Мотивация творчества, его цели

Мотив творчества

глубокая душевная потребность человека творить 9мощное давление на чел-ка); акт самореализации, тк творчество - мука, исповедь, катарсис и акт освобождения.

-аки самопознания

-акт познания мира

-акт коммуникации с миром

О вдохновении:

несчастье переживается гораздо сильнее, оно плодотворнее и вызывает больше эмоций

Качества вдохновения:

1)спонтанность(непроизвольность)

2)категорический императив творчества (?)

3)безличие (демонизм)

рождение замысла - проникновение бессознательного в сознательное. В сознании человека, которого переполняют эмоции, впечатления, возникает некий прообраз. Он должен нести черты целостности, ибо рожден в сфере творческой фантазии.Любое произведение начинается с такого прообраза.

И чья-то цитата, не очень дословная: стих-е живо внутр. образом, тем звучным слепком формы, который предваряет написанное стих-е.Ни одного слова еще нет, а стих уже звучит.Это звучит внутренний голос.

Достоевского можно рассматривать с четырех сторон: как писателя, как невротика, как мыслителя- этика и как грешника.

Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. "Братья Карамазовы" - величайший роман из всех, когда-либо написанных. Перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить оружие.

· Бессознательное в творчестве

Первая группа фактов связана с самоотчетами творческих людей о процессах творчества. Эти самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркивают значительную роль бессознательного. Приводимые свидетельства, однако, выявляют разную картину в сферах художественного и научного творчества. Поэтическое творчество. Почти общим местом у поэтов оказывается утверждение о том, что творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью-то диктовку.

Следствием непроизвольности творчества, независимости от сознательного намерения становится деление жизни человека на две части: личную и творческую.

итак, процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать, его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерождению человека, оно становится притягательным, как наркотик. Творчество писателя-прозаика осознается писателями совсем по-другому. Дело, по-видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя оформляется в языке, требуя скорее техники, чем вдохновения. В результате в работе прозаика значительное место занимает стадия реализации замысла. В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мысли со словом, в результате чего технический момент оформления мысли практически отсутствует. В этом плане поэзия является, возможно, наиболее чистым видом творчества. Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования, выполненные биографическим методом, позволили установить типичную последовательность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наиболее известное описание стадий предложено Дж.Уолласом, хотя есть сходные классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, однако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после которого может неожиданно возникнуть нужная идея. Для того чтобы идея появилась, необходим определенный период ″инкубации″, когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее помимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся в ″озарении″. На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит решение проблемы. Отличие от художественного творчества явное. Этап озарения – мгновенный по

сравнению с достаточно долговременными периодами вдохновения у поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тогда как у художника результат нередко ″уходит″ от цели. Подготовительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения цели, то у художника, по-видимому, неотличим от суеты повседневной жизни. Собирание

материала для поэмы является прообразом этой подготовительной работы, которая не служит достижению цели, а лишь заготавливает материал. Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с особенностями задач. В научном творчестве – это познание, в искусстве – создание. В этом плане творчество инженера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству. В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели. В то же время оба вида творчества имеют общие черты, среди которых центральная – доминирующая роль неосознанных процессов.

Если в творчестве доминирует бессознательное, то каковы причины этого явления. Сознание связано с упорядоченностью, а бессознательное – с хаосом. Тогда сознательные процессы выступят в качестве упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового, близкий по своей сути биологическому понятию мутации, окажется лишенным сознательного контроля. Для обоснования такого предположения его необходимо связать с моделями когнитивной системы.

Сознание же выступает упорядоченной и организующей силой, оно задает определенные

границы хаотически разворачивающемуся поиску в бессознательн

На долю сознания выпадает также роль отбора наиболее ″красивых″, т.е. отвечающих эстетическим требованиям комбинаций. Аналогия с ролью дарвиновского естественного отбора становится здесь совершенно очевидной. Обратим внимание на замечание Пуанкаре: бессознательное никогда не дает нам результатов вычислений. Вычисление – некоторая последовательность шагов, направленных на достижение цели. В противоположность этому, по мнению Пуанкаре, в бессознательном может произойти одно замыкание, возникнуть одна связь между двумя элементами. Недаром в описании стадий математического открытия за инсайтом следует процесс сознательной разработки идеи. Сознание, таким образом, связано с последовательностью шагов, бессознательное же симультанно. Перейдем теперь к возможностям современного оформления модели.

Представляется, что для ответа на вопрос о причинах бессознательности творческого процесса нужно рассматривать сознание не как некую субстанцию, а как специальный когнитивный механизм, формирующий у нас знание о собственной мысли. Осознать означает запомнить ходы своей мысли и иметь возможность представить их. Человек начиная с определенного возраста способен сообщить, какие операции он осуществил для решения задачи. Можно представить и запомнить совершенные при решении операции, однако сам процесс поиска, видимо, очень плохо поддается осознанию.

В случае творчества ″процесс″, не приводящий к совершению операций, занимает основное время, поэтому осознанность минимальна. Другой аспект проблемы сознательности – отсутствие усилий в момент рождения новой идеи. Волевые усилия также являются осознанным процессом.

Т.О. сознание связано с хорошо структурированным знанием. Под хорошо структурированным знанием мы понимаем такое, где субъект способен осуществлять все необходимые операции при возникновении новых задач. В рамках такого знания могут ставиться сознательные цели, разрабатываться и реализовываться планы. Подобные знания и операции с ними являются хорошо упорядоченными и могут быть описаны в виде детерминистических законов. Однако творчество по необходимости и по определению связано с выходом за рамки этого знания. Поэтому в границах сознательно поставленных заданий творчество запускает процессы, успех которых не гарантирован наличием упорядоченности. Осознание появляется там, где наши знания и схемы действия хорошо структурированы. Осознанный уровень не допускает мутаций, он связан с сохранением и гармонизацией. Мыслительные процессы, попадающие в поле сознания, возможно, выполняют консервативную функцию. Они служат применению готовых способов решения задач в относительно новых ситуациях.

• Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Пономарев закладывает: - переход от сознательного поиска к интуитивному решению; - эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.

• Спонтанность идеи, следовательно, идёт оттого, что эта идея представляет собой мгновенный синтез определённых элементов, что она, по существу, не меняет пережитого, а только дополнительно «гримирует» его, чтобы устранить грубо натуралистические подробности. Где отсутствуют предпосылки для подобного синтеза опыта и возвышения, непосредственно пережитого до поэтической фабулы, где творчество сводится к более сознательной переработке опыта при помощи рефлексии,т ам уже не повторяется внезапное откровение, там имеет место эксперимент, который медленно ведёт от наблюдений и частичных концепций к чему-то окончательно оформленному и целостному. Таков именно путь создания второй драмы Яворова «Когда грянет гром»,внешняя и внутренняя история создания, которой свидетельствует о ряде сознательных усилий в овладении сюжетом

• Вторым признаком спонтанности в творчестве является странное безличие, в котором находится поэт. Им владеет чувство, будто он не отвечает за то, что создаёт, он уверен,что творит кто-то другой, а не он сам. Как будто не его воображение, не его собственный ум создаёт новую идею, как будто в него вселяется некий чужой дух и «вдохновляет» на творчество, о котором он раньше не думал и которое якобы выше его собственных сил. Личная инициатива, как и личная заслуга, совсем не чувствуется, создатель является орудием высших сил, он творит поневоле, как медиум, и его пассивное состояние находится в контрасте с большой активностью открытия.

• В тесной связи с этой чертой спонтанности творчества находится и другая: сознание необходимости работать как раз тогда, когда это непредвиденно или нежелательно;сознание, что произведение создаётся помимо собственной воли, под давлением, так что мы невольны в выборе часов своего вдохновения.

Категорический императив творчества часто выступает с такой неожиданностью, что художник изнемогает под его бременем; будто не сам художник желает, ищет и находит образы или идеи, а они сами его находят и навязываются ему. Чувство пассивности, повиновения в таких случаях застает врасплох тем более, что при других творениях гения была воля к работе, теперь же творчество как бы несовместимо с самыми жизненными интересами, со спокойствием и отдыхом. Среди будничных забот или среди ночи, когда тело жаждет спокойствия и дух стремится к отдыху, неизвестно откуда и как появляются призраки воображения, принуждающие творца к невольному созиданию. Можно ли думать здесь о сопротивлении? Можно ли повернуться спиной к невидимому духу, который нашептывает новые слова? Какую-то своеобразную силу приобретают эти таинственные откровения, выступающие как необходимость профессиональной судьбы.

Наши рекомендации