Глава 5. История становления специальной психологии. можностях в реальном педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались идифференцировались

можностях в реальном педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались идифференцировались. Тем не менее полученные практическим путем психологические зна­ния представляли собой исключительно побочный продукт педагогической деятельности, оставаясь долгое время ее внут­ренним компонентом, не всегда ясно осознаваемым. По мере накопления исследовательского багажа они, прямо или кос­венно, кристаллизовались в учебных программах, учебниках, методических рекомендациях ит. п. Именно поэтому период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризует­ся ее «включенным» состоянием в коррекционно-педагоги-ческий процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со сво­им предметом иметодами.

Формированию специальной психологии в качестве само­стоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во зторой половине X I X века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Первыми практическими сферами, в которых пытались использовать психологическое знание, были кли­ника ишкола. Дефектологическая практика по своему содер­жанию занимала промежуточное положение между этими дву­мя областями. Именно поэтому на становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное вли­яние педагогическая имедицинская психология. Не случай­но ипо сей день в ее русле отчетливо прослеживается клини-ко-психологическая и психолого-педагогическая направлен­ность исследований.

В начале XX века клинический аспект в специальной пси­хологии явно доминировал. И это не случайно, если учесть, что первыми специалистами в этой только что народившейся области были врачи, и, прежде всего, психоневрологи. Инте­ресно отметить, что в конце XIX — начале XX века предметы специальной имедицинской психологии часто не разделялись, та идругая дисциплины распространенно обозначались тер-

Специальная психология

мином «патологическая психология», которая не менее часто путалась с психопатологией.

Немаловажным фактором в становлении специальной пси­хологии выступили успехи кинической медицины — офталь­мологии, отоларингологии и делавшей свои первые шаги дет­ской психиатрии. Сама по себе клиническая практика стала богатым источником психологических знаний, и остается им до сих пор. В сферу специальной психологии постепенно, хотя и медленно, внедряются экспериментальные методы иссле­дования. Из клинической практики продуктивно заимствуют­ся техники наблюдения и качественного анализа полученно­го материала.

Бурное развитие специальной психологии в начале XX ве­ка неотрывно от особенностей культурного контекста евро­пейской истории этого периода. Особенностью этого кон­текста явился необыкновенный подъем интереса к феноме­ну детства, которое долго трактовалось в узкобиологических рамках. Детство стало рассматриваться как сложный много­мерный объект изучения. Ребенок превратился в излюблен­ного персонажа литературных и живописных произведений. Именно в этот период создаются наиболее яркие работы по детской психологии, в частности по психологии игры и детского творчества, шокирующие публику исследования 3. Фрейда, п о с в я щ е н н ы е детской сексуальности, закладыва­ют основы этнографии детства. Ярким примером повыше­ния интереса к детской тематике стало появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специ­альную психологию. Изучению развития ребенка в условиях патологии был посвящен такой раздел педологии, как пато-педология, составной частью которого была специальная психология.

Из педологии в последнюю п р и ш л и п р и н ц и п ы динамичес­кого, системно-комплексного и сравнительного анализа. Ге­нетическая идея, то есть изучение ребенка в процессе разви­тия, стала доминирующей. Патологическая модель развития рассматривалась в педологии как неотъемлемый компонент

Глава 5. История становления специальной психологии

знаний об общих закономерностях нормального процесса формирования детской психики.

В начале XX столетия в специальной психологии наблюда­ется активная внутренняя дифференциация. Первоначально, в соответствии со сложившейся системой обучения и воспи-т а н и я аномальных детей, начинают складываться такие ее от­расли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофре-нопсихология.

В к о н ц е X I X — начале XX века система обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии как в Европе, так и в России приобретает особую динамику. Открываются новые школы, приюты, санатории. Доминировавший клинико-био-логический подход начинает все более активно дополняться социально-педагогическим. И м е н н о в этот период появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии. Их авторами были Е. Маляревский, В. П. Кащенко, Е. К. Грачева, П. И. Ковалев с к и й , А. В. Владимирский, И. Г. О р ш а н с к и й , А. С. Грибоедов, А. А. Крогиус и м н о г и е другие. В 1915 г. был о п у б л и к о в а н двух­томный фундаментальный труд Г. Я. Трошина «Сравнитель­ная психология нормальных и ненормальных детей».

Важную д л я специальной психологии р о л ь сыграл В. М. Бех­терев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию п о изучению психики детей с отклонениями в развитии.

Система обучения и воспитания детей с отклонениями, по к р а й н е й мере, в нашей стране до недавнего времени была чуть ли не единственной сферой деятельности, где использование психологических знаний носило постоянный, систематичес­кий и обязательный характер. Речь, прежде всего, идет о при­менении психодиагностики при отборе детей в разные типы коррекционных учреждений. Уже упоминалось, что внедре­ние экспериментального метода в специальной психологии шло медленно и противоречиво. Но в этом отношении она не я в л я е т с я и с к л ю ч е н и е м в ряду других психологических дисцип­лин, формировавшихся в то время. Вместе с тем специальной

Специальная психология

психологии принадлежит особая рель в становлении такой мощно развитой сегодня отрасли, неотъемлемой части боль­шинства разделов психологического знания — психодиагнос­тика. Как известно, первые тестовые методики, с которых иначался психодиагностический бум XX века, были созданы именно в рамках специальной психологии и предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в керрекционные учреждения.

Бурное развитие специальной психологии в дореволюци­онный период России, в становлении которой помимо упо­мянутых нами ученых принимали самое непосредственное участие такие признанные лидеры психологической науки, к а к П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Рос-солимо, А. Ф. Лазурский, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт, Н. А. Рыбаков, А. П. Нечаев, Г. И. Челпанов, М. О. Гуревич, П.П. Соколов, М. Я.Басов идр., было серьезно приостанов­лено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией, сложившейся в результате револю­ции, гражданской войны, массового голода иразрухи.

Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательс­кие работы начинают возобновляться, хотя уже не достигают прежнего уровня из-за острой нехватки профессиональных научных кадров. Тем не менее судить об интенсивности про­водимых исследований можно хотя бы по тому неполному списку учреждений Москвы, где они иосуществлялись. Сре­ди них: Высшие педагогические курсы, Психологические на­учно-исследовательские курсы, Высшие научно-педагогиче­ские курсы, Академия социального воспитания, Педагогиче­ский институт детской дефективности, Психологический институт при первом МГУ, Центральный педологический ин­ститут, Государственный московский психоневрологический институт, Государственный медико-педологический институт Наркомздравоохранения, лаборатория экспериментальной психологии и детской психоневрологии при Неврологичес­ком институте первого МГУ, Медико-педологическая клини­ка, Центральная психологическая лаборатория вспомогатель-74

Наши рекомендации