Методический материал к теме

Блок 2 «ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ»

Включает:

1. общие рекомендации к самостоятельным заданиям;

2. темы самостоятельных заданий;

3. методические рекомендации к самостоятельным заданиям.

Общие рекомендации к самостоятельным заданиям

Важной частью самостоятельной работы является выполнение заданий. Тематика самостоятельных работ охватывает основное содержание курса. В течение семестра студенты должны отчитаться по ряду заданий для самостоятельного выполнения. Всего за семестр студенты должны отчитаться за 6 заданий (7 задание является дополнительным). Задания для самостоятельного выполнения достаточно объемны, предполагают работу по сбору, фиксации и обработке информации. Задания могут быть выполнены индивидуально или в малых группах (2-3 человека). Каждое задание в среднем должно быть выполнено за 2-3 недели учебного времени.

В процессе подготовки самостоятельных заданий студенты самостоятельно ищут информацию, используя как готовые источники (научные тексты, статистику), так и создавая информацию в результате собственной деятельности. При необходимости студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

При выполнении самостоятельной работы студент выполняет следующую последовательность действий:

1. прочитать методический материал к теме;

2. выполнить задание;

3. составить отчет о проделанной работе и сдать его преподавателю.

Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно оформлена в соответствии с правилами оформления печатных работ и представлена в виде отчета преподавателю в электронном варианте. Отчет о достижении учебных целей оценивается по полноте отражения, правильном аргументировании и логичности приведенных выводов. Результат выполнения некоторых заданий разбирается в последующем на семинарских занятиях. Отчет о проделанной работе должен быть представлен в виде разработок – видеоматериалов, презентаций, отчета, который используется в выступлениях на семинарах.

Итак, в качестве самостоятельной работы по антропологии предлагаются групповые и индивидуальные задания, при выполнении которых необходимо использовать научную литературу, Интернет-ресурсы (см. 4.1.), проводить исследования, создавать продукт применения различных методик деятельности. Результаты выполнения самостоятельных заданий используются в рейтинговом накоплении баллов. Всего за выполнение полного объема самостоятельных заданий можно получить 20 балла (по 5 баллов за каждую выполненную работу).

Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить пакет самостоятельных заданий до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.

Темы самостоятельных заданий

№ работы Темы для самостоятельной работы
Экологический паспорт территории
Использование экологического подхода в конкретной ситуации для социальной работы
Традиционные и современные модели национального/этнического экологического образования в Сибири
Выявление современных региональных особенностей взаимодействия с природной средой
Природоохранная деятельность общественных организаций Красноярского края
Разработка экокарты малой группы
Отношение к природе в российской культуре

Методические рекомендации к самостоятельным заданиям

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельная работа № 1

«Экологический паспорт территории»

Методический материал к теме

Экологический паспорт территории разрабатывается в группах (3-4 чел.) как программа исследования по выявлению уровня и качества социальных и экологических условий и проблем жизнедеятельности (на примере СФУ):

а/ на/в территории учебного корпуса;

б/ на территории главного корпуса;

в/ на территории общежития.

Результаты представляются и обсуждаются на семинаре, каждая группа готовит доклад. По материалам результатов исследования готовятся предложения по оптимизации качества социальных и экологических условий обучения студентов Юридического института СФУ.

Возможен вариант (по согласованию с преподавателем) разработки экологического паспорта другого образовательного учреждения – например, городской школы, в которой проходили обучение студенты.

План-задание для составления экологического паспорта территории в окрестностях образовательного учреждения(количество вопросов может быть дополнено при учете специфики территории)

1.Выяснить год застройки микрорайона и год создания об­разовательного учреждения (школы, вуза).

2. Составить план-схему расположения образовательного учреждения и участка вокруг него, домов, строений, дорог и т. п.

3. Обозначить на плане-схеме расположение зеленых на­саждений, мусорных контейнеров и стихийных свалок, стоянок автомашин, гаражей и укрытий, пустырей и т. д.

4. Определить видовой состав деревьев и кустарников, которые произрастают на исследуемой вами территории, их количество, а также высчитать площадь газонов. После схода снега определить на газонах отдельно площадь, занимаемую посадками растений, и площадь оголенной земли (тропинки, места под мусором и т. п.).

5. Выяснить, как часто происходит вывоз мусора и уборка дворниками территории.

6. Подсчитать число жителей (отдельно взрослых и детей), проживающих в домах на территории микрорайона, а также число учащихся в образовательном учреждении.

7. Определить число домашних животных с учетом их породы (собак, кошек), с которыми гуляют жите­ли, бездомных собак и кошек, а также места возможного скопления крыс.

8. Места скопления и активность бездомных животных, отношение к людям, взаимодействие с ними.

9. Опытным путем выявить временной диапазон и местоположение выгула домашних животных, их количество.

10.Определить видовой состав птиц, прилетающих на иссле­дуемую территорию, посещающих свалки и мусорные контейнеры, а также места их возможного гнездования на территории (домовые воробьи, сизые голуби, серые вороны и т. д.).

11. Осмотреть произрастающие в микрорайоне деревья на предмет обнаружения лишайников. При их наличии собрать образцы для определения.

12. Выявить видовой состав травянистых растений, покрывающих газоны и пустыри; составить схему их произрастания.

13. Определить число автомобилей, двигающихся по дорогам, окружающим территорию, за 1 ч. в период пиковой нагрузки, в другое время, за сутки.

14. Определить элементы инфраструктуры - средства и оборудование территории для отдыха и досуга.

15. Охарактеризовать освещенность территории.

16. Уровень шума и его характеристика.

17. Определить безопасность условий проживания.

18. Выявить степень удовлетворенности людей социально-экологическими условиями/ При составлении отчета ответы следует подвергнуть группировке /.

В тех случаях, когда группа рассматривает социально-экологические условия обучения в учебном корпусе, необходимо обозначить факторы влияния на социально-экологические условия обучения в данном корпусе (пространственные, световые, шумовые, излучения, пыльность, чистота воздуха, безопасность, наличие растений в кабинетах или систем очистки воздуха, соответствие нормам (санитарно-гигиеническим и др.) и т.д.).

Этапы исследования

Как известно, любое исследование можно разбить на следующие последовательные этапы:

1. Выбор темы и направления исследования (этот этап предваряется чтением соответствующей научной литературы или непосредственным наблюдением за происходящим).

2. Постановка цели (то, что предполагаете получить в итоге) и задач исследования (вопросы, на которые необходимо получить ответы).

3. Выбор методов проведения исследования (опросы, наблюдения, измерения и др.).

4. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов (цифры и факты, результаты наблюдений и проб).

5. Обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее (построение графиков, таблиц, диаграмм с использо­ванием полученных данных, их анализ и разъяснение). Сведение всех полученных результатов в таблицы, как и представление их в графиках и диаграммах - только материал для описаний, размышлений и объяснений, это самый наглядный и экономичный способ обработки первичных данных.

6. Формулирование выводов по проведенному исследова­нию (получение ответов на поставленные вопросы).

7. Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов (заключение и выбор направления дальнейших действий).

Задание к работе 1.

Определите приведённые понятия:

А/ самостоятельно

Б/ из словаря, энциклопедического источника

При обращении к печатным изданиям укажите их выходные данные (соблюдайте при этом правила библиографического описания источника).

В/ выделите существенное отличие в варианте А и Б каждого понятия.


Наши рекомендации