Часть 3. О методах психологии труда

— Но что нам делать с этим фактом, мистер Холмс?

— Запомнить его. Впоследствии мы можем наткнуться на обстоятельства, которые заставят нас вернуться к нему.

А. Конан Доил. Шесть Наполеонов

Вопрос о методах в данном, случае — это вопрос о средствах, или технологиях, профессиональной деятельности психолога в теории и практике (или деятельности специалиста-человековеда — работ­ника в области человеческого срактора производст­ва, как бы он ни назывался: эргономистом, акмеологом, социальными работником — в роли психолога). Эти средства, как и в любом деле, могут быть внешними и внутренними, или, точнее, система средств в нашем случае имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие.

Полезно различать такие понятия, как методи­ка, процедура, метод, методология и профессиональная идеология и профессиональная мораль.

Методика - это предназначенная для решения определенного рода задач совокупность внешних средств деятельности психолога, представленная в общепонятной для специалистов форме и пригод­ная к применению.

Например, методика измерения времени двига­тельной реакции на видимый движущийся объект должна включать не только описание научной картины явления, условий проведения исследования, но и движу­щейся объект (его лабораторно-экспериментальную или естественно-экспериментальную модель), и прибор для регистрации интересующего нас времени, и средство для записи данных, и т.д. Методика включает и описание порядка первичной обработки, упорядочения получаемых эмпирических данных, и рекомендации по их истолкованию. То есть методика - это то, что можно расположить на рабочем месте. Более того, методику можно представить в автоматизированном виде (с помощью, например, компьютерной техники).

И все же, как и в любом деле, остается непростой вопрос о распределении функций между методикой как средством деятельности и ее (деятельности) субъектом. Поскольку объект изучения (или также и воздействия, если речь идет о методике коррекции психических, качеств, состояний, психологическом тренинге и т. п.) в целом очень сложен — это всегда человеческая индивидуальность или группа людей (и любая "вырезка" из такого целого есть уже нечто лоскутное, психический "натюрморт"), любая методика должна быть дополнена и информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того кто данную методику применяет.

Очень важно не упускать из вида ограничения плю­рального порядка, вследствие которых идея "полной автоматизации", "полной компьютеризации" психо­логических методов неприемлема. Имея методику, нужно построить еще сложную систему внутренних средств применяющего ее специалиста-человековеда (начиная от приемов установления межличностного контакта и кончая тонким мастерством интер­претации получаемых результатов).

Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты нередко обра­щаются к психологам: "Райте (продайте) нам методики, и мы будем изучать человека, (или вли­ять на него)". Так же как имея "подмышкой" хи­рургические инструменты, неуместно только на этом основании полагать себя хирургом, не следу­ет и "лазить в душу" без специальной научно обос­нованной подготовки. Психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник; и некоторый ералаш в законодательстве (например, то, что разрешение — лицензию — на право, скажем, заниматься психоло­гической практикой дают за деньги органы, не ком­петентные в психологии) здесь не может быть оп­равданием, по крайней мере, перед потомками. Знахарство, дилетантизм в психологии столь же неуместны, как и в медицине, педагогике.

Процедура — в контексте проблемы методов психологии — реальная последовательность дейст­вий по применению той или иной методики, мето­дических приемов, средств, включая и функциональные средства психолога - выразительные средства речи поведения, а также и собственно внутренние средства — мысленные схемы, планы, умозаключе­ния и т. д.

Процедуры должны быть максимально полно опи­саны в составе методики, но, как каждому ясно, значительная часть "искусства" психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств. Простой пример: психолог может быть вооружен методикой наблюдения (инструкция, специально подготовленный бланк протокола, система условных, сокращений или знаков для быстрой записи повторяющихся трудовых, приемов наблюдаемого, двухстрелочный секундомер, карандаш), но есть еще так. называе­мая культура наблюдателя, носителем которой является он сам.. Она определяет, насколько успеш­но отделит наблюдатель факт от его субъектив­ной интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит, а что упустит при наблюдении (ибо внимание, восприятие всегда изби­рательны) и т. д.

Метод — в строгом значении слова это система положений, определяющих возможности и ограничения определенной группы профессиональных, средств пси­холога.

В этом значении слова метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. Например, могут считать, что единственно подходящий путь изуче­ния субъективного мира человека — это обозревание своим "внутренним оком" собственных пережива­ний, а чужая душа — "потемки". Могут полагать, что, поскольку сознание - это какая-то невидимая "дырка от бублика"', изучать можно только дейст­вующие на человека сигналы и его ответные реак­ции. Как известно, в истории психологии имели ме­сто соответствующие течения - интроспекционизм, бихевиоризм. Мы постараемся придержи­ваться более оптимальной позиции, которую заин­тересованный читатель сможет себе уяснить из изданных в нашей стране учебников и пособий по об­щей психологии.

Следует оговориться, что слово "метод" может применяться не только в значении учение, как отмечено выше, но и как собирательное обозначение всего того, к чему это учение относится, поэтому говорят, например, "был применен метод экспери­мента" (хотя речь идет об использовании опреде­ленных экспериментальных методик), и нам тоже не удастся избежать употребления слова "метод" в указанном значении.

Методология (в рамках психологии) — отрасль знания, концептуально упорядочивающая достиже­ния нашей науки, относящиеся к пониманиюеепредметной области и всех методов.

Профессиональная идеология — система утвер­ждении., находящихся вне категории истины и на­правленных на обоснование общественного положе­ния., статуса профессиональной группы, профессио­нальной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

Такого рода утверждения не должны включаться в систему научного знания, но тем не менее часто оказываются в нее вписанными без оговорок, прони­кают даже в учебники. Так, в одном из учебников психологии высказана мысль, что выяснение особен­ностей явлений, изучаемых психологией, представ­ляет "значительно большую трудность", чем в нау­ках, изучающих Землю — геологии и геодезии. Мысль эта, возможно, и приятна психологу, но нет сомне­ния, что геологи и геодезисты могли бы привести гору доводов, обосновывающих их профессиональные трудности (ну, хотя бы то, что ради изучения Зем­ли отдали свои жизни многие первопроходцы, море­плаватели, рудознатцы и т. д.). К. категории фено­менов профессиональной идеологии относятся, на­пример, утверждения об особой сложности теоре­тической деятельности по сравнению с практической (в то время как. практикующий психолог дол­жен решать задачи в ограниченное время, при не­полных данных, в условиях, когда ошибка оборачивается опасностью и т. д.); это всего лишь идейное обоснование теоретиками своего положения среди людей. Явления профессиональной идеологии проса­чиваются в систему научного знания подчас непро­извольно (без умысла автора). Не исключено, что есть они и в нашей книге. И мы говорим, здесь о них, только для того, чтобы обострить внимание к соб­ственно понятийному строю обсуждаемой в данной книге отрасли знания.

Профессиональная мораль, этика - система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.

Регуляторы этого рода есть в любой профессии, но особенно важно их рефлексировать при работе с людьми (относительно детально разработаны вра­чебная этика и деонтология — учение о долге и должном в отношении больного, педагогическая эти­ка, находящая выражение в понятиях и принципах педагогического такта).

Психолог, например, в отличие от классического естествоиспытателя или инженера не может (именно по моральным соображениям и ограничениям) ис­пытывать свой предмет интереса (человека) на предельную выносливость, на разного рода эмоцио­нальные сшибки и пр.

Даже само по себе вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями — обстоятельство не бесспорное с мораль­ной точки зрения.

С человеком нельзя затевать любые эксперименты, нельзя его отрывать от работы для исследовательских целей; требуется добровольное согласие человека на роль "кролика науки" и т. п. Исследование человека должно быть направлено на оптимизацию его психиче­ского развития и сопровождаться "душевной помощью" (выражение Н.B.Гоголя) ему.

И это требование тоже вытекает не из чистой логики, которая, казалось бы, должна быть единст­венным достойным механизмом построения науки. а из профессиональной этики психологов, которая передается чаще "из рук в руки", от учителя к уче­нику (не только потому, что пока еще нет общепри­знанного издания этического Кодекса психологов, но и потому, что здесь важна не столько буква, сколько дух моральных норм).

Методы построения теории

Прогресс науки и практики связан с тремя "китами": а) творческим осмыслением методов, б) изобретением новых методов или их модификаций, в) широким обменом опытом в этой области. Чаще у нас "на слуху" вопросы о конкретных методиках и процеду­рах, технологиях, техниках профессиональной практической работы с человеком, группой. Внимание к соответст­вующим тонкостям очень важно. И об этом речь еще пойдет впереди. Но нельзя недооценивать и методы построения теоретических объектов (новых понятий, предположений, объяснений, суждений, связных и правдоподобных мысленных моделей психической ре­альности). Они не просто приходят на ум, они долж­ны сознательно строиться и применяться.

Наши рекомендации