Специфика отбора, организации и методика проведения детских групп.

Секрет эффективности метода прост: дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют, играют в хендлеров (специалист-кинолог, который выставляет собаку на выставке по экстерьеру), дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом, как мы уже описывали выше, собака достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.

Почему же дети так охотно общаются с собаками? Ответ достаточно прост и в то же время требует огромной подготовки как от взрослых, так и от собак. Для детей младшего школьного возраста объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у последнего появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Перед специалистами, работающими в ключе кинологической психокоррекции, стоит достаточно сложная задача: им необходимо следить за собакой, и в то же время не препятствовать взаимодействию. Важно отметить, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты и дети, больные ДЦП, общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.

В чем же заключается специфика данной методики? Основная идея состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, больных ДЦП, аутизмом, имеющих синдром гиперактивности и дефицита внимания, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и, исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике. На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни. Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка), арттерапия – рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т.д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес.

Начиная с декабря 2013 г. ООО КЦ «ДРУГ» сотрудничает еще и с ОО «Незабудка», ведется работа с детьми-инвалидами (диагнозы – ДЦП, гиперактивность, аутизм). Разрабатывается подробные проект с учетом специфики заболеваний и особенностей конкретных детей. Пока проводились только групповые занятия с детьми 7-12 лет (первая группа) и взрослыми (18-30 лет).

Собаки прошли предварительное тестирование, обучение и тестирование сертификационное, получив квалификацию «Собака-терапевт».В настоящий момент мы работаем с породой золотистый ретривер, но в планах отбор и обучение собак различных пород.

Для канистерапии существуют определённые противопоказания к проведению занятий. Это — аллергия на собак, открытые раны, заболевания кожи, инфекционные заболевания, заболевания верхних дыхательных путей в острой стадии, паразиты, повышенная температура. В случае обнаружения канофобии (боязни собак), первый этап занятий должен включать комплекс действий, избавляющих от страха к собаке. Только после положительного завершения этого этапа, можно приступать непосредственно к активной канистерапии.

На наш взгляд, перед участниками конференции стоит задача - объединение. Выработка единых методик, планов, подготовка и сертификация собак и волонтеров. Популяризация метода и разъяснение всем желающим, пытающимся работать по методикам канис-терапии, что метод этот сложен, требует обучения как собак, так и людей, подбора команды, состоящей из кинологов, психологов, педагогов и медиков. И обозначение сути метода – НЕ НАВРЕДИ! Сегодня стало модным благотворительное посещение больниц и детских домов с собаками. А мода, как всегда и во всем имеет и положительные , и отрицательные стороны. Не всякое общение с собакой является канис-терапией. А вред, причиненный методу по незнанию и неверной трактовке метода, несет отрицательное отношение к канис-терапии как таковой.

Использованные источники

1. «Канистерапия»: Katidog.ru. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

2. Смолова, Л. В. Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы. — 2008. — Т. 9. — С. 45-50.

3. «Четвероногие доктора или что такое пет-терапия». Медицинский справочный ресурс «Medinfo.ru».Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

4. «КАНОН КАНИС-ТЕРАПИИ». «Польское общество канистерапии».

5. «Материалы конференции по канистерапии». Архив сайта питомника Северная Надежда. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012.

6. Доклад по канистерапии. Санкт-Петербургская спортивная федерация ездового спорта (22 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

7. Субботин, А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. — М.: «Макцентр. Издательство», 2004.

8. Нужна собака-поводырь. Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» (2007).Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

9. В Польше введена специальность «канистерапевт». Польское общество канистерапии/главная страница.

10. «Любимые животные вместо лекарств». Публикация «Человек и его здоровье».Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

11. «Канистерапия - новое направление в лечении психических и неврологических заболеваний». Научное обозрение Санкт-Петербургского ГМУ (26-12-2011). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

Литература

  1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. — М.: Медицина, 1989.
  2. Субботин, А.В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская . — М.: «Макцентр. Издательство», 2004.
  3. Animal Assisted Brief Therapy A solution-Focused Approach. — The Haworth Press, 2007.
  4. Levinson, Boris Mayer. The dog as a co-therapist / Boris Mayer Levinson. — М: Mental Hygiene, 1962.
  5. Поцелуева, Е. Ездовые собаки / Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина . — Москва: Центрполиграф, 2002.

Наши рекомендации