Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 1 страница
Социальная психология.
Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
Словарь "Социальная психология" — первое справочное издание этой области сихологии. Включает статьи, посвященные основным категориям и терминам, отражающим современное состояние теоретической и практической социальной сихологии. Словарь состоит из пяти разделов: теории, школы и направления в социальной психологии; психология личности; поведение, деятельность и общение человека в социальной среде; межличностные и межгрупповые отношения; основные методы социально-психологических исследований. Позволяет читателю быстро сориентироваться в проблемном поле при поиске конкретных понятий. Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами социальной психологии, но в первую очередь адресован студентам, аспирантам и преподавателям вузов, в учебный план которых включена эта дисциплина.
Авторитарность [лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п. На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает.
М.Ю. Кондратьев
Авторитет [лат. autoritas— влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом значении понятие А. в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным А. обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного А. нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т.к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как "А. власти". Во втором значении А. может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной "властью А.". Обязательной составляющей такого собственно личностного А. является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. При этом отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. А. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. А. того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс "иррадиации А.", т.е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о "спецификации А.". При этом спецификация А. в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация А. — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с атракцией и властными полномочиями), характеризующих "значимого другого".
М.Ю. Кондратьев.
Агрессивность [лат. aggressio — нападать] — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. В то же время в связи с тем, что А. связана с мощными мотивационными и энергетическими ресурсами и импульсами, термин "агрессивный" стал нередко употребляться и с позитивной коннотацией в отношении ряда специфических форм поведения, требующих высокой активности и настойчивости при преодолении преград и достижений поставленной цели (например, "агрессивный игрок" в спорте, "агрессивный маркетинг" в предпринимательстве и т.п.). А. может рассматриваться как кратковременное эмоциональное состояние, которое выражается в гневе, злости, действиях против других людей при достижении цели или удовлетворении потребностей. Причиной А. могут выступать неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению, если затронуты честь, достоинство человека. Уровни А. определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на социальные нормы, правила и т.п. Важнейшие культурно-социальные нормы — социальная ответственность и нормы воздействия на акты агрессии. Для овладения данными нормами важная роль принадлежит таким переменным как истолкование намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия и др. А. играла важную роль в выживании на всем протяжении развития человека. Для формирования самоконтроля над А. и ее сдерживания большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, которые лежат в основе способности к пониманию других людей, к сопереживанию им, формированию представлений о другом человеке как уникальной личности.
С.Н. Ениколопов
Адаптационная подготовка [лат. adapto — приспособляю] (в социальной психологии) — процесс и результат целенаправленного накопления личностью или группой социального опыта жизнедеятельности в меняющихся ситуациях взаимодействия с различными индивидами, общностями и широким социумом, а также специально организованного тренинга, направленного на выработку и освоение способов и приемов приспособления к новым, незнакомым условиям функционирования и завоевания в их рамках активной позиции и собственно субъектной роли.
Ю.М. Кондратьев
Адаптационный потенциал [лат. potentia — сила, мощь] (в социальной психологии) — уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия.
Адаптация социальная [лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный] — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер А. с., ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом А. с. является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение А. с. к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность А. с. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям А. с., крайним выражением которых является аутизм. В западной психологии проблема А. с. разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии (психоанализ), связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной (см. Психосоматика). При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.
Адаптивность—неадаптивность — тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами (В.А. Петровский). А. выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход — наслаждение, избегание страдания), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т.п. В рамках анализа самодвижения деятельности преодолевается ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, вводится представление не только о негативном, но и, возможно, позитивном характере неадаптивности. Н. означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем — источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это противоречие стимулирует уже не продолжение, а развитие деятельности. Н. есть также и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности — в специфической привлекательности действий с заранее не предрешенным исходом. Предметом влечения становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), творчества (граница между возможным и невозможным), риска (граница между благополучием и угрозой существованию), игры (граница между воображаемым и реальным), доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др. Н. может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух и более равнозначимых целей, что может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации.
В.А. Петровский
Аддитивность [ лат. additio — прибавление] — свойство величин, заключающееся в том, что сумма значений величин, соответствующих частям объекта, равна значению величины, соответствующей целому объекту. Свойством А., например, обладает величина группы, но не обладают межличностные отношения в ней или совместная деятельность.
Айзенка личностные опросники — серия опросников личностных. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии — интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению личности. Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров в физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности. Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Заимствуя у К. Юнга понятия экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием, для него — это комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Согласно Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма — психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям. "Психотическая личность" (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная. Личностные измерения, предложенные Г. Айзенком, следует рассматривать как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций. Первый из опросников Г. Айзенка — "Моудслейский медицинский опросник" (Maudsley Medical Questionnaire, или MMQ) — в психодиагностических исследованиях применения не нашел. Вслед за MMQ был предложен "Моудслейский личностный опросник" (Maudsley Personality Inventory, или MPI), опубликованный в 1956 г. и предназначенный для диагностики нейротизма и экстраверсии — интроверсии. MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии — интроверсии и нейротизме, и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника. На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотр., направленных на анализ составляющих экстра — интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Inventory, или EPI), опубликованный в 1963 г. и состоящий из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра — интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете. Разработаны две эквивалентные формы опросника — А и В. В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра — интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена "шкала лжи". Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра — интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по шкале "лжи" — 21). Однако обычно используется вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — так наз. "буферные", ответы на которые не учитываются). Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Л.Ф. Бурлачук
Аккультурация [лат. ad — к + cultura — образование, развитие] — процесс и результат усвоения социальной общностью принципиальных элементов определенной культуры в ходе устойчивых, продолжительных и чаще всего прямых, непосредственных контактов и взаимодействий с социальной группой-носителем этой культуры. В социальной психологии термин А., как правило, используется как поясняющий при анализе процессов межгрупповых взаимодействий, идет ли речь о больших или о малых группах, представляющих различные, иногда не только несовпадающие, но противостоящие субкультуры (например, групп несовершеннолетних правонарушителей и общностей, интегрированных в широком социуме "мира взрослых"). В этих случаях А. может пониматься как процесс и результат преодоления смысловых барьеров между представителями различных субкультур, принятия одной из взаимодействующих сторон органичной для изначального оппонента шкалы жизненных ценностей, норм и правил жизнедеятельности, разрушения деструктивного противостояния по принципу "мы — они" и построения общего "мы" как социально различимого и личностно значимого для всех единства целей, задач и принципиальных способов их достижения и решения. При этом сам по себе термин А. не несет ни малейшей оценочной окраски. Являясь в ряде случаев несомненным отражением просоциальных интеграционных тенденций, А. достаточно часто мешает процессу психологически содержательной индивидуализации социальной общности (и малой группы, и отдельной этнической группы) в ходе ее взаимодействия с более широким социумом. Помимо социальной психологии, термин А. наиболее часто употребляется в этнографии, культурологии и социологии при описании ситуаций, связанных с происходящим процессом приобщения и усвоения норм общения и сотрудничества, ценностной переориентации и т.п., чаще всего переживаемым определенной человеческой общностью при вхождении ее в новую этносреду. В этом контексте А. традиционно рассматривается как важная, этапная составляющая такого этнического процесса, как ассимиляция.
Т.Г. Стефаненко
Активность личности [лат. activus — деятельный] — форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека как источника своего существования и развития; А. л. проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность "продолжает" себя в других людях, приобретая в них свою "отраженность". В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, А. л. характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, и/или действуя "надситуативно" т.е. за пределами своих исходных побуждений и целей.
В.А. Петровский
Активность надситуативная — способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством А. н. субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности. А. н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, "бескорыстного" риска, сверхнормативной активности.
В.А. Петровский
Активность поисковая — поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. А. п. — обязательный компонент многих типов поведения.
В.С. Ротенберг
Активность сверхнормативная — одна из форм проявления надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности. А. с. — один из важнейших показателей высокой эффективности группы, характеризующий деятельность общности высокого уровня социально-психологического развития. А. с. может проявляться, например, в превышении средней индивидуальной и групповой нормы выработки. В группах низкого уровня развития предъявления индивидуальной А. с., как правило, воспринимаются негативно и оцениваются как предательство групповых интересов, рассматриваются как демонстративное поведение, имеющее целью выделиться, самоутвердиться за счет других членов общности, завоевать признание вне группы в ущерб ее престижу. Экспериментально А. с. можно зафиксировать лишь в тех видах деятельности, где имеются четко разработанные официальные нормативы ее выполнения.
М.Ю. Кондратьев
Альтруизм [лат. alter — другой] — система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других людей и не способствующем повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин "А." введен французским философом О. Контом как противоположный понятию "эгоизм". Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В качестве морального принципа А. провозглашается некоторым к философско-религиозными учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете, Л.Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т.н. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В современной психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о "родословной А.", (В.И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П.В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, которые актуализируются в различных действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (например, мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют экспериментальное исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внешних форм поведения — помощи, щедрости, заботы и т.д. — без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, которые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психологического проявления гуманных отношений.
В.В. Абраменкова
Аномия [греч. a — отрицательная частица, nomos — закон] — понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп (в том числе социально декларируемые образцы поведения), а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.
И.М. Кондаков
Ассоциации словесной тест (Word Association Test) [лат. associatio — соединение] — предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю. А. с. т. впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения "ассоциации идей". В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А.Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946). Стимульный материал А. с. т. состоит из списка несвязанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из которых обследуемому предлагается как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксируются время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реакции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандартизированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 слов-стимулов. Интерпретация полученных результатов определяется теоретическими взглядами исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В центре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (А.Р. Лурия, 1932). А. с. т. стимулировал появление таких проективных методик, как методики "Завершение предложения". Вопрос о валидности А. с. т. не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабатывавших его авторов. Имеются данные о достаточно высокой ретестовой надежности некоторых вариантов А. с. т. Возможно применение теста для группового обследования.
Л.Ф. Бурлачук
Ассоциация [лат. associatio — соединение] (в социальной психологии) — группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих А. в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они, как правило, проходят путь позитивного группообразования и превращаются в общности высокого уровня социально-психологического развития. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественно направленных организации и руководства такие А. легко превращаются в корпоративные сообщества чаще всего закрытого типа.
А.В. Петровский
Атрибуция [англ. attribute — приписывание] — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в "достраивании". Основным способом такого "достраивания" непосредственно воспринимаемой информации и является А. Начало изучению проблемы положила работа Ф. Хайдера (1958), к концу 70-х гг. А. превратилась в один из трех приоритетных объектов социально-психологического исследования. Первоначально А. сводилась к каузальной А. (см. Атрибуция каузальная), локализовалась в пределах межличностного восприятия и понималась как выведение причин поведения человека. В дальнейшем понимание А. расширилось. Согласно современным представлениям, А., во-первых, не сводится к выведению только причин поведения, а включает приписывание широкого класса психологических характеристик; во-вторых, не ограничена только характеристиками человека, распространяясь и на другие социальные объекты. А. рассматривается как основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. Закономерности А. раскрываются теориями, разработанными Г. Келли, Е. Джонсом и К. Дэвисом, Б. Вейнером, А. Круглански. В зарубежной социальной психологии А. является основой для изучения и объяснения широкого класса социально-психологических феноменов, на чем основаны надежды на постепенное развитие теорий А. в общую социально-психологическую теорию. В отечественной социальной психологии А. изучается с конца 70-х гг. Она рассматривается как механизм многих социальных процессов. Показана роль А. в межгрупповом взаимодействии, в регуляции супружеских отношений, в возникновении производственных конфликтов и т.д.