Интерпретация результатов теста. Тип темперамента и нервной системы по И.П
Сангвиник
Тип темперамента и нервной системы по И.П. Павлову, Гиппократу и Галену
Сильный уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому
Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.
Описание темперамента по Н.И. Красногорскому
Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
Холерик
Тип темперамента и нервной системы по И.П. Павлову, Гиппократу и Галену
Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому
Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип.
Описание темперамента по Н.И. Красногорскому
Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подтвержденными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у предыдущих типов.
Флегматик
Тип темперамента и нервной системы по И.П. Павлову, Гиппократу и Галену
Сильный, уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи, с точки зрения подвижности, противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому
Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.
Описание темперамента по Н.И. Красногорскому
Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
Меланхолик
Тип темперамента и нервной системы по И.П. Павлову, Гиппократу и Галену
Слабый тип. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому
Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.
Описание темперамента по Н.И. Красногорскому
Энергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в слабых эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные и продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно после многих сочетаний безусловного и условных раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.
Опросник «Психологический портрет учителя / родителя» (Г.В. Резапкина)
Назначение теста
Методика «Психологический портрет учителя(родителя» позволяет построить «портрет» учителя(родителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/вопитания, уровень субъективного контроля.
Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это – только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.
Вариант для учителей
Инструкция к тесту
Этот тест поможет вам определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.
Тестовый материал
1)В воспитании важнее всего
a) окружить ребенка теплотой и заботой;
b) воспитать уважительное отношение к старшим;
c) выработать у него определенные взгляды и умения.
2)Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
a) да;
b) нет;
c) в зависимости от настроения.
3)Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
a) интерес;
b) смущение;
c) раздражение.
4)Если класс не приведен в порядок
a) моя реакция зависит от ситуации;
b) я не обращаю на это внимания;
c) я не могу начать урок.
5)В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
a) часто;
b) в зависимости от ситуации;
c) редко.
6)Для меня важнее
a) отношения с учениками;
b) с коллегами;
c) не знаю.
7)Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
a) часто;
b) иногда;
c) никогда не вызывают.
8)Присутствие на уроке посторонних
a) воодушевляет меня;
b) никак не отражается на моей работе;
c) выбивает меня из колеи.
9)Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
a) в зависимости от ситуации;
b) нет;
c) обычно.
10)Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
a) да;
b) не всегда;
c) нет.
11)Во время перемены я предпочитаю общаться
a) с учениками;
b) с коллегами;
c) лучше побыть в одиночестве.
12)Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
a) нет;
b) не всегда;
c) да.
13)У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
a) да;
b) нет;
c) не уверен.
14)Я предпочитаю работать под руководством человека, который
a) предлагает простор для творчества;
b) не вмешивается в мою работу;
c) дает четкие указания.
15)Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
a) обычно;
b) иногда;
c) сомневаюсь.
16)Случайные встречи с учениками за пределами школы
a) доставляют мне удовольствие;
b) вызывают у меня чувство неловкости;
c) не вызывают у меня особых эмоций.
17)Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
a) часто;
b) редко;
c) никогда.
18)Замечания со стороны коллег и администрации
a) меня мало волнуют;
b) иногда задевают меня;
c) часто задевают меня.
19)Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
a) в зависимости от ситуации;
b) предпочитаю импровизацию;
c) всегда.
20)Мои успехи обычно признаются другими людьми.
a) да;
b) не всегда;
c) редко.
21)С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
a) я согласен;
b) не согласен;
c) что-то в этом есть.
22)Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
a) да;
b) иногда;
c) нет.
23)Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
a) доставляет мне удовольствие;
b) особых эмоций не вызывает;
c) в тягость.
24)Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
a) предпочитаю выяснить отношения;
b) игнорирую этот факт;
c) я плачу ему той же монетой.
25)От того, как воспитывают детей в семье, зависит
a) почти все;
b) кое-что;
c) ничего не зависит.
26)В работе для меня важнее всего
a) привязанность учеников;
b) признание коллег;
c) чувство собственной необходимости.
27)Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
a) часто;
b) иногда;
c) не зависит.
28)В дружелюбном отношении со стороны коллег
a) я не сомневаюсь;
b) уверенности нет;
c) затрудняюсь ответить.
29)Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
a) пытаюсь понять его точку зрения;
b) перевожу разговор на другую тему;
c) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30)Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
a) да;
b) в зависимости от ситуации;
c) вряд ли.
31)Если при мне незаслуженно наказывают ученика
a) я тут же заступлюсь за него;
b) один на один сделаю замечание коллеге;
c) сочту некорректным вмешиваться.
32)Работа дается мне ценой большого напряжения
a) обычно;
b) иногда;
c) редко.
33)У меня нет сомнений в своем профессионализме
a) конечно;
b) есть сомнения;
c) не приходилось задумываться.
34)По-моему, в школьном коллективе важнее всего
a) возможность работать творчески;
b) отсутствие конфликтов;
c) трудовая дисциплина.
35)На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
a) не думаю;
b) не всегда;
c) да.
36)С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
a) согласен полностью;
b) не согласен;
c) что-то в этом есть.
37)Мысли о работе мешают мне уснуть
a) часто;
b) редко;
c) никогда не мешают.
38)На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
a) часто;
b) иногда;
c) предпочитаю слушать других.
39)Взрослый может применить силу в отношении ребенка
a) нет, это недопустимо;
b) затрудняюсь ответить;
c) если он этого заслуживает.
40)Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
a) да;
b) в некоторых случаях;
c) нет.
41)Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
a) да;
b) нет;
c) иногда.
42)Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
a) редко;
b) обычно;
c) всегда.
43)Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
a) да;
b) не помню;
c) нет.
44)Непредвиденные ситуации на уроках
a) можно эффектно использовать;
b) лучше игнорировать;
c) только мешают учебному процессу.
45)Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
a) да;
b) не всегда;
c) нет.
46)В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
a) ученика;
b) учителя;
c) сохраняю нейтралитет.
47)В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
a) как правило;
b) не обязательно;
c) проблем со здоровьем нет.
48)Мои ученики относятся ко мне с симпатией
a) да;
b) не все;
c) не знаю.
49)Ученик обязан выполнять любые требования учителя
a) нет;
b) не знаю;
c) да.
50)Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
a) чаще всего;
b) не уверен;
c) не согласен.
Вариант для родителей
Инструкция к тесту
Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.
Тестовый материал
1)В воспитании важнее всего
a) окружить ребенка теплотой и заботой;
b) воспитать уважительное отношение к старшим;
c) выработать у него определенные взгляды и умения.
2)Если ребенок отвлекается от выполнения домашнего задания, меня это раздражает
a) да;
b) в зависимости от настроения;
c) нет.
3)Когда ребенок рассказывает о том, что мне неизвестно, я испытываю
a) интерес;
b) смущение;
c) раздражение.
4)Если мой ребенок разбросал свои вещи,
a) моя реакция зависит от ситуации;
b) я не обращаю на это внимания;
c) я не успокоюсь, пока не наведу порядок.
5)В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
a) часто;
b) в зависимости от ситуации;
c) редко.
6)Для меня важнее
a) отношения с детьми;
b) отношения со взрослыми;
c) свои чувства и мысли.
7)Некоторые поступки моего ребенка вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
a) часто;
b) иногда;
c) никогда не вызывают.
8)Когда посторонний наблюдает за моей работой, меня это
a) воодушевляет меня;
b) никак не отражается на моей работе;
c) выбивает меня из колеи.
9)Я считаю своим долгом сделать замечание подростку, если он нарушает правила поведения в общественном месте
a) в зависимости от ситуации;
b) нет;
c) обычно.
10)Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
a) да;
b) не всегда;
c) нет.
11)Во время отдыха я предпочитаю общаться
a) с детьми;
b) со взрослыми;
c) лучше побыть в одиночестве.
12)Я почти всегда иду на работу в приподнятом настроении
a) нет;
b) не всегда;
c) да.
13)У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
a) да;
b) нет;
c) не уверен.
14)Я предпочитаю работать под руководством человека, который
a) предлагает простор для творчества;
b) не вмешивается в мою работу;
c) дает четкие указания.
15)Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
a) обычно;
b) иногда;
c) сомневаюсь.
16)Случайные встречи с чужими детьми
a) доставляют мне удовольствие;
b) вызывают у меня чувство неловкости;
c) не вызывают у меня особых эмоций.
17)Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
a) часто;
b) редко;
c) никогда.
18)Критика со стороны друзей и коллег
a) меня мало волнует;
b) иногда задевает меня;
c) часто задевает меня.
19)В работе я придерживаюсь намеченного плана
a) это зависит от ситуации;
b) нет, предпочитаю импровизацию;
c) всегда.
20)Мои успехи обычно признаются другими людьми.
a) да;
b) не всегда;
c) редко.
21)С мнением, что каждого нужно принимать таким, каков он есть
a) я согласен;
b) не согласен;
c) что-то в этом есть.
22)Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
a) да;
b) иногда;
c) нет.
23)Мысль о предстоящей встрече с другими людьми
a) доставляет мне удовольствие;
b) особых эмоций не вызывает;
c) в тягость.
24)Когда я вижу, что мой ребенок ведет себя со мной вызывающе
a) предпочитаю выяснить отношения;
b) игнорирую этот факт;
c) я плачу ему той же монетой.
25)От того, как воспитывают детей в семье, зависит
a) почти все;
b) кое-что;
c) ничего не зависит.
26)В жизни для меня важнее всего
a) доверие детей;
b) признание друзей, коллег;
c) чувство своей значимости.
27)Успех моего дела зависит от моего настроения и самочувствия
a) часто;
b) иногда;
c) не зависит.
28)В дружелюбном отношении со стороны друзей и коллег
a) я не сомневаюсь;
b) уверенности нет;
c) затрудняюсь ответить.
29)Если ребенок высказывает точку зрения, которую я не могу принять
a) пытаюсь понять его точку зрения;
b) перевожу разговор на другую тему;
c) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30)Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
a) да;
b) в зависимости от ситуации;
c) вряд ли.
31)Если при мне взрослый незаслуженно наказывают ребенка
a) я тут же заступлюсь за него;
b) один на один сделаю замечание взрослому;
c) сочту некорректным вмешиваться.
32)Работа дается мне ценой большого напряжения
a) обычно;
b) иногда;
c) редко.
33)У меня нет сомнений в своем профессионализме
a) конечно;
b) есть сомнения;
c) не приходилось задумываться.
34)По-моему, в коллективе важнее всего
a) возможность работать творчески;
b) отсутствие конфликтов;
c) трудовая дисциплина.
35)На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
a) не думаю;
b) не всегда;
c) да.
36)С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
a) согласен полностью;
b) не согласен;
c) что-то в этом есть.
37)Мысли о работе мешают мне уснуть
a) часто;
b) редко;
c) никогда не мешают.
38)На собраниях я выступаю по волнующим меня вопросам
a) часто;
b) иногда;
c) предпочитаю слушать других.
39)Взрослый может применить силу в отношении ребенка
a) нет, это недопустимо;
b) затрудняюсь ответить;
c) если он этого заслуживает.
40)Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
a) да;
b) в некоторых случаях;
c) нет.
41)Обычно я испытываю потребность в общении с детьми
a) да;
b) нет;
c) иногда.
42)Мне хватает сил, чтобы справиться с трудностями
a) редко;
b) обычно;
c) всегда.
43)Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
a) да;
b) не помню;
c) нет.
44)Провокационные вопросы детей необходимо
a) эффектно использовать;
b) игнорировать;
c) пресекать.
45)Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
a) да;
b) не всегда;
c) нет.
46)В конфликте между взрослым и ребенком я в душе встаю на сторону
a) ребенка;
b) взрослого;
c) сохраняю нейтралитет.
47)Когда я переутомляюсь, у меня возникают проблемы со здоровьем
a) как правило;
b) не обязательно;
c) проблем со здоровьем нет.
48)Большинство знакомых относится ко мне с симпатией
a) да;
b) не все;
c) не знаю.
49)Ребенок обязан выполнять любые требования взрослых
a) нет;
b) не знаю;
c) да.
50)Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
a) чаще всего;
b) не обязательно;
c) нет.
Ключ к тесту
Шкалы | Вопросы | |||||||||
Приоритетные ценности | ||||||||||
отношения с детьми | ответы: a | |||||||||
отношения с коллегами | ответы: b | |||||||||
собственные переживания | ответы: c | |||||||||
Психоэмоциональное состояние | ||||||||||
неблагополучное | ответы: a | |||||||||
нестабильное | ответы: b | |||||||||
благополучное | ответы: c | |||||||||
Самооценка | ||||||||||
позитивная | ответы: a | |||||||||
неустойчивая | ответы: b | |||||||||
негативная | ответы: c | |||||||||
Стиль преподавание / воспитания | ||||||||||
демократический | ответы: a | |||||||||
либеральный | ответы: b | |||||||||
авторитарный | ответы: c | |||||||||
Уровень субъективного контроля | ||||||||||
высокий | ответы: a | |||||||||
не сформированный | ответы: b | |||||||||
низкий | ответы: c |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Интепретации результатов теста». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух подшкалах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.