Маргарита Абдикаримовна, а куда смотрят школьные психологи, они же есть в штатных расписаниях
- Их катастрофически не хватает. По штату на пятьсот детей полагается один школьный психолог. Как вы считаете, это нормально? Сможет ли один человек справиться с полтысячи детей? Каким будет качество их работы? Знаете, когда впервые обнародовали факты, что у нас очень высокий процент суицида среди подростков, стали, естественно, искать виноватых, и все удары посыпались на школьных психологов, их стали буквально травить, что они не работают, не знают, не умеют, допустили такую ужасную ситуацию. Наш экспертный анализ показал следующую картину.
Во-первых, школьными психологами работают молодые женщины до 30 лет. Это именно тот возраст, когда женщина устраивает свою личную жизнь, выстраивает свою брачную стратегию, выходит замуж, рожает детей и это, конечно, сказывается на качестве работы. Во-вторых, у них мизерная зарплата. В-третьих, их работа рутинизирована. Они оформляют какие-то документы, им поручают еще какие-то несвойственные дела, а собственно с детьми им приходится работать очень мало. В-четвертых, труд школьного психолога не прохронометрирован. К примеру, психодиагностика одного ребенка длится до часа. Затем ее нужно обработать, на это тоже уходит примерно столько же времени. Это уже два часа. А если при необходимости нужно подготовить диагностический инструментарий, то добавьте еще час. Всего три часа. Минимум. И это только на одного ребенка, а в школе их тысяча. Если это групповая психодиагностика, то там тоже время требуется.
Помимо всего этого, нужно проводить с детьми развивающую работу - групповую, индивидуальную, но никто не считает, сколько времени потребуется на все это. Наш анализ в нескольких школах показал, что психологи не всегда знают, чем они будут заниматься, потому что зависят от администратора школы. Директор сказал вот так - все, так и должно быть, подчинение неукоснительное. А в идеале школьный психолог как специалист должен быть относительно независимым, самостоятельным и никто не должен оказывать на него давления и использовать не по назначению.
В-пятых, школьных психологов специально в вузах не готовят. В дипломах пишут просто психолог или практический психолог. Молодые специалисты-выпускники не обладают педагогической психологией, у них низкий академический уровень, слабая подготовленность, они не умеют пользоваться современной методикой, не видят концептуального их обрамления, не всегда корректно применяют диагностический инструментарий.
Как эксперт Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК - Лидере нации, я в прошлом году выступила на заседании и рекомендовала, чтобы в штатном расписании школы на двести учеников был предусмотрен один школьный психолог. Не на пятьсот учеников, а на двести. Но и это не предел, в перспективе при возможности можно взять меньшее количество учащихся.
Также нами было сказано о необходимо принятия положения о школьной психологической службе, оно было разработано и принято на государственном уровне и это хорошо. Кроме того, мы разработали пособие по психологической работе со случаями детского и подросткового суицида, предложили программу когнитивного или интеллектуального развития в целях психопрофилактики детского суицида по результатам ЕНТ и апробировали ее в одной из алматинских школ. В итоге эта школа заняла второе место по результатам ЕНТ по району, хотя раньше плелась в хвосте.
Давайте, вернемся к школам-интернатам для детей из малообеспеченных семей, сирот, контактников с больными туберкулезом. Как бы Вы оценили уровень материального обеспечения в этих учреждениях?
- Деньги, конечно, выделяются, но мы же знаем, что у нас все разворовывается, все коррумпировано, и эти средства не доходят до основного потребителя, до тех же детей, школьников. Взять государственную программу «Сто школ, сто больниц». У нас большое подозрение, что она не до конца осуществлена, сто школ все-таки не построено. Прошлым летом я была в Атырауской области и там мне сказали, что дети в общеобразовательных школах занимаются в три смены.
В последние годы в сфере образования был профицит. Так, в 2010 году МОН показало профицит бюджета на 118 миллионов тенге. Откуда взялась экономия, о чем это говорит? О том, что Министерством образования и науки недоосвоен государственный бюджет, который выделяется именно на школы и на дошкольные организации. А это не достроенные сто школ, это не реализованные программы по социализации детей, по организации внешкольного досуга.
Что касается школ-интернатов санаторного типа для детей из малообеспеченных семей, сирот, виражников и контактников с больными туберкулезом, то их тоже желательно модернизировать. Существующие школы такого профиля сооружены еще в советское время и хотя там достаточно большие помещения, потребность в новых корпусах все же имеется. В Казахстане по-прежнему высок процент заболеваемости туберкулезом среди населения, поэтому и принята государственная программа по его преодолению, выделяются большие средства, а значит, есть смысл обновить школы санаторного типа. Во-вторых, такие школы предназначены также для детей из малообеспеченных семей и сирот, а малообеспеченных семей у нас, к сожалению, очень много, пожалуй, порядка пятидесяти процентов населения. Я не преувеличиваю, мы работаем с людьми и видим ситуацию.