Сравнение и определение понятий
Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения и многие другие методики которые используются для определения мышления.
Для исследования типа мышления подростков была использована методика Галины Резапкиной «Тип мышления».
Цель: определить тип мышления испытуемых.
Инструкция:У каждого человека преобладает определенные типы мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке необходимо поставить знак «+» , если нет – «-».
Учащимся для выполнения задания были розданы листы бумаги, где они записывали свои ответы. Инструкция по выполнению задания и вопросы были озвучены в устной форме.
Типы мышления опрошенных выявляются по приведенному ключу ниже. (Таблица 1)
Таблица 1
Ключ к методике определения «типов мышления»
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
При обработке результатов подсчитывается число плюсов в каждой из пяти колонок. Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 - низкий, 3-5 - средний, 6-8 - высокий). Результаты исследования приведены в таблице 2, 3 и в рисунках 3, 4 соответственно.
Таблица 2
Показатели типов мышления у мальчиков
Уровень развития низкий (0-2 балов) в % | Уровень развития средний (3-5 балов) в % | Уровень развития высокий (6-8 балов) в % | |
Предметно-действенное мышление | 57,89 | 42,11 | |
Абстрактно-символическое мышление | 21,05 | 63,16 | 15,79 |
Словесно-логическое мышление | 5,26 | 68,42 | 26,32 |
Наглядно-образное мышление | 10,53 | 47,37 | 42,11 |
Креативное мышление | 5,26 | 47,37 | 47,37 |
Таблица 3
Показатели типов мышления у девочек
Уровень развития низкий (0-2 балов) в % | Уровень развития средний (3-5 балов) в % | Уровень развития высокий (6-8 балов) в % | |
Предметно-действенное мышление | 15,79 | 52,63 | 31,58 |
Абстрактно-символическое мышление | 31,58 | 63,16 | 5,26 |
Словесно-логическое мышление | 5,26 | 52,63 | 42,11 |
Наглядно-образное мышление | 15,79 | 15,79 | 68,42 |
Креативное мышление | 0,00 | 52,63 | 47,37 |
По этим результатам были сделаны диаграммы на которых наглядно видно степень развитости того или иного типа мышления и их различия. (Рис.2 и Рис.3)
Рис.2. Диаграмма распределения уровня развития мышления девочек
Нами получено различия типов мышления и уровни развития у девочек
По этим данным низкие уровни у девочек этого возраста не характерны.
Так выявлен высокий уровень наглядно-образного мышления (68,42%). Креативное мышление и словесно-логическое мышление имеют одинаковое соотношение среднего и высокого уровня, причем у креативности низкого «0», а у словесно-логического низкий уровень равен 5,26%.
Предметно-действенное и абстрактно-символическое мышление больше среднего уровня, чем других.
Рис.3 Диаграмма распределения уровня развития мышления мальчиков
У мальчиков все типы мышления имеют средний уровень. Правда, предметно-действенное, наглядно-образного и креативное мышление выделяется средний уровень на ряду с высоким уровнем. Особенно абстрактно-символическое и словесно-логическое мышление чисто средние значения.
Для мальчиков так же не характерны низкие уровни.
Рис.4. Диаграмма для сравнения
По сравнительной диаграмме (Рис.4) можно наблюдать, что у девочек высокий уровень наглядно-образного мышления, а у мальчиков высокий наряду со средним.
Уровень креативного типа мышления между мальчиками и девочками не выявлено, притом, что низкий уровень у девочек отсутствует, а у мальчиков равен 5,26%.
В предметно-действенного типа мышления при примерно одинаковом уровне средних и высоких значений низкий уровень у мальчиков отсутствует.
Заключение
В данной работе был исследован вопрос о видах и гендерных различиях мышления подростков.
В процессе работы удалось решить все поставленные цели и задачи данной работы. Мы изучили теоретические основы мышления. Проанализировали методики изучения мышления. Провели эксперимент по изучению особенностей мышления школьников подросткового возраста. Анализировали и описали полученные данные в практической части. Так же удалось раскрыть цель работы, которая заключается в исследовании различий типов мышления подростков мальчиков и девочек.
Список литературы
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 1994. – 68с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979. – 308с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии./Психология мышления - М.: МГУ, 2001. - 306с.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2007. - 656 с.
5. Клюева Н.В. Особенности воспитания на разных возрастных этапах - М, 2003. – 210с.
6. Крутетский В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: ТЦ СФЕРА, 1997. – 320с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004. – 456с.
8. Немов Р.С. Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., 2004, ч. 1 – 304с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.159-160.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с. 160.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.161.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.161.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 2008. – 448с.
14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2010. - 576 с.
15. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности.– Москва : МПСИ : Флинта, 2000. - 264 с.
16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М., 2004. -224 с.
17. Середина Н.В. Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. - Феникс, 2003. - 512с.
18. Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. –147 с.
19. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2008 – 288с.
20. http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2000/38/&file=4_123.htm