Теоретико-методический материал
Я услышал и забыл Я увидел и запомнил Я сделал и понял Конфуций
Главное - умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
Тема 8. Разработка методики оценки. Методика комплексной аттестации персонала.
Цель: Приобретение и накопление умений самостоятельного получения и переработки информации о содержании современных методов оценки, и навыков разработки алгоритма комплексной оценки персонала.
Теоретико-методический материал
Оценка персонала является неотъемлемой частью всей системы управления в организации, так как эффективно управлять людьми, не имея представления о результатах их работы, об уровне развития профессиональных и личностных качеств, невозможно.
Оценка результативности труда работников — это деятельность, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.
Без надлежащей системы оценки персонала в компании не могут быть выстроены системы отбора, ротации, мотивации, обучения и развития персонала, системы кадрового планирования, удержания особо ценных специалистов, а также сформирован кадровый резерв. В любой компании в каждом из подразделений ежедневно происходят оценочные мероприятия.
Оценка персонала - система периодической проверки труда работника за отчетный период (месяц, квартал, год) в соответствии с целями и нормативами деятельности для данной должности, оценка соответствия квалификационных навыков требованиям должностной инструкции, анализ отношения сотрудника к своим обязанностям, правилам трудового распорядка
Необходимость в оценке персонала возникает в организации при решении следующих основных задач:
§ выявление долгосрочного и оперативного кадрового резерва компании,
§ привлечение новых сотрудников на ключевые позиции,
§ решение вопроса о кадровых перемещениях,
§ оценка потенциала сотрудников в рамках регулярной системы аттестации
§ оптимизация численности сотрудников и др.
Оценка персонала - это процесс определения:
· эффективности деятельности;
· выполнения должностных обязанностей;
· особенностей поведения;
· уровня достижения целей;
· уровня компетентности;
· особенностей личности.
Оценка персонала позволяет более эффективно провести следующиекадровые процедуры:
· подбор персонала;
· внутриорганизационные перемещения;
· зачисления в состав резерва для продвижения;
· контроль персонала;
· переподготовка и повышение квалификации;
· мотивация персонала;
· оптимизацию системы оплаты труда;
· разработка программ обучения персонала.
Оценка персонала позволяет выявить и проверить:
· выполнение должностных обязанностей сотрудниками;
· особенности поведения и личности, сильные и слабые стороны каждого сотрудника, предпочтительные участки работы для каждого, что приведет к повышению производительности труда;
· эффективность деятельности сотрудника, конкретизировать должностные обязанности;
· уровень компетенции сотрудника;
· сопоставить индивидуальные результаты со стандартными требованиями (по уровням и специфике должностей);
· наметить перспективы карьерного роста отдельного сотрудника, определить программу обучения сотрудников необходимым навыкам;
· отследить изменения, произошедшие с сотрудником за период между аттестациями.
Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места, позволяет:
- установить место сотрудника в организационной структуре;
- разработать программу развития сотрудника;
- определить критерии и размера оплаты труда.
Оценка персонала трактуется как процесс измерения, определяющий количество, которое после завершения работы устанавливает текущую ситуацию и сличает ее с эталоном и определяет ценность измеряемого объекта.
Процесс «оценки персонала» более прагматично свести к понятию «оценка эффективности» как базовой цели процесса измерения. Не просто измеряем и сличаем с субъективными эталонами результаты исследования, а получаем реальный оценочный факт, отражающий эффективно или не эффективно проведено действие, бизнес процесс, установленный объем работ и т.д.
Оценка персонала призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с персоналом:
анализ работ;
определение требований работы;
обучение и развитие персонала;
поиск и отбор новых работников (рекрутинг);
кадровое планирование;
планирование карьеры работников;
система стимулирования труда;
формирование и работа с кадровым резервом.
Если подходить к оценке комплексно, то процесс оценки эффективности необходимо проводить в конце каждого из подпроцессов единого цикла управления персоналом: планирование трудовых ресурсов, подбор персонала, система мотивации, обучение персонала, трудовая деятельность, увольнение, мониторинг социально - психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия (рис. 1).
Регулярное не формальное подведение итогов любого мероприятия, планирование и выполнение мероприятий по коррекции достигнутых результатов приведет к реальному улучшению деятельности организации.
Цели оценки могут быть различными: определение уровня квалификации и опыта служащих; определение основы для награждения работников, продвижения их по службе, сокращений; определение потребностей в тренинге; определение информации для планирования; получение исходного материала для разработки вопросников по найму, тестов по отбору.
Чаще всего работающий персонал оценивают по следующим критериям:
Ø выполнение должностных обязанностей;
Ø соблюдение требований и норм корпоративного поведения;
Ø достижение цели (объем выполненной работы, ее качество и т.п.);
Ø уровень компетентности (знание иностранных языков, владение ПК и т.д.)
Ø личные качества и черты характера;
Ø командные (лидерские) качества.
Критериимогут быть представлены в следующих видах:
ü в виде линейной шкалы; в этом случае оценивающий сталкивается с перечнем характеристик и требуется отметить подходящую точку на шкале;
ü в виде установленных целей-результатов, которые должны быть правильно сформулированы; в этом случае оценивающий отмечает, достигнута поставленная цель или нет;
ü в виде свободно написанного отчета; в этом случае оценивающий должен развернуто ответить на поставленные вопросы о своих изменениях в работе, достижениях, трудностях и т. п.
С точки зрения построения системы выделяют следующие направления оценки: