Самостоятельная работа по теме. 1. Деловая игра: «Стратегии общения».

1. Деловая игра: «Стратегии общения».

Эта деловая игра — одно из направлений развития активных диалогов. Каждый игрок получает маршрутный лист, из которого ясно, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Там уже указано, сколько баллов он получит, если совещание состоится в тот или иной интервал времени.

Вопросы по теме занятия.

1. Значение общения для жизни и деятельности людей.

2. Основные функции общения.

3. Виды и стратегии общения.

4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. К вербальным средствам общения относятся:

1) устная речь.

2) письменная речь.

3) устная и письменная речь.

4) интонации голоса.

2. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?

1) жесты.

2) слова.

3) мимика.

4) звуки.

3. Чье восприятие образа другого человека более объективно?

1) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде.

2) эмоциональной женщины.

3) человека авторитарного типа.

4) конформной (склонной к приспособленчеству) личности.

5) человека с низкой самооценкой.

4. Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания:

1) экспрессивная.

2) импрессивная.

3) внутренняя.

4) внешняя.

5. Какая функция речи считается преимущественно человеческой:

1) экспрессивная.

2) номинативная.

3) интерактивная.

4) дискуссивная.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?

2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?

1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактичес­кую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентри­рует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготов­ку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.

2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, неже­ли язык (таджикская мудрость).

3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как пер­воклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспе­лов).

4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.

Перечень и стандарты практических умений.

Владение теоретическими знаниями и практическими умениями для реализации целей общения.

Примерная тематика НИРС по теме.

1. Понятие деятельности и общения в трудах А.Н.Леонтьева.

2. Пути оптимизации общения в совместной деятельности.

3. Виды общения в обучении.

14. Рекомендованная литература по теме занятия:

основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Занятие № 11

Тема: «Сознание как интегративный способ бытия человека».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

3. Значение темы: формирование представлений психологии сознания, понимания необходимости знания закономерностей становления сознания в онтогенезе для решения профессиональных: и личностных проблем, знание сменяющих друг друга поочередно уровней сознания человека.

Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

4. Место проведения семинарского занятия определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Наши рекомендации