Глава 1. потребности и мотивы деятельности 5 страница
Одни люди склонны к проявлениям только одного полюса того или иного когнитивного стиля, другие могут изменять способ переработки информации в зависимости от обстоятельств. Важное значение при этом имеет непроизвольный интеллектуальный контроль – чем лучше он сформирован, тем больше его роль в выборе эффективного когнитивного стиля.
4.2.2.7.Теории ролей.
Личность рассматривается как совокупность социальных ролей. При этом основным, решающим фактором в формировании личности считается социальная среда и межличностное общение.
Роли - устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: преподаватель, жена и т.д.). Представления о ролях основаны на социальных нормах и ограничителях. Конвенциальные роли - ситуационные шаблоны: профессиональные роли, семейные роли, роли типа пассажир, покупатель и т.п. Неформальные роли - собственные роли внутри конвенционального шаблона, например: мать - заботливая или работающая, в трудовом коллективе - лидер, знаток, критик, марионетка и т.п. Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или нонконформизму.
Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека.
4.2.2.8.Теории личности в гуманистической психологии.
Общие принципы.
Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).
Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.
Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным "Я" человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального "Я", что и составляет суть самоактуализации.
В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным "Я", что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия - процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.
Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л.С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия.
Теория жизненных миров Ф. Василюка.
Близкую к гуманистической, но совершенно оригинальную модель личности предложил и успешно разрабатывает Ф.Е.Василюк. Остановимся на этой модели несколько подробнее, т.к. она пока не вошла в известные учебники психологии. Он подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель "жизненных миров". Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир. Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым – тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих. Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности. Внешний мир может быть легким – когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов. Соответственно, возможны 4 типа психологических жизненных миров.
Первый тип – внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.
Второй тип – внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью. Такой мир порождает необходимость в психике – системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который "Знал одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть". Переживания такого человека вполне реалистичны, в разные моменты жизни он может выбирать разные объекты страсти, подобно чеховской Душечке.
Третий тип – внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение - замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.
Четвертый тип – внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.
Выделенные "жизненные миры" и переживания – это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи.
Иерархические уровни структуры личности.
С точки зрения этого подхода, развиваемого Д.А.Леонтьевым, психофизиологическая и конституциональная организация человека в понятие "личности" не входят.
Низший уровень - внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром. К этому уровню относятся темперамент и характер, а также способности и социальные роли, описанные выше.
Второй уровень - внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Его составляют потребности, ценности и личностные конструкты. Потребности и ценности - источники внутренних личностных смыслов. Потребности отражаются субъективно как желания и стремления, исходящие изнутри. Отношения образуют смысловое и эмоциональное богатство личности. Из личном опыта и из чужих свидетельств человек формирует отношение абсолютно ко всему, с чем сталкивается. (Подробно было сказано выше)
Высший уровень - опорный "скелет" личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное. Они образуются на основе соотношения внутреннего и внешнего миров. Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:
1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей. Это комформистский. путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.
2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не с среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.
3) Выбор жизненной позиции согласно своему личностному выбору на основе свободы воли
4.3.2. Психологическое воздействие и манипулирование.
4.3.2.1. Предпосылки манипуляции.
Психологическое воздействие - одна из сторон взаимодействия, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние, в результате которого происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. Обычно в учебниках по общей психологии эта тема не затрагивается, в лучшем случае, только упоминается. Но в настоящее время знакомство с основными предпосылками и технологиями манипулирования интересно и важно для большинства людей, как в обыденной, так и в профессиональной жизни, поэтому мы считаем необходимым кратко познакомить читателей с этими вопросами.
Манипуляция - вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно:
- ведет к возбуждению у другого человека (жертвы) желаний, намерений, или установок, не совпадающих с его актуально существующими,
- нацелена на изменение направления активности жертвы, совершение ею определенных манипулятором действий,
- создает у жертвы ложное впечатление самостоятельного управления поведением.
Наиболее грубая форма манипуляции - психологическое давление. Для его осуществления, для того, чтобы быть уверенным в успехе действия манипулятор старается создать перевес сил над партнером, то есть иметь явное преимущество по какому-либо параметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т.д.
Два фактора способствуют тому, что человек прибегает к манипуляциям:
- непозволительно добиваться требуемого грубым приказом или насилием, а "по-хорошему" человек не умеет,
- приятное ощущение возможности власти.
Все человеческие поступки можно расположить вдоль ценностной оси "отношение к другому как к ценности - как к средству" (оследнее способствует манипулятивному поведению):
1. Доминирование - другой рассматривается как вещь или средство достижения цели. Открытое стремление получить максимум преимуществ, действовать путем грубого простого принуждения.
2. Манипуляции - другой оценивается как вещь особого рода, воздействие оказывается скрытно, с опорой на автоматизмы и стереотипы, опосредованно, с помощью провокаций, обмана, интриг, намеков. Скрывается как факт, так и цель воздействия.
3. Соперничество - партнер представляется опасным и непредсказуемым. Его интересы учитываются в той мере, в которой этого требуют задачи борьбы с ним. Возможны временные отступления, соглашения и т.п., в том числе маскировки под партнерство. Факт воздействия (стремления переиграть) не маскируются, но истинные цели скрываются.
4. Партнерство - отношение к другому как к равному, но с осторожностью, цели раскрываются не полностью. Воздействие переходит во взаимодействие на основе договора.
5. Содружество - другой воспринимается как самоценность. Готовность и умение понять другого, установка на диалог и сотрудничество.
4.3.2.2. Представление о манипуляционных технологиях.
Для возникновения манипулятивной ситуации достаточно намерения одного из партнеров. Имеется множество манипуляционных технологий:
1) Целенаправленное преобразование информации:
- искажение информации, глубина которого может варьироваться от простой лжи до частичных деформаций: подтасовки фактов, смещению по семантическому полю понятий;
- частичное утаивание информации, избирательная подача материала;
- способ подачи информации:
o слишком много, "навалом", с несущественными деталями, несистематизированно,
o наоборот, "в разбивку" неудобными мелкими кусками,
o компоновка тем, наводящая на нужные выводы.
- момент подачи информации:
o когда на нее не обратят внимания,
o когда ее очень ждут и поверят чему угодно,
o одновременно с какой-то другой, чтобы вызвать нужные ассоциации;
- подпороговая (незаметная на уровне сознания) подача информации - использование зрительного или слухового фона, создающего определенные ассоциации; (Вопреки распространенному заблуждению, так называемый «25-тый кадр» в кино и телепередачах имеет весьма ограниченные возможности и, кроме того, почти повсемесно законодательно запрещен);
- расчет на "ассоциативное знание", догадливость адресата и его действия по стереотипу. (Например, когда неясный намек или неаргументированная просьба сопровождается словами типа: «Мы же с вами умные люди, понимаем…» большинство людей не решаются требовать более четких объяснений и попадаются на уловку манипулятора.)
2) Воздействия на специфические мишени - те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны манипулятора и которые изменяют поведение жертвы в направлении, соответствующем цели воздействия ("струны души").
Наиболее универсальные мишени, пригодные для широкой аудитории:
- жизненные потребности в пище, безопасности (своей и близких людей);
- чувство общности (человек легче поверит и пойдет навстречу человеку своей специальности, своего возраста, из одного с ним города, имеющего таких же детей или внуков или даже сходные болезни и т.п.);
- низменные влечения человека: агрессивность, секс, чувство собственности, враждебное отношение к "ним" (непохожим на "нас"), искушение властью, деньгами, славой, роскошью и т.д.
Подготовительные действия манипулятора.
1) Планирование, подстройка к особенностям ситуации и адресата и попытки их предварительно настроить. В фиксированных условиях точность предсказания поведения человека повышается, т.к. включенные в знакомую ситуацию люди отыгрывают подобающие социальные роли, что будет учтено позднее, в пункте 4.
2) Подготовка физических условий - окружения, обстановки ("декораций"), в которых протекает общение.
3) Учет культурного фона - языка, национальных и местных традиций, стереотипы восприятия и принятия решения, предрассудков.
4) Учет социального контекста. Для манипуляции важен учет социальной структуры ситуации, которая включает в себя:
- стандартное распределение ролей, например: попутчики, партнеры, хозяин и гости и т.п. Манипулятор может использоваться сложившееся или создавать его, например, так делают поездные и пляжные шулеры;
- сценарии - стандартные действия в привычных ситуациях, социальные ритуалы, представления о том, как надо себя вести; манипулятор, как правило «очень приличный человек»;
- правила и нормы, выработанные конкретными людьми за время их знакомства; поэтому наиболее опасным манипулятором может стать старый знакомый или родственник.
5) Установление контакта, прежде всего эмоционального - сопереживания, эмоционального резонанса с партнером; при манипулировании контакт может быть ложным, спровоцированным манипулятором. Как вспомогательные весьма эффективны сенсорные контакты:
- телесный - от легких прикосновений до поцелуев и ударов, в том числе – подстройка темпа дыхания и речи,
- зрительный - контакт взглядов, особенно важен для эмоционального контакта, но его легче других игнорировать, "не заметить",
- слуховой - вся гамма вербальных и невербальных средств, как собственно слова, так и интонации, музыка и т.п.
6) Создание 2-х уровней воздействия:
- явный уровень воздействия - "легенда", маскирующая истинные намерения манипулятора, может быть правдой и служить "приманкой", на которую должен "клюнуть" адресат;
- скрытый уровень воздействия - его факт и цели тщательно скрываются, он "встроен" в явный, должен быть для него органичен.
4.3.2.3. Противодействие манипулированию.
Противодействие манипулированию состоит в том, чтобы не допустить реализации манипуляционных технологий, сделать безуспешными подготовительные действия.
1) Заменить или, по крайней мере, дополнить эмоциональный контакт другими видами:
- знаковые формы контактов - правильное понимание содержания сенсорного сообщения, не только смотреть и слушать, но и видеть, и слышать;
- операциональный контакт – открытое стремление к пониманию смысла выполняемых другим человеком действий и возможность подачи адекватной обратной связи, именно этого часто и не хочет манипулятор и провоцирует неверное понимание своих действий;
- предметный контакт - открытое стремление к пониманию предмета сообщения, о чем именно идет речь, затуманить истинный предмет сообщения - задача манипулятора.
2) Быть настроенным на сотрудничество или партнерство, в случае опасности манипулирования - перейти на позицию соперничества, но не доминирования или манипулирования.
3) Уменьшить свою зависимость от стандартов поведения и социальных ролей.
ГЛАВА 11. ОБЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.
11.1. Общение.
11.1.1. Общение и социальная перцепция.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При общении происходит влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. Это воздействие всегда взаимно, хотя может быть не равномерным, т.е. один из партнеров может влиять на другого относительно сильнее.
Обычно общение включено в практическую совместную деятельность людей - совместные труд, учение, игра и т.п. Однако процесс общения может обособиться в отдельную деятельность тогда, когда он удовлетворяет особую человеческую потребность в контакте и взаимопонимании с другими людьми.
Стремление к общению - один из ведущих мотивов, побуждающих человека к деятельности. Общение, как всякая деятельность, включает в себя специфическую мотивацию и конкретную цель данного акта общения, содержание, операционально-технические средства (устная и письменная речь, жесты, специальные знаки, изображения и т.п.), а также контроль. Способность и навыки общения развиваются у человека в онтогенезе начиная с 4-ой недели жизни. Одновременно общение со взрослыми является одним из главных факторов развития ребенка во всех возрастных периодах.
Процесс общение тесно связан со структурой личности как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности. Нарушение общения вызывает изменения в личности, а патология личности обязательно проявляется в изменениях общения. Эту связь используют в психодиагностике и психотерапии - наблюдая общение, можно судить об особенностях личности, а влияя на процесс общения (например, в специальных терапевтических группах, в устойчивом коллективе или в семье), можно положительно повлиять на личность, содействовать личностному росту.
В процессе общения человек воспринимает другого человека и, одновременно, стремиться произвести на партнера определенное впечатление. Восприятие и построение образа самого себя и партнера в процессе общения образуют систему социальной перцепции, которая определяет, во многом, протекание общения. Принципы социальной перцепции отображены на рисунке 13. На нем схематически изображены «персонажи», участвующие в общении. В нижнем ряду находятся физически существующие люди : А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению, они обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается?
Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» - образы, существующие в головах реальных А и Б. Во втором снизу ряду – «Я»-образы, то есть персонажи такие, какими они сами себя представляют: «а-А» находится в голове А, «б-Б» находится в голове Б. Эти «Я»-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера «Ты»-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. «Б-А» это образ Б в представлении А, «А-Б» это образ А в преставлении Б. «Ты»-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя. При общении человек из своего «Я»-образа обращается к своему «Ты»-образу партнера, слышит это обращение «Я»-образ партнера и отвечает тоже имея в виду имеющийся у него «Ты» - образ. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальные люди А и Б, но психологически «а-А» обращается к «Б-А», получает это сообщение «б-Б» и ответ направляет к «А-Б».
Кроме этих, участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще «незримый третий» объективный внешний фактор – социальная норма. Или мнение авторитета (на рисунке – вверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю) как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты...». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшие условия успешности межличностного общения – сходное представление о социальных нормах.
11.1.2. Типы общения.
Можно выделять типы общения, пользуясь разными основаниями. Так, в основу выделения типов общения можно положить отношения между партнерами:
1) Межличностное - контакт 2.или нескольких (но не более 7, из-за ограничения объема внимания) людей, каждый из которых преследует личностно значимые цели и переживает процесс общения как значимый лично для него. Важнейшие условия успешности межличностного общения - взаимное доверие партнеров друг к другу и сходное представление о социальных нормах.
2) Функционально-ролевое - общение ролей-масок (начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик и т.п.). Успешность этого общения зависит от степени "принятия" партнерами ролей.
3) Рапортное общение - с односторонним доверием и влиянием, например, пациента с врачом или психотерапевтом.
4) Деловое общение - всегда преследует определенную цель и обычно строго ограниченно во времени или разбито на четкие интервалы. Если цель не затрагивает личности человека, а касается только его роли - общение сводится к функционально-ролевому. Если же деловая цель индивидуализирована, т.е. человек имеет в данном конкретном случае деловую направленность или рассматривает корпоративные интересы как свои - общение превращается в межличностное. Во многих случаях, особенно в конфликтных и кризисных ситуациях, ролевое деловое общение более эффективно, чем межличностное.
Можно выделить типы общения по его содержанию:
1) Материальное общение - обмен предметами и продуктами индивидуальной деятельности.
2) Когнитивное общение - обмен знаниями, информацией, навыками, в том числе в процессе совместной деятельности или при обучении.
3) Мотивационное общение - передача друг другу определенных побуждений, установок, целей, готовности к действиям в определенном направлении актуализация определенных потребностей. (Часто встречается в рекламе, а также в разных видах воспитания – от воспитания детей до выработки «корпоративного духа» фирмы)
4) Кондиционное общение - обмен психическими и функциональными состояниями при котором люди оказывают влияние друг на друга, стремясь привести партнера в определенное психическое состояние (вызвать определенную эмоцию, привлечь или отвлечь внимание, взбодрить и т.п.)
Типы общения могут выделяться по используемым средствам:
1) Вербальное - общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает наиболее богатыми коммуникативными возможностями, но, тем не менее, не может полностью исчерпать все потребности общения, т.к. удобно, в основном, для когнитивного общения.
2) Невербальное - общение с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, тактильных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Наиболее удобно для кондиционного общения, в меньшей степени - для мотивационного и материального, мало пригодно - для когнитивного, но в любом случае может способствовать взаимопониманию между партнерами. Имеется не только у людей, но и у животных.
11.1.3. Стили общения
Стили общениямогут быть выделены по разным основаниям. В частности, стили общения могут различаются по направленности мотивации в процессе общения на себя или на партнера:
1) Податливый - у человека выражена озабоченность собой и потребность в другом (В Я-образе присутствует убеждение, что "кто-то должен позаботиться обо мне").
2) Агрессивный - у человека в общении преобладает потребность в достижении успеха путем контроля над другими.
3) Отрешенный - у человека в общении проявляется погруженность в себя, отдаление от других, сохранение эмоциональной дистанции, независимость.
Другой принцип выделения стилей общения - по критерию субъективной оценки удовлетворения интересов партнеров в ситуации общения (близко к позициям Берна, см. выше):
1) Доброжелательный "Я удовлетворен общением, Ты удовлетворен общением"
2). Недоверчивый "Я удовлетворяю свои и общие интересы , Ты - нет".
3). Самокритичный "Я не могу удовлетворить своих и общих интересов, Ты - можешь".
4) Пессимистический "Мы оба не можем удовлетворить свои и общие интересы"
Гармоничным является только первый стиль общения, остальные стили неэффективны, они не могут удовлетворить интересов партнеров в процессе общения.
Стили управления общением:
1) Авторитарный - единоличное решение, "бразды правления" общением в одних руках.
2) Демократический - общение никем специально не управляется, оно ориентированно на группу и осуществляется в рамках правил, традиций и интересов группы.
3) Либеральный - общение подчинено случайным факторам - практически неуправляемо. Этот стиль не может существовать долго. Он переходит в какой-либо другой или общение в данной группе вообще прекращается.