Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 12 страница

Е.Н. Емельянов

Отчуждение (в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие О. впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О. используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания. При анализе О. большинство социальных психологов сосредотачивает свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, являющейся причиной аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р.К. Мертон). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. О. берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии. В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме.

В.В. Абраменкова

Паника массовая [греч. panikon — безотчетный ужас] — один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяют социально-ситуативные условия возникновения П. м., связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (землетрясение, война, военный переворот и т.д.); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физиологические условия (усталость, голод, опьянение и т.д.). Подробное изучение условий и механизмов возникновения и развития П. м. позволяет разрабатывать специальные меры для профилактики и прекращения уже возникшей П. м.

А.П. Назаретян, Ю.А. Шерковин

Персонализация [лат. persona — личность] — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие П. в этом значении введено В.А. Петровским. Поскольку единство понятий "индивид" и "личность" не означает их тождественности, возникают различные парадоксы П. Во-первых, теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия). С другой стороны, возможно существование "личности" (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некоторые библейские персонажи). При этом преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека. Во-вторых, возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и др.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и П. посредством присвоения плодов чужого труда. Т.е. П. возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как "трансляция" своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Третий парадокс связан с проблемой личного бессмертия: если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида личность не исчезает полностью. С помощью феномена П. можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них П. индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его П. Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к П. Потребность в П. (потребность быть личностью) — не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. — деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, "транслирует" другим свою индивидуальность. Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях высокого уровня социально-психологического развития, тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.

В.А. Петровский

Персонализм [лат. persona — личность] (в психологии) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. П. дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.

М.Г. Ярошевский

Перцепция социальная [лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный] — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин П. с. ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так наз. социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т.д.), социальных ситуаций и т.п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П. с. сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин "перцепция" приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение П. с. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли П. с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп. Первоначально (в 50-х гг. XX в.) выделялись три класса социальных объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 70-х гг.) появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно самостоятельных класса процессов П. с.: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В отечественной социальной психологии первые исследования в области П. с. были посвящены восприятию и оценке человека человеком (А.А. Бодалев, 1965). Введение в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности и на этом основании — как субъект восприятия (Г.М. Андреева, 1977). Был выделен ряд вариантов П. с.: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы, восприятие человеком себя, своей группы и "чужой" группы, восприятие группой своего члена и члена другой группы, восприятие группой другой группы (или групп). Тем самым в исследования П. с. вводится "групповой контекст" (принадлежность к своей или "чужой" группе), а также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П. с., структурная типология межличностного и межгруппового восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия и т.д.

В.С. Агеев, Л.А. Карпенко

Плюрализм [лат. pluralis — множественность] (социально-психологический аспект) — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. — важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством, П. является важным феноменом политической психологии, характеризующим систему взаимоотношений в подлинно демократическом обществе.

А.Г. Аллахвердян

Поведение агрессивное — форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной П. а. человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте П. а. характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. П. а. как приобретенное, социальное, прямое научение насилию рассмотрено в работах А. Бандуры. В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие его формы. Схема анализа П. а. с позиции теории социального научения представлена следующим образом: 1. Агрессия приобретается посредством биологических факторов и научения. 2. Агрессия провоцируется воздействием шаблонов, неприемлемым обращением, побудительными мотивами, инструкциями, эксцентричными убеждениями. 3. Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарными (научение через наблюдение научения других) подкреплениями, механизмами саморегуляции. В дальнейшем (Бандура,1983) рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ П. а. требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление; 3) условий, при которых они закрепляются. Понимание П. а. предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. Необходимо детально рассмотреть социальные, средовые и индивидуальные факторы, подстрекающие к агрессии. Усвоение П. а. в теории социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, "за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения" (Бандура, 1983). Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди учатся вести себя агрессивно. Люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Различные формы П. а., частота их проявлений, ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. Существуют три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. 1. Материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание, ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. 2. П. а. регулируется жизненным опытом: путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. 3. Человек может сам себе назначать поощрения и наказания. Модели П. а. усваиваются детьми с момента рождения.

В.С. Агеев

Поведение девиантное [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды П. д. — преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этими видами П. д. заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях П. д. значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении П. д. особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Преступность как вид П. д. изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследований. Советская криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное П. д. также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления П. д. иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. П. д. у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. П. д. может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

М.М. Коченов

Поведение полевое — преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. П. п. наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности взрослого человека.

В.А. Петровский

Поведение политическое — поведение субъекта политической деятельности. В современной политической психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с "поведением человека в политическом контексте" (Д. Каванах). Интерес к П. п. вырос из убеждения, что важнейшей движущей силой в политике является индивид, независимо от того, в какой организации, общине или системе он действует. Чтобы судить о массовых формах политической активности, необходимо иметь представление об индивидуальных механизмах П. п. Особенно заметно данная исследовательская установка повлияла на изучение электорального поведения и других форм политического участия, политической социализации, политической мобилизации и др. Многие методы изучения П. п. были привнесены в политологию из других "поведенческих" наук: социологии, психологии, демографии, этнографии и др. Основным предметом изучения стало собственно наблюдаемое поведение в политике в самых различных формах. Начиная с конца 50-х-начала 60-х годов в западных политических науках ведется интенсивное изучение поведения человека в рамках партий, движений, организаций. Одновременно исследуются и стихийные проявления П. п. За последние десятилетия достигнут прогресс в анализе и прогнозе электорального поведения на основе изучения динамики таких его проявлений как установки, мнения, ценности и нормы. Ряд исследователей установил зависимость между изменением установок и возрастом, климатом группы, ее поколенческой спецификой и рядом других показателей. Признана важность роли такой структуры П. п., как мотивы, стиль межличностных отношений, когнитивный стиль, операционный код, идентификация с политической группой, стиль принятия решений.

Е.Б. Шестопал

Поведение сексуальное — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью (см. Половая жизнь); явление, важная сфера общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая П. с. включает параметры половой конституции, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности центральной нервной системы, генетические детерминанты. П. с. человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования той или иной функции выделяют разные виды отношения к сексуальности, причем, чем выше уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления П. с. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки полового напряжения; 2) средством прокреации, деторождения; 3) средством рекреации, чувственного наслаждения как самоцели; 4) средством познания; 5) средством коммуникации; 6) средством самоутверждения; 7) средством достижения внесексуальных целей; 8) средством поддержания определенного ритуала; 9) средством компенсации (И.С. Кон). Социализация П. с. проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты П. с. объединены в теории "сексуального сценария"— разновидности поведенческой программы, которая предопределяет возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Автономизация П. с. от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру, оно становится более избирательным, как в отношении объектов, так и в отношении условий и способов осуществления.

Л.И. Лычагина

Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. В психологии существует несколько трактовок понятия "выражение или экспрессия личности" : 1) широкая — все "максимальное бытие" человека, представленное с помощью всех возможных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая — категория, охватывающая персональное, личностное бытие человека, представленное в нескольких устойчивых чертах, стиле, манере держаться, нечто стабильное, отличающее одного человека от другого; 3) узкая — однотипное проявление какого-то чувства, отношения, состояния человека; 4) очень узкая — динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивление) и отношения личности. В психологии П. э. рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть обнаружены наблюдателем. В эти средства попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. Предмет психологии П. э. — изучение закономерностей выявления на основе внешних данных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности, изучение выражения (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т.д. Представители различных научных школ в процессе создания экспрессивных кодов обращались к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и интерпретации экспрессивного поведения. В связи с этим возникает социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия; коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии; интерактивный подход, делающий акцент на изучении роли экспрессии в регуляции социального взаимодействия. Фундаментальной особенностью П. э. является то, что оно есть составная часть целостного поведения личности. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен. Формирование П. э. личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления. П. э. относится к биосоциальным системам как и все поведение человека. П. э. неотделимо от личности. Оно индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность. П. э. — инструмент познания внутреннего мира человека, часть этого мира, форма его существования. Основное свойство П. э. — динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств вслед за изменениями личности. Экспрессия включает элементы, имеющие высокую степень изменчивости (динамические — мимика, жесты, позы и т.д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости ( физиогномические составляющие экспрессии). Совокупность выразительных средств, образующих структуру П. э. представляет из себя целостность, трудноразложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Поэтому П. э. "верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе... — передает ...гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди" (И.А. Ильин). П. э. частично представлено самому субъекту общения. Он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (М.М. Бахтин). Партнер по взаимодействию, напротив, может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ о личности другого. П. э. относится к полифункциональным явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции. Оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию). Постоянная представленность П. э. другому ("осязаемое данное" С.Л. Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего "Я" человеком, который использует в этих целях различные "экспрессивные маски".

В.А. Лабунская

Подражание (в социальной психологии) — способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить "личным примером", требует от другого индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как "групповое подражание"). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. Таким образом, с возрастом роль П. меняется содержание П., в дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внешние характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

И.Г. Дубов

Поза [лат. positum — класть, ставить] — определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног. Разложение П. на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена "П". П. оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его П. свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности, подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психологический статус ("он принял П. победителя", "он сидел в П. провинившегося ребенка", "его П. — это П. высокомерного человека" и т.д). П. "сделай себя меньше" ( втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные П. человека свидетельствуют о его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. П. несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая, наполеоновская, почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т.д. Для правильного понимания П. необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных П., способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания П. зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что П. — "туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены" выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к, партнеру. А П. — "плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок" имеет другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. П. людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются "жесткостью", неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. Во всем мире выглядит однообразно П. отдыха: "глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке, весь корпус или голова отклоняется назад" или паттерн приветствия: "опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться". П. человека влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: "пристально оглядеть человека сверху-вниз или снизу-вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад". Теснейшим образом увязаны с П. движения ног и походка. Человек может топтаться на одном месте, то есть стоя на одном месте (П.) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. П. мольбы о прощении, унизительная П. сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная П. сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение "шаркнуть ножкой". В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня "шаркнуть ножкой" — это проявить в шутливой форме услужливость. П. и походка придают осанку человеку. Для того, чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка П. ее необходимо рассматривать в следующих координатах: "естественная — искусственная"; "статичная — динамичная"; "напряженная — расслабленная"; "энергичная — пассивная"; "психологически однозначная — многозначная"; "уродливая — прекрасная"; "типичная — индивидуальная" и т.д. На основе объективных характеристик П. передается информация об "этапах общения (П. вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное — расслабленное, активное — пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия П. партнеров в общении ( синхронные — несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность П. (от "лицом к лицу" до "спина к спине"); о мере искренности и открытости личности по такому показателю, как соответствие П. другим элементам экспрессии ( гармоничная — дисгармоничная).

Наши рекомендации