Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 15 страница
Л.М. Смирнов
Рейтинг [англ. rating — оценка, порядок, классификация] — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью Р. осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В социальных науках Р. служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности, при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал.
В.И. Слободчиков
Респондент [англ. respondent — отвечающий] — участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник.
В.И. Слободчиков
Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие "Р.", которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий ("диктующий") индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и "переплавлены" его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии.
Е.В. Щедрина
Референтных отношений объект — индивид или группа как один из основных элементов структуры референтных отношений, с которыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них. Следует различать позитивные и негативные Р. о. о. Негативным Р. о. о. принято считать объект, с ценностями, нормами и стандартами поведения которого активно "не согласен" субъект референтных отношений; при этом он ведет себя так, как если бы стремился добиться отрицательных оценок, осуждения своего поведения со стороны Р. о. о. Позитивным Р. о. о. считают такой объект, ценности, нормы и стандарты поведения которого выступают ориентиром для субъекта и "одобрение" которого он как бы стремится получить.
В.А. Заргаров
Референтометрический метод (или референтометрия) [лат. referens — сообщающий и греч. metreo — измеряю] — способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р. м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Ограниченность выбора вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной Р. м. является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, высказанной референтным для него лицом по поводу значимого объекта. Р. м. позволяет выявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого субъекта по поводу значимого объекта. Данные, полученные с помощью Р. м., обрабатываются математически и могут быть выражены графически.
Е.В. Щедрина
Реципиент [лат. recipientis — получающий] — субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение. Субъект, реагирующий на сообщение, — респондент.
Л.А. Карпенко
Ригидность [лат. rigidus — жесткий, твердый] (в психологии) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т.д.
А.У. Хараш
Риск [греч. risikon — утес] — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину "Р." соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа "уровень притязаний"), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень Р. в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие "Р." раскрывается главным образом в аспекте принятия Р., т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей традиционно привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня Р. в условиях группового обсуждения деятельности.
В.А. Петровский
Розенцвейга рисуночной фрустрации методика (Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Стимульный материал Р. р. ф. м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты, мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интрапунитивные — реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности во фрустрирующих ситуациях, на основе стандартных ответов рассчитывается "показатель групповой конформности", позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида. Р. р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др.
Л.Ф. Бурлачук
Роли половые — нормативные ожидания, требования, предъявляемые обществом, культурой к мужчинам и женщинам в разных видах деятельности (семейные отношения, трудовые функции, распределение авторитета и власти в публичной и домашней сфере и т.д.). Р. п. воспроизводятся и передаются из поколения в поколение посредством дифференцированной по полу системы социализации (половая социализация) и закрепляются с помощью полового символизма и культурных стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной системы Р. п. формирует его половую идентичность, с которой соотносится его самосознание и социальное поведение. Хотя дифференциация Р. п. имеет некоторые кросс-культурные константы, связанные с общими свойствами полового диморфизма, ее конкретное содержание в разных обществах и средах существенно различно. При сравнительно-историческом изучении Р. п. нужно учитывать степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и символически-обрядовой деятельности; специфическое содержание этих ожиданий и предписаний; насколько они жестки и институционализированы; как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией мужских и женских социальных статусов (половая стратификация); допускаются ли индивидуальные вариации, отклоняющиеся от нормативной дифференциации Р. п., и т.д. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, наличие разных для мужчин и женщин норм, правил и образцов сексуального поведения (двойной стандарт). Социология и историко-антропологические науки изучают закономерности формирования, функционирования, изменения и развития системы Р. п. и стереотипов в социуме. Психология исследует процессы и механизмы их усвоения и преломления в половой идентичности. Педагогические науки обсуждают стратегию половой социализации, следует ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, в духе привычных полоролевых предписаний, или стараться преодолевать их, и как именно это делать. В традиционных обществах система Р. п. обычно отличается определенностью и жесткостью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин и общим плюрализмом, традиционная дифференциация Р. п. переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социальных институтах и средах, вызывая много трудностей и порождая ожесточенное сопротивление различных слоев общества.
И.С. Кон
Роль (в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
Н.Н. Богомолова
Роршаха тест (Rorschach Test)— проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями ("пятна" Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, или на что похоже то, что изображено. Основным теоретическим предположением Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешним побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности, в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипизированы вызывающие ее стимулы, автор Р. т. вводит понятия интроверсии и экстраверсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии определяется "тип переживания" — показатель Р. т. Тип переживания указывает на то, "как", а не "что" переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением. Помимо установления общей направленности личности ("тип переживания"), Р. т. позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума (Л.Ф. Бурлачук, 1979). Диагностические показатели Р. т. не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании Р. т., тем определеннее, чем большая совокупность показателей (относящихся к конкретной задаче) изучается.
Л.Ф. Бурлачук
Россолимо "психологические профили" — тест интеллекта, представляющий собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей Разработан Г.И. Россолимо в 1909 г. Р. "п. п." включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Россолимо "сводится к определению "высоты" 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов. "Высота" каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов. В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т.е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных" (Г.И. Россолимо, 1910). Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на измерение отдельных психологических способностей: 1. Внимание. 2. Воля. 3. Точность восприятия. 4. Память. 5. Осмысление. 6. Комбинаторные способности; 7. Сметливость. 8. Воображение. 9. Наблюдательность. Существует два варианта Р. "п. п.": Первый вариант состоял в общей сложности из 38 тестов, во втором варианте количество тестов было сокращено до 27. Шкала Р. "п. п." являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта.
Л.Ф. Бурлачук
Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
А.У. Хараш
Самоактуализация [лат. actualis — действительный, настоящий] — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. С. по Маслоу — потребность в самосовершенствовании, в полной реализации своего потенциала. Роджерс считает, что С. является той силой, которая заставляет человека развиваться на разных уровнях — от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.
М.Г. Ярошевский
Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Произвольное С. достигается посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния. Эффективному произвольному С. способствуют психическая релаксация, богатое воображение. Непроизвольное С. характеризуется некритическим отношением субъекта к собственным идеям, концепциям, оценкам, отсутствием сомнений в их правильности и достоверности, снижением контролирующих функций сознания. Следствием этого иногда оказывается ригидность (отсутствие гибкости) психической деятельности. С. может проявляться в нарушениях функционирования различных систем организма в результате субъективного ожидания определенного расстройства и уверенности, что оно обязательно наступит или уже наступило. Противоположное явление наблюдается в случае плацебо-эффекта. С. может применяться в качестве метода самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике.
Н.Б. Березанская, А.В. Петровский
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.
Л.А. Карпенко
Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На С. основана волевая регуляция человека, но в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.
В.А. Иванников, Ю.М. Орлов
Самообладание — способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В С. проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. С. — показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Ю.М. Орлов
Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. С. л. — образ существования, стиль жизни, решение возникающих задач и т.д.
В.А. Петровский
Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. С. л. г. является альтернативой как конформному, так и нонконформному поведению (А.В. Петровский, 1978). С. л. г. отражает характерную для личности в высокоразвитой группе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Экспериментальное исследование С. л. г. предполагает: 1) выявление лиц, выражающих согласие с мнением группы; 2) оказание на них псевдореального, специально организованного экспериментатором группового давления, идущего вразрез с действительным мнением группы, то есть не соответствующего принятым в ней нормам и ценностям. В этих условиях удается выделить индивидов, которым свойственно С. л. г., и конформных индивидов. В сообществе высокого уровня социально-психологического развития в отличие от диффузной группы С. л. г. является преобладающим способом реагирования личности на групповое давление и потому выступает как формообразующий признак.
Л.А. Карпенко
Самоотношения опросник — опросник личностный. Направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Предложен В.В. Столиным в 1985 г. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Используются два варианта ответов ("согласен" и "не согласен"). На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу. Были отобраны и интерпретированы 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника: 1) самоуважение — шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы; 2) аутосимпатия — шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению; 3) самоинтерес — отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других; 4) ожидаемое отношение от окружающих. Наряду с приведенными факторами — шкалами в опроснике — предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору "глобального самоотношения" (чувства "за" или "против" себя). Опросник стандартизирован. Прямая форма большинства вопросов и отсутствие шкал контрольных ограничивают применение С. о. в экспертных ситуациях.
Л.Ф. Бурлачук
Самоотчет — отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем. С. обычно включает нравственную оценку собственных действий и опирается на самонаблюдение.
Л.А. Карпенко
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах отечественных психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
М.Г. Ярошевский, А.И. Липкина
Самосознание — осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В С. человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. С. тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. С. начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер.
Н.Н. Авдеева
Самость — в аналитической психологии К.Г. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и др. фигурами и образами. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в работах самого Юнга, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретируется как исходное состояние интегрированного организма, образ сверх ординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.п.
В.И. Овчаренко
Самотрансценденции личности теория [лат. transcendentis — выходящий за пределы] — психологическая теория личности, основанная на идее выхода индивида за пределы себя в актах самополагания. Разрабатывается В.А. Петровским (с 1971 г.). С. л. т. объединяет в себе концепции: "активной неадаптивности" (см. Адаптивность—Неадаптивность) "отраженной субъектности", "свободной причинности", включает в себя психологическую интерпретацию интердисциплинарных категорий: "активность", "Я", "личность", "развитие личности", "трансфинитность", "свободная причина" и др., а также новые понятия: "субъектность", "неадаптивность", "активность надситуативная", "поисковое моделирование", "персонализация" и др. Феноменология самополагания индивида очерчивается на основе предложенных "виртуальной" и "отраженной субъектности" методов, представленных многочисленными экспериментальными методиками (В.А. Петровский. "Личность в психологии: парадигма субъектности". 1995).
В.А. Петровский
Самоутверждение — стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре мотивационно-потребностной сферы рядовое или доминирующее положение. Потребность в С. приобретает при определенных условиях ненасыщаемый характер. В этом случае формируется специфическая направленность личности — сугубо эгоцентрическая. Удовлетворение потребности С. может достигаться или за счет реальных достижений в какой-либо деятельности, или иллюзорным путем, когда субъект осознанно или неосознанно стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, за счет создания видимости достижения. Имеется связь между характером человека и способами С, которые во многом зависят и от содержания притязаний субъекта, от его возможностей и способностей.