ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ
д g
ЗДОРОВЬЕ КЙК ЦЕЛЬ U KI>UTEPUU ВСЛЕШНОСТи...
пример, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из исследований показало, что коэффициент корреляции между выраженными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности, являющейся предпосылкой его последую; щей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка -1 это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит ? том, что первые агрессивные действия направляются на мать й близких людей, которые нередко из самых лучших побуждс ний не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с
неодобрением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо, это позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувство. Но с отрицанием чувства гнева ими отрицается часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими желаниями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские "трудности в социальных страхах: не соответствовать установленным нормам, требованиям значимых взрослых.
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здо-Ровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте. В это
Чисть I. Теоретические основы «синологической работы спетыущ Г/)Йвп 2. Псикологическое эаоровье кйк иель и критерии «спешности...
время для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей либо их эмоциональная холодность могут привести к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их в отличие от уже описанных нами вариантов — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной. В связи с демонстративной агрессивностью можно вспомнить работу Р. Дрейкурса (см. Помощь родителям в воспитании детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внимания — вполне могла бы быть названа демонстративной агрессивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя так, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) создается впечатление, будто он хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от ребенка, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.
В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замы* каются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно за* метить существенные изменения в их поведении, хотя родите* ли обращаются за помощью только в том случае, когда у ре' бенка появляются уже те или иные невротические или психо-
соматические проявления или ухудшается успеваемость в школе При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь показать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в целом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения своего Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокированное™ или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.
Чтобы сохранить логику изложения, продолжим рассмотрение нарушений психологического здоровья у детей старшего возраста.
Такой |
Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Основная цель этого — унижение Другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности.
подросток демонстрирует компенсаторную агрессив-
ность, которая позволяет ему в момент ее- проявления почувствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство ственного достоинства. Можно предположить, что в основе огих форм асоциального поведения лежит именно компен-