Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 20 страница
"Шестнадцати личностных факторов" опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) — личностный опросник, впервые опубликованный Р. Кэттеллом в 1950 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе теории черт. Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В) — по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8—9 классов). По результатам обследования строится "профиль личности", при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными. При разработке "Ш. л. ф." о. Кэттелл первоначально исходил из так наз. L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т.е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с "Ш. л. ф." о. Факторы личности, диагностируемые "Ш. л. ф." о., обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе "Q"-данных. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Полный перечень факторов, измеряемых "Ш. л. ф." о., следующий (см. таблицу). Кеттеллом и его сотр., помимо двух основных форм "Ш. л. ф." о., разработаны эквивалентные формы для обследования лиц с различным образовательным уровнем; имеются варианты опросников для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к "Ш. л. ф." о., которое состоит из 12 клинических факторов — шкал. Возможно групповое обследование.
Л.Ф. Бурлачук
Техническое и бытовое название факторов | ||
Буквенный индекс | Положительный полюс | Отрицательный полюс |
А | Аффектотомия (сердечность, доброта) | Сизотомия (обособленность, отчужденность) |
В | Высокий интеллект (умный) | Низкий интеллект (глупый) |
С | Сила "Я" (эмоциональная устойчивость) | Слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость) |
Е | Доминантность (настойчивость, напористость) | Конформность (покорность, зависимость) |
F | Сургенсия (беспечность) | Десургенсия (озабоченность) |
G | Сила "Сверх-Я" (высокая совестливость) | Слабость "Сверх-Я" (недобросовестность) |
Н | Пармия (смелость) | Тректия (робость) |
I | Премсия (мягкосердечность, сердечность) | Харрия (суровость, жестокость) |
L | Протенсия (подозрительность) | Алаксия (недоверчивость) |
М | Аутия (мечтательность) | Праксерния (практичность) |
N | Искусственность (проницательность, расчетливость) | Безискусственность (наивность, простота) |
О | Гипотимия (склонность к чувству вины) | Гипертимия (самоуверенность) |
Q. | Радикализм (гибкость) | Консерватизм (ригидность) |
Q2 | Самодостаточность (самостоятельность) | Социабельность (зависимость от группы) |
Q3 | Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) | Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Q4 | Фрустрированность (напряженность) | Нефрустрированность (расслабленность) |
Эгоизм [лат. ego — я] — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская.
А.В. Петровский, В.В. Абраменкова
Экзистенциальные блага (или экзистенциальные ценности) [лат. existential — существование] — жизнь, надежды, любовь, милосердие, удача, дети, воспоминания и сны индивида. В противовес материальным благам, выступающим как условие человеческого существования, Э. б. составляют его содержание. Согласно радикальной и гуманистической психологии, Э. б. обусловливают индивидуальную неповторимость личности.
А.А. Брудный
Экономическая психология [греч. oikonomikê — букв. искусство ведения домашнего хозяйства] — отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, народов, а также экономическое поведение, основанное на них. Э. п., представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, использует теоретические положения и методы различных отраслей психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии, антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения, начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической политикой стран. Э. п. отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин "Э. п." был впервые применен Г. Тардом (1881 г.) Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм хозяйственной жизни. Представления о психических особенностях "экономического человека" эволюционировали по нескольким направлениям. В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта экономической деятельности связываются с "эгоизмом", "личным интересом" (Т. Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.). В логике утилитаризма и прагматизма побуждения "экономического человека" складываются из двух основных компонентов — наслаждения и страдания, которые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на альтруизме, страстях, любви (Дж. Бентам). Принцип полезности и выгоды как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется целостным пониманием человека как единства биологического и социального. Мотивирующая привычка рассматривается как личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями, традициями общества. Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как характеристики субъективного мира "экономического человека" раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в результате чего в структуру экономических побуждений были введены иррациональные, "бесполезные" стремления. Социально-историческое направление исследования субъекта экономической деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (А. Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.). Еще одним направлением исследования "экономического человека" является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А. Реан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. Собственно психологическое направление исследований "экономического человека" приобретает особый размах (К.Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж. Катон, А.И. Китов, С.В. Малахов и др.). К основным проблемам Э. п. относятся проблема человека как субъекта экономической деятельности, вопросы психологии собственности, психологии распределения и потребления, проблемы потребностей и их развития, проблемы психологии занятости, психологии предпринимательства, психологии финансов, накопления, экономического поведения в традиционных обществах и т.п.
Е.Ю. Новикова
Экспектации [англ. expectation — ожидание] — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Э. представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе Э. носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны Э. — право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Различают Э. предписывающие, определяющие должный характер исполнения индивидом роли, и Э. предсказывающие, определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации.
Е.Н. Емельянов
Экспертная взаимооценка внутри-групповая [лат. expertus — опытный] — метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и совместной деятельности. Метод Э. в. в. получил широкое распространение в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура Э. в. в. включает разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и др. (И.П. Волков, А.А. Русалинова). Э. в. в. практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получить данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.
А.Г. Аллахвердян
Экспрессия [лат. expressio — выражение] — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может рассматриваться в следующих направлениях: 1) в качестве выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как экспрессивная структура актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качестве средства выражения свойств и качеств личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве экспрессивных компонентов социального статуса личности; 7) как средство выражения личностью ее тождества с определенной группой, общностью, культурой; 8) в качестве "экспрессивных масок" маскировки внешнего "я" личности; 9) как средство демонстрации и создания социально-приемлемых форм поведения; 10) в качестве показателя личностных способов разрядки в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она может быть изучена с точки зрения использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в общении; 3) для придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации". В экспериментальной психологии предпочтение отдается изучению динамических компонентов Э. — совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику — это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию либо с точки зрения одного партнера, либо с точки зрения другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику. В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или Э. лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела — позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им.
Н.В. Тарабрина
Экстернальность — интернальность [лат. externus — внешний, internus — внутренний] — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.
А.К. Ерофеев
Экстремальная психология [лат. extremus — крайний] — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т.д. Э. п. возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.
В.И. Лебедев
Этнофункциональный подход [греч. ethnos — народ] (в психологии) — теоретико-методологический подход, который, в отличие от этнопсихологии, опирающейся на классификацию людей по типологии этносов, рассматривает этническую функцию элементов психики человека (прежде всего отношений), интегрирующих или дифференцирующих его с теми или иными этносами или этническими системами (Сухарев А.В., 1998). Помимо принятого в этнологии понятия этнической функции культуры (Бромлей Ю.В., 1983), Э. п. распространяет эту функцию, в частности, на отношения человека не только к группе социокультурных этнических признаков, но и к выделяемым многими авторами группам антропо-биологических и климато-географических признаков (Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1990 и др.). Актуальность данного подхода обусловлена спецификой современного этапа культурно-исторического развития, характеризующегося нарастающей этнической маргинализацией человечества. Это проявляется, в частности, в нарастающем смешении в психике человека отношений к разнородным этническим признакам, присущим как самому себе, так и обществу. Нарастание этнической маргинальности обусловлено, в свою очередь, нарастанием скорости информационных потоков, воспринимаемых современным человеком (Тоффлер О., 1973), развитием средств массовой информации и межкультурных коммуникаций, нарастанием миграционных процессов, межэтнических браков и пр. Соответственно, нарастает количество элементов воспринимаемой информации, которые обладают этнодифференцирующей функцией. Вследствие этих процессов человек может осознанно или неосознанно относиться к двум или нескольким этнокультурным и антропо-биологическим типам и (или) предпочитать для постоянного места жительства природные условия, очень сильно отличающиеся от тех, которые характерны месту его рождения и проживания. На этом основании некоторые исследователи даже делают вывод, что "этносов как бы не существует" (Тишков В.А., 2001). В отличие от таких крайних точек зрения, э.п. предполагает, что этничность присуща человеку, на что косвенно указывают многочисленные эмпирические данные о том, что интеграция в психику этнодифференцирующих элементов по сравнению с этноинтегрирующими, требует от человека существенно больших усилий, а перегруженность психики этнодифференцирующими элементами может обусловливать психические расстройства. В этнофункциональном психическом онтогенезе рассматриваются определенные условные стадии — сказочно-мифологическая, религиозно-этическая и технотронно-сциентистская, соответствующие стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Различные нарушения психического развития и психические расстройства (т.н. "этнофункциональный психический дизонтогенез") в теоретическом обобщении и на основании эмпирических исследований рассматриваются как обусловленные а) во временном аспекте: нарушением последовательности или выпадением определенных стадий этнофункционального психического онтогенеза, б) в пространственном аспекте: чрезмерным внедрением в психику этнодифференцирующих элементов (например, представлений об экзотических природных условиях, верованиях, традициях и пр.). На основании теоретических и экспериментальных исследований разработан метод этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, апробированный в процессе психопрофилактической работы с воспитанниками детских садов, средних общеобразовательных школ и в психотерапии аффективных расстройств, наркоманий и алкоголизма у взрослых и задержек психического развития у детей.
А.В. Сухарев
Эффект бумеранга [англ. boomerang — метательное оружие, возвращающееся к владельцу] — наблюдающийся главным образом в психологии пропаганды и педагогической психологии эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, Э. б. возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т.п.
Л.А. Карпенко
Эффективность деятельности группы [лат. effectivus — дающий определенный результат, действенный] — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Э. д. г. может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на Э. д. г., исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия: продуктивность (чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство) и удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и т.д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности и возможностью их достижения. Помимо этих критериев, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты Э. д. г. (например, всестороннее развитие личности, бескорыстное и добросовестное отношение к труду, сплоченность и уровень управляемости группы, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат и т.д.). Сложность определения Э. д. г. по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие Э. д. г. следует отличать от понятия "результативность". Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеряются лишь количественно (например, по количеству произведенной продукции, выполненному числу операций, по усвоенному объему информации и т.п.), то можно говорить об эффективности как о синониме результативности. Если же в качестве критериев используются и психологические показатели, не поддающиеся исключительно количественному измерению, то понятие "эффективность" не может быть сведено к понятию "результативность".
Л.А. Карпенко
Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или галаэффект.
Л.А. Карпенко
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности ("положительный ореол") и негативной оценочной пристрастности ("отрицательный ореол"). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности ее категоризацию, упрощение и отбор.
В.С. Агеев
Юридическая психология [лат. juris — право] — раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX — начале XX вв. были проведены первые лабораторные исследования в области Ю. п. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса (А. Бине, Г. Гросс, К. Марбе, В. Штерн и др.), "диагностики причастности" к преступлению (К. Юнг и др.), судебной и следственной работы, психологических основ профессионального отбора и обучения юристов (Г. Мюнстерберг). Исследования по Ю. п. стали интенсивно проводиться в СССР в 20-х гг. Были выполнены многочисленные работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин возникновения в них ошибок, по теории и методике судебно-психологической экспертизы (А.Е. Брусиловский, М.Н. Гернет, М.М. Гроздинский, Я.А. Кантрович, А.С. Тагер и др.), проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления (А.Р. Лурия). В последние три десятилетия активизировались научные исследования в области Ю. п., уточнен ее предмет, сформулированы юридические принципы (А.В. Дулов, А.Р. Ратинов и др.). Систему современной отечественной Ю. п. образуют криминальная психология, изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника; судебная психология, охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством; исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В Ю. п. применяются все основные методы психологии (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.), разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).
М.М. Коченов
Явления массовидные — сходство психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса (циркулярная реакция). Ситуативными синонимами Я. м. являются стихийное массовое поведение, коллективное поведение. К Я. м. относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые политические движения и т.д. Я. м. были в числе первых феноменов, которые попали в сферу интересов зарождавшейся социально-психологической науки. Их систематическое изучение было начато в рамках двух независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии: психологии народов (М. Лацарус, Г. Шейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Парето). В России конца XIX — начала XX веков Я. м. изучались М.Г. Михайловским (субъективная социология), В.М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевским (гелиопсихология). В настоящее время Я. м. — предмет исследования психологии больших групп, политической психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга.
А.П. Назаретян, А.В. Петровский
Я-идеал — термин, используемый в психоанализе в качестве синонима Сверх-Я. Вместе с тем ряд комментаторов теории З. Фрейда считает, что следует различать Сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и Я-и. как результат более поздних идентификаций с гораздо более широким кругом лиц. Я-и. представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.
Е.Е. Соколова
Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии
Ссылки:
► Гендерный подход
► "Гормическая" концепция
► Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция
► Диспозиционная концепция
► Имплицитная теория личности
► Интеракционизм
► Исправительная психология
► Когнитивного диссонанса теория
► Когнитивного соответствия теории
► Криминальная психология
► Отношений личности концепция
► Персонализм
► Политическая психология
► Политической психологии школы
► Программно-ролевая концепция научного коллектива
► Психология допроса и показаний
► Психология женщин, психология мужчин
► Психология окружающей среды
► Психология половых различий
► Психология пропаганды
► Психология религии
► Психология семьи и брака
► Психология тоталитарного общества
► Психология управления
► Психология урбанистическая
► Радикальная психология
► Самотрансценденции личности теория
► Социальных представлений концепция
► Судебная психология
► Технико-гуманитарного баланса гипотеза
► "Типология конфликтов"
► Трансактный анализ
► Хиромантия
► Экономическая психология
► Экстремальная психология
► Этнофункциональный подход
► Юридическая психология