Общая характеристика сознания
Основополагающий тезис современной отечественной психологии – происхождение сознания человека связано с социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза – усвоение общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания (общественно выработанных способов передачи опыта), которое обеспечивают полноценное развитие психики.
Сознание - это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира; включает в себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего Я.
Формирование сознания - результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга. Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.
Этапы развития сознания: 1) психика животных и предчеловека, 2) стадное сознание, 3) сознание разумного человека, 4) сознание человека родового общества, 5) самосознание.
Индивид – это представитель биологического вида, новорожденный ребенок. Младенец кричит, двигает конечностями, открывает и закрывает глаза, но не осознает окружающего мира. Вместе с тем, ребенок обладает врожденной возможностью появления и развития сознания в условиях человеческого общества. Инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. Ребенок начинает контактировать с предметами и явлениями материального мира в процессе общения, затем в процессе коллективного труда. Человек в онтогенезе учится активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (включается мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для удовлетворения своих потребностей. Благодаря сознанию человек создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, проявляет способности к саморегуляции.
Необходимое условие появления и совершенствования сознания - речь. В речи психические явления становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.
Необходимое условие правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него – ориентировка (в предметах и явлениях, в месте, времени).
Формы сознания
Индивидуальное | Групповое | Общественное |
Атрибуты сознания (отношение, познание, переживание) Уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание) Динамика сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) Функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции) | Общественное настроение Соревнование Паника | Религиозное Нравственное Эстетическое Правовое Политическое Философские взгляды |
Основные характеристики сознания:
1. Способность к рефлексии (готовность к познанию других психических явлений и самого себя);
2. Мысленное представление действительности (отвлечение от восприятия окружающего и развитие какой-либо идеи, образа в своем воображении);
3. Способность к коммуникации (словесно-понятийная означенность осознаваемого и передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем);
4. Наличие интеллектуальных схем (использование умственных структур, в соответствии с которыми воспринимается, перерабатывается и хранится информация)
Физиологическая основа сознания, орган, в котором объективный мир получает субъективную форму, - мозг человека.
И.П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Через несколько десятилетий М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев на 100-канальном электроэнцефалоскопе увидели как раз такую картину. Экспериментально было показано, как очаг оптимальной возбудимости перемещается в зависимости от характера раздражителя, свойств задачи, особенностей обстановки - в зависимости от того, что в данный момент является объектом сознания.
Клиническое изучение сознания человека начинается с проверки ориентировки в личности (аутопсихическая ориентировка): фамилия, имя, отчество, возраст, профессия и др. Ориентировка в месте, времени и окружающем носит название аллопсихической ориентировки: в месте - город, учреждение; во времени - текущий год, месяц, число; в окружающем - с кем беседует, кто его окружает. Проверяется также способность понимать вопросы и отвечать на них, выполнять некоторые задания. Например, передавать переносный смысл пословиц, писать, рисовать, решать элементарные задачи. Большое значение имеют данные наблюдения: мимика, пантомимика, логичность поступков, их своевременность и законченность, состояние эмоциональной сферы и т.д.