Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Ребенок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Долгое время об умственном развитии судили по коли­честву усвоенных знаний, умений, по объему «умствен­ного инвентаря» ребенка, который выявляется в словарном запасе. Некоторые думают, что чем больше слов знает ребенок, тем больше он развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни и семейно­го воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке ин­формации, как губка, впитывают новые слова и выраже­ния. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Здесь нет прямой зависимости.

Конечно, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы дошкольнику как фунда­мент того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает,— справедливо замечал советский психолог П. П. Блонский,— чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуж­дать»[175].

Программа начальной школы, ее усвоение потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы — потребует достаточ­но развитых познавательных процессов. Исследования, проводимые психологами и педагогами Института до­школьного воспитания АПН СССР, других научных цен­тров нашей страны и за рубежом, показали, что к старше­му дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно вы­работанных сенсорных эталонов. Применение их дает ре­бенку возможность дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в старшем до­школьном возрасте ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знание о взаимодей­ствии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, строением и поведением.

Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать умственные возможности шестилеток. Ло­гическая форма мышления еще не типична, не характерна для этого возраста. Тип мышления шестилетнего ребенка специфичен. Высшие формы образного мышления явля­ются итогом интеллектуального развития дошкольника (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер).

Последние исследования мышления шестилетних де­тей показывают, что сформированность образного мышления имеет наибольшее значение для их обучения в школе. Уровень же развития логического мышления менее прогностичен (при высоком уровне успешность практически не выше, чем при среднем).

Кажущийся парадокс объясняется тем, что нормы и способы действий, задаваемые ребенку на первоначаль­ном этапе обучения в школе, весьма просты и для контроля за их выполнением достаточен средний уровень развития логического мышления. Психологи приходят к выводу: предельная обобщенность логического мышления на этом возрастном этапе оборачивается слабостью, порождая «формализм мышления»[176].

Важное значение при подготовке ребенка к учебной деятельности имеет наличие у него зачаточных умений, тре­буемых в данной деятельности. Умения эти обеспечивают высокий уровень обучаемости. Характерной особенностью его является умение выделить учебную задачу и превра­тить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способ­ности удивляться и искать причины замеченной им пере­мены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неис­черпаемую потребность в новых впечатлениях.

Советские психологи Л. И. Божович и Л. С. Славина выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет так называемую теоретическую направленность, у других она более связана с практиче­ской, бытовой деятельностью. Внимательному глазу пе­дагога не трудно в своем классе, группе выделить таких маленьких «теоретиков» и «практиков». Именно «теоре­тики» — с бескорыстным интересом ко всему окружаю­щему — являются явными «почемучками». Умственная пассивность других («не хочет думать») нередко приводит их в число отстающих в школе. Причины такого рода пас­сивности лежат в ограниченности интеллектуальных впе­чатлений, интересов ребенка. Не будучи в состоянии справиться с самыми простыми учебными заданиями, они быстро выполняют их, если эти задания переводятся в практическую плоскость или в игру. Такие дети требуют особого внимания, направленного на развитие их круго­зора, любознательности, познавательного отношения к окружающему, поисков особых форм и методов работы с ними.

Важно включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он сам смог бы обнаружить все но­вые и новые свойства предметов, заметить их сходства и различия.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потреб­ность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окру­жающем.

Наши рекомендации