Самооценка, общественная оценка и групповая сплоченность — факты
В работах по групповой терапии специально не исследовались отношения между общественной оценкой и изменениями в самооценке. Как бы то ни было, существует несколько интересных данных по групповой популярности, синонимически близкой к общественной оценке. В ранее описанном Исследовании сорока пациентов групповой терапии, мы показали, что пациенты, «избранные» остальными членами как наиболее популярные, на шестой и двенадцатой неделе терапии, имели существенно лучшие терапевтические результаты, чем другие члены группы в конце срока. Таким образом, пациенты, которые имеют высокую общественную оценку в начале группового курса, могут иметь лучшие терапевтические результаты.
Чтобы понять этот феномен, исследователи изучили детерминанты популярности. Какие факторы показались им ответственными за достижение популярности в терапевтических группах? Они выделили три фактора, которые сами по себе не коррелировали с результатом, но коррелировали с популярностью, а именно:
1. Предварительное самораскрытие.
2. Интерперсональная совместимость. Индивиды, которые имели (возможно, случайно) те межличностные потребности, которые хорошо сочетались с подобными потребностями других членов группы, стали популярными в группе.
3. Прочие социометрические оценки: члены группы, которых выбрали в приятели или в качестве коллег по работе, стали популярны в группе.
Клиническое изучение наиболее популярных и наименее популярных участников, открыло, что члены группы, выбирая популярных пациентов, отдают предпочтение молодости, образованию, умственным способностям и способности к интроспекции. Все популярные пациенты взяли на себя лидерство в группах, помогая терапевту заполнить вакуум в недавно образовавшихся группах, когда терапевт отказывался взять на себя роль традиционного лидера.
Наименее популярные пациенты, согласно нашей выборке, были негибкими, моралистичными, неспособными к интроспекции, трудно вовлекаемыми в групповую задачу. Четверо были явно девиантными в группе и быстро добились своей изоляции. Они ответили на это агрессивно, атакуя группу, закрепляя, тем самым, свою изоляцию в ней. Другие, проявлявшие шизоидный страх перед групповым процессом, остались на периферии группы, никогда не выходя на волну взаимодействия в группе.
Либерман, Ялом и Майлз, исследуя группы встреч (23), подтвердили эти выводы. Из изучения социометрических данных (когда членов группы просили проранжировать всех участников, учитывая несколько признаков) стало ясно, что наиболее влиятельными членами группы были те, чье поведение соответствовало ценностям соревнующихся групп (предприимчивости, спонтанности, открытости, самораскрытию, экспрессивности, групповой поддержке). В дальнейшем, эти участниками достигли существенно более высокого результата.
Обобщая эти открытия, можно сказать, что члены группы добиваются популярности и влияния посредством своей активной сопричастности, самораскрытия, самоизучения, эмоциональной экспрессивности и лидерского поведения. Короче, мы можем сказать, что они получают одобрение (и в конечном счете, улучшения) в группе, максимально участвуя в групповой задаче.
В чем состоит задача терапевтической группы? Большинство терапевтических групп ценят:
1.Принятие роли пациента;
2. Самораскрытие;
3. Честность в проявлении чувств, испытываемых к себе и к другим пациентам;
4. Отсутствие оборонительной позиции;
5. Интерес в приятии других;
6. Поддержка группы;
7. Личностное улучшение.
Верность этим принципам поведения поощряется группой. Как показал Хоманс , член группы, который остается верен групповым нормам, — это тот, кого оставшаяся часть группы считает наиболее популярным и наиболее влиятельным.
Важно отметить, что индивид, удовлетворяющий групповым нормам, поощряется не только повышением общественной оценки, но он также пожинает и другие плоды. Например, поведение, соответствующее групповым нормам, сослужит ему добрую службу и в его взаимоотношениях вне группы. Другими словами, навыки общения, используемые индивидом в группе для достижения популярности и удержания ее, вероятно, помогут ему действовать более эффективно, решая проблемы межличностного общения вне группы. Таким образом, растущая популярность в группе имеет двоякий терапевтический эффект: влияет на самооценку и усиливает адаптационные социальные навыки.