Семинарское занятие № 7 (4 часа)
Тема: Понятие о воле. Психологическая структура волевого акта.
Цель:дать характеристику воли как процессу сознательного регулирования поведения; изучить основные признаки воли; рассмотреть признаки и психологическую структуру волевого акта.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие воли в психологии.
2. Признаки волевых явлений.
3. Физиологические аспекты волевого действия.
4. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.
5. Этапы формирования волевого акта.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен охарактеризовать волю и ее функции (выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности, мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные признаки волевых явлений - приложение усилий для выполнения волевого акта, наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта, усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения, преодоление самого себя. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: студент должен иметь представление о материальной основе произвольных движений (пирамидные «клетки Беца»), о структурах, направляющих и поддерживающих целенаправленность волевого действия; охарактеризовать роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать особенности волевого действия, участие воли на различных этапах регуляции деятельности – от ее инициации до завершающего контроля, связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: студент должен охарактеризовать мотивационный и интеллектуальный компоненты волевого действия, 4 этапа в формировании волевого акта (актуализация побуждения с осознанием цели, обсуждение и борьба мотивов, решение о действии, исполнение принятого решения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Основные понятия:воля, волевое действие, влечение, желание,борьба мотивов, волевое усилие, импульсивные действия, принятие решения, сила воли, локус контроля.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Богданова Д. А., Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. М.: ЭКСМО, 2005.
2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.
3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 454-465.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал – 2005 – Т. 26 - № 3. – С. 15-24.
5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
6. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
7. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
8. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. http://www.psyworld.info – Мир психологии
6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
9. www.psychology.ru – портал «Психологический навигатор»
10. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Выполните конспект «Воля» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. Глава XVIII.
2. Выполните конспект: Гиппенрейтер Ю.Б. «О природе человеческой воли» // Психологический журнал – 2005 – Т. 26 - № 3. – С. 15-24.
3. Выполните конспект «Волевая регуляция и волевое усилие» // Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009. Глава 6. С. 117-143.
4. Составьте схему «Этапы волевого акта» (Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е.) // Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 230
Темы рефератов:
1. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.
2. Проблема воли в зарубежной психологии
3. Исследование генезиса волевого действия.
4. Возрастные и половые особенности произвольной активности.
5. Значение воли в организации деятельности и общения человека.