Сравнение и определение понятий

Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения и многие другие методики которые используются для определения мышления.

Для исследования типа мышления подростков была использована методика Галины Резапкиной «Тип мышления».

Цель: определить тип мышления испытуемых.

Инструкция:У каждого человека преобладает опре­деленные типы мышления. Если согласны с вы­сказыванием, в бланке необходимо поставить знак «+» , если нет – «-».

Учащимся для выполнения задания были розданы листы бумаги, где они записывали свои ответы. Инструкция по выполнению задания и вопросы были озвучены в устной форме.

Типы мышления опрошенных выявляются по приведенному ключу ниже. (Таблица 1)

Таблица 1

Ключ к методике определения «типов мышления»

П-Д А-С С-Л Н-О К

При обработке результатов подсчитывается число плюсов в каждой из пяти колонок. Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 - низкий, 3-5 - средний, 6-8 - высокий). Результаты исследования приведены в таблице 2, 3 и в рисунках 3, 4 соответственно.

Таблица 2

Показатели типов мышления у мальчиков

  Уровень развития низкий (0-2 балов) в % Уровень развития средний (3-5 балов) в % Уровень развития высокий (6-8 балов) в %
Предметно-действенное мышление 57,89 42,11
Абстрактно-символическое мышление 21,05 63,16 15,79
Словесно-логическое мышление 5,26 68,42 26,32
Наглядно-образное мышление 10,53 47,37 42,11
Креативное мышление 5,26 47,37 47,37

Таблица 3

Показатели типов мышления у девочек

  Уровень развития низкий (0-2 балов) в % Уровень развития средний (3-5 балов) в % Уровень развития высокий (6-8 балов) в %
Предметно-действенное мышление 15,79 52,63 31,58
Абстрактно-символическое мышление 31,58 63,16 5,26
Словесно-логическое мышление 5,26 52,63 42,11
Наглядно-образное мышление 15,79 15,79 68,42
Креативное мышление 0,00 52,63 47,37

По этим результатам были сделаны диаграммы на которых наглядно видно степень развитости того или иного типа мышления и их различия. (Рис.2 и Рис.3)

Сравнение и определение понятий - student2.ru

Рис.2. Диаграмма распределения уровня развития мышления девочек

Нами получено различия типов мышления и уровни развития у девочек

По этим данным низкие уровни у девочек этого возраста не характерны.

Так выявлен высокий уровень наглядно-образного мышления (68,42%). Креативное мышление и словесно-логическое мышление имеют одинаковое соотношение среднего и высокого уровня, причем у креативности низкого «0», а у словесно-логического низкий уровень равен 5,26%.

Предметно-действенное и абстрактно-символическое мышление больше среднего уровня, чем других.

Сравнение и определение понятий - student2.ru

Рис.3 Диаграмма распределения уровня развития мышления мальчиков

У мальчиков все типы мышления имеют средний уровень. Правда, предметно-действенное, наглядно-образного и креативное мышление выделяется средний уровень на ряду с высоким уровнем. Особенно абстрактно-символическое и словесно-логическое мышление чисто средние значения.

Для мальчиков так же не характерны низкие уровни.

Сравнение и определение понятий - student2.ru Рис.4. Диаграмма для сравнения

По сравнительной диаграмме (Рис.4) можно наблюдать, что у девочек высокий уровень наглядно-образного мышления, а у мальчиков высокий наряду со средним.

Уровень креативного типа мышления между мальчиками и девочками не выявлено, притом, что низкий уровень у девочек отсутствует, а у мальчиков равен 5,26%.

В предметно-действенного типа мышления при примерно одинаковом уровне средних и высоких значений низкий уровень у мальчиков отсутствует.

Заключение

В данной работе был исследован вопрос о видах и гендерных различиях мышления подростков.

В процессе работы удалось решить все поставленные цели и задачи данной работы. Мы изучили теоретические основы мышления. Проанализировали методики изучения мышления. Провели эксперимент по изучению особенностей мышления школьников подросткового возраста. Анализировали и описали полученные данные в практической части. Так же удалось раскрыть цель работы, которая заключается в исследовании различий типов мышления подростков мальчиков и девочек.

Список литературы

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 1994. – 68с.

2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979. – 308с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии./Психология мышления - М.: МГУ, 2001. - 306с.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2007. - 656 с.

5. Клюева Н.В. Особенности воспитания на разных возрастных этапах - М, 2003. – 210с.

6. Крутетский В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: ТЦ СФЕРА, 1997. – 320с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004. – 456с.

8. Немов Р.С. Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., 2004, ч. 1 – 304с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.159-160.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с. 160.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.161.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – с.161.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 2008. – 448с.

14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2010. - 576 с.

15. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности.– Москва : МПСИ : Флинта, 2000. - 264 с.

16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М., 2004. -224 с.

17. Середина Н.В. Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. - Феникс, 2003. - 512с.

18. Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. –147 с.

19. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2008 – 288с.

20. http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2000/38/&file=4_123.htm

Наши рекомендации