Заполненная номерами качеств
Процедура 2. "Тип руководителя" (оригинальная разработка)
Процедура построена на идее анонимного обмена обратными связями между участниками группового процесса. В результате каждый участник сможет получить обобщенное первое впечатление группы о себе. Особенность данной процедуры в том, что ее можно одинаково эффективно использовать как в группе впервые встретившихся людей, так и в группе, имеющей опыт совместной деятельности, общую историю взаимоотношений, сложившуюся статусную иерархию.
Вступительная часть. Ведущий делится с участниками размышлениями о том, что первое впечатление бывает обманчивым лишь в обыденной жизни, поскольку там его невозможно отделить от ассоциации, домыслов, приписываний, невольно рождающихся у человека в отношении какого-либо незнакомого лица при первой встрече с ним. На самом деле – и это подтверждается исследованиями – первое впечатление о другом человеке нередко бывает очень точным, если оно не искажается ложными ожиданиями и интерпретациями.
В тренинге можно отделить первое впечатление друг о друге от невольных домыслов, сохранив к тому же и анонимность обратных связей.
Описание процедуры
1. Ведущий предъявляет для всеобщего обозрения восемь разнотипных предметов. Каждый предмет снабжается порядковым номером. Это могут быть детали обстановки, вещи, находящиеся в комнате, где работает группа (шкаф, стул, люстра, окно, ковер, картина на стене, книги, комнатные растения, чья-то сумочка, стол, мусорная корзина, зеркало, вешалка с верхней одеждой и проч.). Передвигать крупногабаритные предметы нет нужды. Достаточно прикрепить к ним их порядковый номер, хорошо различимый всеми участниками группы. Можно вместо этого воспользоваться несколькими абстрактными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, круг, эллипс, ромб, зигзаг, спираль и т. д.), которые нужно нарисовать на плакате и снабдить порядковыми номерами.
2. Ведущий предлагает группе припомнить восемь наиболее распространенных типов руководителей и придумать им краткие названия. Для облегчения этой работы можно предложить группе воспользоваться списком из шестнадцати типов руководителей, который приводится ниже. Способы проведения краткой дискуссии по принятию группового решения изложены в предыдущих частях книги.
Краткие обозначения каждого из восьми типов руководителей, изображенных группой, помещаются на модерационной доске.
3. Участники процедуры снабжаются пачками мелких листов бумаги. Ведущий собирает предметные или абстрактные ассоциации группы для каждого из восьми типов руководителей. Это делается так. Называется первый из восьми типов руководителей. Участники должны на листочках написать номер предмета или фигуры из тех, что были упорядочены и пронумерованы раньше. Выбор соответствия конкретного типа руководителя и одного из восьми предметов (фигур) члены группы проводят, руководствуясь только своими личными, пусть необъяснимыми, непонятными, спонтанно возникающими ассоциациями. Затем ведущий собирает листки, на каждом из которых написан один какой-нибудь номер и поручает одному из членов группы обработать эти данные, выбрав номер, который попадается наиболее часто. При этом участник, ведущий обработку данных, должен не забыть, к какому типу руководителя эти данные относятся. Так поступают с каждым типом руководителя. Результаты обработки участники, выполнявшие ее, сообщают только ведущему. Группе эти результаты пока не сообщаются.
4. Подобно тому как были собраны ассоциации для каждого типа руководителя, проводится сбор ассоциаций для каждого члена группы. Для этого очередной участник выходит на всеобщее обозрение и группа опять же на отдельных листочках выписывает номер одного из восьми предметов, с которыми проводилась ассоциация типов руководителя. В итоге каждый участник получает некую отвлеченную, проективную информацию о том, преимущественно с каким предметом из названных в начале процедуры группа, не сговариваясь, ассоциирует его.
5. Когда все члены группы получат проективные ассоциации персонально для себя и обработают их, можно предложить участникам поделиться возникшими впечатлениями. В большинстве случаев группа, заинтригованная тем, к какому типу руководителей оказался отнесенным персонально каждый, будет торопить ведущего раскрыть итоговую информацию. Однако часто возникает положение, когда кому-то хочется высказаться не откладывая. Этому не следует препятствовать, поскольку иначе пропадет потенциальная возможность получить неожиданные психологические эффекты.
6. Ведущий выписывает номера тех предметов, которые по общим ассоциативным впечатлениям группы, собранным на этапе 3, соответствуют каждому из восьми типов руководителя.
7. Участники группы делятся впечатлениями о полученных результатах, которые зачастую удивляют их. При этом важно предложить группе возможность обсудить различные типы руководителей не в категориях "лучший – худший", а имея в виду различные области эффективности, индивидуальные для каждого типа.
ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Кумир – все держится на его обаянии. Его все любят, ему все симпатизируют. Ему многое прощается, потому, что это "свой человек".
Диктатор – тотальное подавление, сквозной контроль. Нервозная обстановка. Подозрительность, жесткая дисциплина. Склонность к наказаниям в ущерб поощрениям. Немало подчиненных любят его, хотя и боятся.
Диспетчер – мастер "психотехники". Умело сваливает всю работу и ответственность на заместителей, в соседние подразделения, организации. Доволен этим. Его кредо: "Руководитель обеспечивает работой других".
Заводила – умеет вдохновить, "завести" людей на работу, пробудить трудовой энтузиазм. Склонен к поощрениям, недооценивает наказания при стимулировании подчиненных, пренебрегает контролем.
Новатор – генератор идей. Его подразделение, организацию постоянно лихорадит перестройка, эксперимент, внедрение нововведений.
Полпред – полномочный представитель своей организации где угодно. Умеет установить полезные связи как для своей организации, так и для себя – с поставщиками, потребителями, партнерами, коллегами, высшими эшелонами власти. Виртуоз общения. Его постоянно нет на месте.
Политик – мастер интриг, комбинаций, манипуляций и шантажа. Искусно пользуется столкновениями интересов сторон, играет на противоречиях людей самого разного уровня. Его кредо: "Разделяй и властвуй!"
Хозяин – работает больше и лучше всех своих подчиненных. Суровый, но справедливый защитник людей из своей организации. Никого и ничего так просто из своих рук не выпустит. Его кредо: "Все в своем кулаке".
Наставник – учит, помогает, подсказывает молодым, начинающим. Его организация – это "кузница кадров". Его кредо: "Руководитель – отец солдатам".
Специалист – высокий профессионал в своем деле. Обладает глубокими и всесторонними знаниями о деятельности руководимой им организации. Авторитетен больше как эксперт-консультант, чем как руководитель.
Организатор – всегда знает конкретную работу "на сегодня". Умеет организовать каждодневный труд подчиненных как слаженное взаимодействие, дающее конечный результат.
Миротворец – больше всего озабочен морально-психологическим климатом. Может примирять всех и вся в самых трудноразрешимых конфликтных ситуациях. Его кредо: "Был бы мир, остальное приложится".
Педант – способен систематизировать любую неразбериху в делах. Действует строго по инструкции и букве закона. Умело распределяет ответственность, заставляя, например, всех подписывать любую бумажку и протоколировать каждый шаг. Не боится быть занудой. Великолепное знание нормативных актов позволяет ему находить законные пути для их невыполнения. Его кредо: "Бюрократ – это профессионал".
Игрок – умеет рисковать, брать ответственность на себя и выигрывать. Обладает талантом быстро принимать важные ответственные решения в информационном стрессе. Интуитивен, Его кредо: "Азарт!"
Философ – умеет быть невозмутимым в успехе и поражении. Видит перспективу. Сохраняет личный оптимизм и уважение окружающих; некоторые из них считают его умствующим бездельником, безразличным ко всему. "Философ" действительно прошел в своей жизни "огонь, воду и медные трубы". Его кредо: "Все идет само собой".
Прагматик – смотрит на любую ситуацию с позиций конкретной, осязаемой, гарантированной выгоды. Убежден, что люди в большинстве своем – это существа слабые, склонные к пороку, доверять которым нужно с оглядкой. Это недоверчивый, слегка циничный скептик.
Легко заметить, что обмен впечатлениями друг о друге, организованный описанным выше образом, прежде всего воздействует на "Я-зеркальное" или "Я-глазами-других", являющееся важным компонентом в общей "Я-концепции" человека. Опосредованно через "Я-зеркальное" здесь подвергается воздействию и вся "Я-концепция" как система представлений человека о самом себе.
***
Вероятно, большинство игр и упражнений социально-психологического тренинга, особенно обсужденных в данной книге, прежде всего инициируют у членов группы процессы самостоятельного осмысления и переосмысления привычных психологических представлений о себе как о личности и как об индивидуальности. Подобные процессы у каждого участника неизбежно сопровождаются чувственным переживанием всего происходящего в его внутреннем мире и в пространстве особого, чрезвычайно насыщенного группового общения, образующегося на тренинге.
ЛИТЕРАТУРА
перейти к оглавлению
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
4. Аникеева П. М. Воспитание игрой. М., 1987.
5. Аттватер И. Я вас слушаю... М., 1985.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1978.
7. Добрович А. Б. Глаза в глаза. М., 1982.
8. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. И., 1987.
9. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
10. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
11. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988.
12. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растяников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
13. Ксенчук Е. В., Киянова М. К, Технология успеха. М., 1993.
14. Марасанов Г. И. Как освоиться в новой компании// Пионер, 1990, № 5.
15. Марасанов Г. И. О желании быть как все// Пионер, 1990, № 7.
16. Марасанов Г. И. Тело, счастье и характер// Пионер, 1991, № 11.
17. Марасанов Г. И. Как правильно скандалить// Россия, 1992, № 23(82).
18. Марасанов Г. И. Любовь, свобода и здоровье// Пионер, 1992, № 2–3.
19. Марасанов Г. И. Ловушка общения // Пионер, 1994, №4.
20. Марасанов Г. И. Мужчина как ритуальное животное//Обыватель, 1996, № 10.
21. Марасанов Г. И. Между двух огней // Обыватель, 1997, № 3.
22. Мелибруда Е. Я – ты – мы. М., 1986.
23. Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей. (Человек, общение, жилая среда.) Таллин, 1986.
24. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.
25. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
26. Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. Пермь, 1989.
27. Пряжников Н. С. Игровые црофориентационные упражнения. М.–Воронеж, 1997.
28. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.
30. Рюттингер Р. Культура предпринимательства/ Пер. с нем. М., 1992.
31. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
32. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
1 См.: Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. С. 9.
2 Петровская Л.А. Компетентность в общении. С. 7.
3 Там же.
4 Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
5 Там же.
1 См., напр.: Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990; Марасанов Г.И. Переходный возраст//Пионер. 1989. № 11; 1990. № 1, 3, 5.
2 См.: Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
3 Об этом см.: Как поставить свое "Я"/ Под ред. В. П. Зин-ченко. М., 1991. С. 32.
1 См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. С. 318.
2 См.: Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
3 См.: Жуков ЮМ., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
1 См.: Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика v. развитие компетентности в общении. С. 13.
1 См.: Петровская Л.А. Компетентность в общении. С. 81.
1 Симонов П.В. Безмотивная психология//Поиск. 1990. № 32. Авг.
2 См.: Злобин А.Т. К классификации эмоций//Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 96.
1 Задача про лошадь стала настолько хорошо известной и часто применяемой как психологами, так и теми, кто себя выдает за психолога, что, вероятно, не заслуживает внимания. Однако приведу ее краткое описание как пример неплохого "мотора", запускающего групповую дискуссию. Итак. Инструкция для группы: "Цыган купил лошадь за 6000 марок и продал ее за 7000. Год спустя он купил ту же лошадь за 8000 марок и продал за 9000. Получил ли он прибыль? Если да, то сколько? У каждого участника имеется маленький клочок бумаги, на котором следует написать свое решение в виде цифры. Советоваться друг с другом запрещено. Подглядывать и списывать - тоже не стоит. Листочки бумаги с анонимными ответами просьба сдать ведущему". Далее ведущий быстро анализирует ответы. Если все ответы одинаковы, что бывает крайне редко, то дальней шее развертывание этого "номера" не имеет смысла. Если же мнения разошлись, то ведущий просит группу прийти к общему мнению по поводу того, что же получил цыган в итоге своих сделок. На выработку общего мнения дается фиксированное время. Ход дискуссии записывается по обыкновению на "видео", а затем анализируется. Анализ оказывается эффективным, если ведущий предложит каждому участнику группы поделиться своими впечатлениями о ходе дискуссии, обо всем происходившем с ним во время спора, о его чувствах, неудовлетворенностях, переживаниях. Свое же выступление следует строить, непременно начиная с резюмирования всего того, что было высказано участниками.
1 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. С. 15.
1 См., напр.: Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 318.
1 См.: Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии//Вопросы психологии. 1979. № 6.
2 В названии использовано понятие о производной, взятое из математики.
1 См.: Емельянов ЮЛ. Активное социально-психологическое обучение. С. 122.
1 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. Ее же. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии// Вопросы психологии. 1979. № 6.
1 См., напр.: Ниренбург Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990; Лиз А. Язык телодвижений. М., 1992.
2 Кстати, психолог-тренер может использовать информацию с листочков как показания своеобразного эмоционального "градусника". Преобладающая представленность положительно или отрицательно окрашенных чувств — чем это не Иллюстрация общего эмоционального состояния группы "здесь и сейчас"?
1 См., напр.: Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
[1] Примеры взяты из практики проведения игры
[2] См.: Добрович А.Б. Глаза в глаза.
[3] Подробнее об этом см. первую часть настоящего пособия
[4] См., напр., работы Ф. Перлса, К. Роджерса, В. Сатир
[5] См., напр.: Петровская Л.А. Компетентность в общении
[6] Пример игры, построенной на идее ранжирования, приведен в разделе "Упражнения-шутки". См. там игру "Кто прозрачнее?".
[7] См., напр.: Аттватер И. Я вас слушаю... В этой публикации перечислены барьеры общения по Т. Гордону, работы которого на русский язык не переводились
[8] Подробнее о теоретических проблемах обратной связи см.: Петровская Л.А. Компетентность в общении
[9] Проблемы подобных искажений взаимного восприятия и понимания, а также самовосприятия и самоотношения, связанных с ними, детально разработаны Ф. Перлсом, создателем гештальттерапии
[10] См.: Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения См., напр.: Рудестам К. Групповая психотерапия/Под ред. Л.А. Петровской
[11] См., напр.: Рудестам К. Групповая психотерапия/Под ред. Л.А. Петровской