Особенности коммуникации в зависимости от степени активности и характера восприятия ее участников
И в наше время есть немало психологов и других лиц, которые хотят сказать свое слово в области типологии личностей. Это привело к тому, что сейчас существуют несколько таких типологий, каждая из которых имеет свои особенности. Знание их человеком, вступающим в коммуникацию, может принести ему в процессе ее только пользу.
Одна из них учитывает степень активности личностей при достижении тех целей, которые они перед собой ставят. На основании этого выделяются четыре основных типа — мобильный, доминантный, ригидный и пассивный. Каждому из них присуща своя манера и особенности коммуникации.
Для мобильного типа характерны быстрые мышление и речь, частое перескакивание при разговоре с одного вопроса на другой. Мысль его при этом неособенно напрягается, потому что ему все кажется ясным.
Поэтому собеседникам непросто следить за ходом его мыслей, уловить основную из них. Дискутировать с таким человеком трудно, поскольку аргументы, противоречащие его взглядам, он воспринимает недостаточно серьезно. При коммуникации с таким собеседником стараемся сохранять терпение, хоть иногда это и нелегко.
Не пытаемся и прерывать его, потому что чужих слов он не слышит, он занят самим собой. По той же причине позволяем ему высказаться до конца, а затем возвращаемся к началу разговора.
Основное желание доминантного участника коммуникации — это стремление в ней господствовать, навязывать свое мнение и невнимание к словам и действиям других. Обычно он говорит громко, безапелляционно, менторским тоном, упорствует в отстаивании своего мнения в неприятии чужого.
Для такого собеседника присуща нередко монологическая форма общения, в которой он является основным действующим лицом, а остальные его участники простыми слушателями. Если его прервать, не дать высказаться до конца, с его стороны возможна резкая отрицательная реакция
При контакте с таким человеком нужно не только терпение, но и осторожность, чтобы избежать открытого противостояния и конфликтных ситуаций. Самое разумное, сохраняя спокойствие, дослушать его до конца, а затем аргументировано и с помощью законов логики продолжать отстаивать свою позицию.
Своеобразием отличается и коммуникация с ригидным собеседником. Ему присущи и малоподвижность, и малоэмоциональность.
Он думает медленно, но детально и обстоятельно обсуждает рассматриваемый вопрос или обстоятельства дела, возражения и аргументы противоположной стороны. Его неторопливые рассуждения иногда бывает трудно дослушать, но лучше его не перебивать, а затем продолжать настаивать на своем.
Непросто общаться с пассивным типом, который обычно мало говорит, немногословен, не проявляет открыто свои эмоции. Он предпочитает отмалчиваться и не принимать активного участия в беседе.
Воспринимать его молчание, как проявление согласия с вашей позицией, с вашей точкой зрения, следует осторожно, так как оно не всегда является свидетельством этого.
В этом случае следует предпринять различные усилия, чтобы выяснить, что он думает на самом деле и как относится к вашим словам и предложениям. Для этого целесообразно использовать приемы активного слушания, т.е. тормошить его уточняющими вопросами, применять для этого перефразирование и резюмирование.
Другая современная классификация типов личности, участвующих в общении, строится на основе учета особенностей их отношения к другим его участникам, восприятия ими их высказываний, поведения и действий.
На этом основании тоже выделяется четыре типа личностей. Это податливый, агрессивный, отрешенный и деловой типы. Каждому из них присущи свои особенности в поведении, самовыражении и восприятии других, что в значительной степени обуславливает характер их коммуникации.
Для людей податливого типа присущи высокая потребность в активном поведении других лиц, в их постоянном одобрении и внимании к нему, к его словам и действиям. Такие люди постоянно озабочены тем, как они выглядят в глазах других, какое они на них производят впечатление, и стараются, чтобы оно было положительным.
Хотя они и не против того, чтобы другие воспринимали их мнение, но они не прочь и прислушаться к иному, спокойно воспринимают возражения. Люди этого типа нередко избирают профессии, которые связаны с интенсивным общением.
Часто проблемной бывает коммуникация с агрессивным типом, поскольку он обычно воспринимает других ее участников как соперников, недоброжелателей или врагов. Поэтому он всегда стремится доминировать, добиваться своего, одобрения своей позиции.
Возражения он воспринимает плохо или вообще на них не реагирует, отличается напористостью и энергичностью в отстаивании своей точки зрения. Обычно личность агрессивного типа предпочитает профессии, требующие настойчивости и обеспечивающие быстрые дивиденды, быстрый успех, в том числе профессию политика, бизнесмена, уголовника.
Лица отрешенного типа стремятся сохранить дистанцию при общении с другими ее участниками, отличаются независимостью суждений и поступков. Присуще им и стремление к негативному при этом поведению — к уединению и отмалчиванию.
Отношение их к общепринятым правилам коммуникации нередко критическое, а иногда и просто отрицательное. У многих людей этого типа при выборе профессии проявляется стремление избрать такую, в которой общение сведено к минимуму, в том числе профессию в сфере искусства, науки и техники.
Деловой тип подчиняет общение в основном интересам дела, варьирует его в связи с этим в зависимости от складывающейся ситуации, учитывает особенности собеседника, от которого хочет добиться удовлетворения своих целей и желаний.
Отношения с другими он строит по такому принципу: а чем они могут быть мне полезны сейчас, когда стемнеет или в перспективе.
Различие типов в зависимости от характера их отношения к другим в чистом виде при общении проявляется далеко не всегда, но каждый из его участников обычно тяготеет к одному из них.
Человеку, которому известно, что у него преобладают признаки агрессивного типа, следует больше себя контролировать при общении, не забывать, что противоположная сторона тоже имеет право на собственную точку зрения и позицию.
Лицам других типов полезно кое-что почерпнуть для себя у делового типа. Прежде всего его целенаправленность и способность к ситуативным изменениям. А отрешенному типу есть над чем подумать, что воспринять у других типов, чтобы стать более активным участником коммуникации.