Самостоятельная работа по теме. 1. Деловая игра: «Стратегии общения».
1. Деловая игра: «Стратегии общения».
Эта деловая игра — одно из направлений развития активных диалогов. Каждый игрок получает маршрутный лист, из которого ясно, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Там уже указано, сколько баллов он получит, если совещание состоится в тот или иной интервал времени.
Вопросы по теме занятия.
1. Значение общения для жизни и деятельности людей.
2. Основные функции общения.
3. Виды и стратегии общения.
4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. К вербальным средствам общения относятся:
1) устная речь.
2) письменная речь.
3) устная и письменная речь.
4) интонации голоса.
2. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
1) жесты.
2) слова.
3) мимика.
4) звуки.
3. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
1) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде.
2) эмоциональной женщины.
3) человека авторитарного типа.
4) конформной (склонной к приспособленчеству) личности.
5) человека с низкой самооценкой.
4. Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания:
1) экспрессивная.
2) импрессивная.
3) внутренняя.
4) внешняя.
5. Какая функция речи считается преимущественно человеческой:
1) экспрессивная.
2) номинативная.
3) интерактивная.
4) дискуссивная.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?
2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?
1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактическую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентрирует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготовку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.
2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык (таджикская мудрость).
3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как первоклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспелов).
4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.
Перечень и стандарты практических умений.
Владение теоретическими знаниями и практическими умениями для реализации целей общения.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Понятие деятельности и общения в трудах А.Н.Леонтьева.
2. Пути оптимизации общения в совместной деятельности.
3. Виды общения в обучении.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 11
Тема: «Сознание как интегративный способ бытия человека».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
3. Значение темы: формирование представлений психологии сознания, понимания необходимости знания закономерностей становления сознания в онтогенезе для решения профессиональных: и личностных проблем, знание сменяющих друг друга поочередно уровней сознания человека.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
4. Место проведения семинарского занятия определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.
6. Структура содержания темы (хронокарта).