Интеллектуальная готовность

В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ

(программа развивающих занятий с детьми 6-7 лет)

I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего
дошкольного возраста.

Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, крити­ческого периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка пере­живаний. Она связана с завершением дошкольного цикла разви­тия и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 7 лет - начало диффе­ренциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, ут­рата непосредственности, привнесение в поступки интеллекту­ального момента.

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важней­шая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притя­гательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одоле­вают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радо­стное нетерпение, опасение неизвестности... Все так перепута­но, трудно... Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься, а потом стыдишься себя и от этого становится еще труднее.

То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот бо­лит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится... Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.

Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неоп­ределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрес­сам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться

любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредото­ченность, замкнутость или демонстративность... Ребенку труд­но. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризи­са, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

В этот период происходит активное анатомо-физиологи-ческое созревание организма. К 7 годам завершается морфоло­гическое созревание лобного отдела больших полушарий голов­ного мозга, что создает возможности для осуществления целе­направленного произвольного поведения, планирования и вы­полнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвиж­ность нервных процессов, отличается большее, чем у дошколь­ников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие ха­рактерные особенности младших школьников, как непоседли­вость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания за­служивают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые дви­жения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учи­тывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работо­способности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособ-

ность обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.

Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к школе.

В современной психологии, к сожалению, пока не существу­ет единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А, Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овла­дение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и дру­гими необходимыми для оптимального уровня усвоения школь­ной программы поведенческими характеристиками».

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выде­ляет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л. И. Божович еще в 60-е годы указала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня раз­вития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаи­мосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности меха­низмов волевой регуляции действий и т. д.».

На сегодняшний день практически общепризнанно, что го­товность к школьному обучению - многокомпонентное образо­вание, которое требует комплексных психологических исследо­ваний. В структуре психологической готовности принято выде­лять следующие компоненты:

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеюще­го круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность вы­ражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельно­сти, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Гото­вым к школьному обучению является ребенок, которого шко­ла привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью полу­чать новые знания, что предполагает развитие познаватель­ных интересов. Будущему школьнику необходимо произволь­но управлять своим поведением, познавательной деятельно­стью, что становится возможным при сформированной иерар­хической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готов­ность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ре­бенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предпо­лагает формирование у ребенка начальных умений в области

учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную
задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основ­ных признаков и связей между явлениями, способность воспро­извести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление ро­ли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет допол­нительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к по­ниманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координации.

Наши рекомендации