Повторительно-обобщающий урок
Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно) | Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок |
2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения) | Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания) |
3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме(цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы) | Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы |
4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить егоклассификационные основания) | Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений(по таблице или на основе классификационной схемы) |
5. Самостоятельнаяработа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме) | Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради |
6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение) | Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке |
7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия) | Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать ... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами» |
Урок-диктант
Целы научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную) | Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая в роли «писаря |
2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения | 1. Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно. 2. Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»). 3. Диктует учитель по словам, во II— III классах по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя). Учитель наблюдает, все ли дети положили ручки, только после этого продолжает |
3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки) | Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное |
4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме) | Для грамматического задания, как правило связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного) |
5. Итог (цель: научить самоконтролю) | Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта |