Гуманистические теории личности
Гуманистические теории личности
Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Все равно остается вероятность того, что высшие духовные качества проявятся, поскольку они заложены в каждом как потенциал. Гуманистическая психология с оптимизмом воспринимает каждого человека и верит в его хорошие наклонности.
А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу – «все или ничего». Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
• 85 % – физиологические;
• 70 % – безопасности и защиты;
• 50 % – любви, принадлежности;
• 40 % – уважения;
• 10 % – самоактуализации.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
• Физиологические потребности : потребности, существенные для физического выживания.
• Потребности безопасности и защиты – потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос.
• Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
• Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.
• Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
(все же помнят эту пирамиду, где-то на последних лекциях по Богдановой?:))) )
Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей, которых А. Маслоу (1997) назвал Self-actualizers. Для большинства людей доступны лишь кратковременные периоды самоактуализации — peakexperiences , субъективно переживаемые как счастье, полнота ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве, восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восприятии.
Одним из лидеров гуманистической психологии был американский психолог Карл Роджерс (1902–1987). Предметом его исследования стали явления самосознания и самооценки, их функций в поведении и развитии личности. Он различал две системы регуляции поведения: организм и “Я” личности. Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни. В ходе так называемого органического оценочного процесса организм пытается сохранить и усилить себя. Например, как отмечал Роджерс, одну и ту же пищу ребенок принимает или отвергает в зависимости от своего внутреннего состояния и собственных ощущений. Впоследствии он отказывается от индивидуального оценочного механизма, подчиняя свое поведение системе оценок других людей. Однако способность организма решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение может развиться только в контексте социальных ценностей. Так, представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного “Я”, фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который он переживает в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, чувствах и установках, Роджерс назвал реальным Я.
18. Психологическая основа смысловыявляющего текста, приемы создания текста + 20. Социально-психологические характеристики смысловыявляющего текста, приемы создания текста.
Основа – работы Франкла, Маслоу. Франкл «В поисках смысла». Виктор Франкл, прошедший Освенцим, утверждал, что в психике человека есть резерв для преодоления житейских страхов и выбора в пользу онтологических. Самая главная задача человека – найти смысл жизни, и тогда обстоятельства не властны над ним. В своем выборе человек свободен и несет за него прямую ответственность.
Маслоу, один из
Активизация гуманистического мышления в современном мире нашла отражение, прежде всего, в смысловыявляющих текстах периодических изданий.
Мы полагаем, что обеспечение информационной безопасности аудитории гарантировано в случае, если журналист создает смысловыявляющий текст, который соответствует гуманистической парадигме мышления. Зависимость типа текста от типа мышления описала в своем учебном пособии «Психология журналистского творчества» Е.Е. Пронина. Смысловыявляющий текст – вершина журналистского мастерства, которая совпадает с вершиной пятиуровневой пирамиды взаимообусловленных потребностей, предложенной Абрахамом Маслоу – потребностями в самоактуализации, то есть со стремлением к реализации своих потенциальных творческих способностей и ресурсов, переживанию духовных ценностей и тому подобного. Создавая смысловыявляющий текст, журналист строит диалог с читателем как с личностью, стремящейся к самоактуализации. Такой тип текста призван проецировать информационную картину действительности на космополитическое пространство, проникать в суть вещей и событий.