Общая характеристика воображения
Тема 16
ВООБРАЖЕНИЕ
Общая характеристика воображения
Виды воображения
Психологические механизмы воображения
Формы воображения
Нарушения воображения
Общая характеристика воображения
Воображение– это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них.
В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы.
Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти.
Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели. Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны.
В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуаций: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность механизмов решения задач, нечеткость ограниений) выдвигает на первый план процесс воображения. Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления.
Благодаря воображению человек ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры.
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека.
Даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Большую помощь воображение оказывает в деловой и межличностной сферах взаимодействия людей. Способность вообразить реакцию на свое поведение, вообразить себя на месте собеседника дает возможность адаптироваться в социальной среде, избегать неконструктивных конфликтов в трудовых коллективах, влиять на людей в период предвыборных кампаний и т.п.
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряженности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т.п.
Воображение оказывает регулирующее действие и на процессы, происходящие в организме индивида, т.е. на органические процессы. Очевидно, каждому знакомо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает чувство стыда, страха, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, обильное потоотделение и др. Есть лица, способные силой воображения вызвать у себя любое недомогание или даже болезнь, реальные ожоги кожи. Эти примеры свидетельствуют о том, что воображение тесно связано с эмоциональной активностью личности.
Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологически-ми особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и опытом.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.
Воображение выполняет ряд функций (рис. 1):
Функции воображения |
Познавательная |
Регулятивная |
Аффективная |
Рис. 1. Функции воображения
§ познавательную. Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления, окружающий мир познается глубже;
§ регулятивную. Выражается: в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда и его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятия решения при отсутствии полноты знаний; в замещении деятельности; в регуляции познавательных процессов;
§ аффективную.Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение).
Выделяют следующие формы воображения (рис. 2).
Создание программы поведения при неопределенной проблемной ситуации |
Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность |
Создание образов, соответствующих описанию объекта |
Построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта |
Рис. 2. Формы воображения
Виды воображения
Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют пассивное и активное воображение. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное (рис. 3).
Виды воображения |
По степени осознанности и активности |
Воссоздающее |
Непреднамеренное |
Преднамеренное |
Творческое |
Пассивное |
Активное |
Рис. 3. Виды воображения
Такое деление отчасти относительно, так как каждый из этих видов воображения содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти, восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий.
Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.
В качестве примеров можно привести:
§ воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проекты будущих работ;
§ воображение генерального конструктора, мечтающего о летательном аппарате нового типа;
§ групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идеи в научной лаборатории, когда из совокупности процессов воображения участников вырисовывается то, что может быть осуществимо.
Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.
Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
Например, воссоздание в воображении фрагментов Бородинского сражения 1812 г. по роману Л. Толстого «Война и мир» и воплощение образа в жизнь в виде создания соответствующей панорамы. Этот вид воображения постоянно эксплуатируется в деятельности командира: подготавливая наступление на вражеские позиции, он, глядя на карту местности, воссоздает картину будущего боя. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Не может обойтись без воссоздающего воображения и следователь прокуратуры: прибыв на место происшествия, он мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ далее разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.
Творческое воображениебазируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления.
Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию. Именно творческое воображение Н. Коперника, создавшее образ бесконечности и населенности миров во Вселенной, опровергло аристотелевскую парадигму конечности мира, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Дж. Бруно, Г. Галилея.
Заметим, что при жизни ученого еще не существовало телескопов. Единственным «инструментом», дающим возможность заглянуть в далекие миры Вселенной, было воображение, основанное на наблюдательности, интуиции и устремленности к познанию.
Пассивное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.
Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.
Создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.
Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.