверие к фемининности выражается также в том, что знахарь не может поверить, что такой геройский поступок совершила девушка. Часто женщины, которые пытаются получить доступ к собственным силам и возможностям, отказываются от всего этого, не пройдя
196
Глава 9