Приложение 2. Виды интонации.
Интонация | Темы | Примеры |
Перечислительная(интонационное ударение на однородных членах) | Однородные члены. | Колесо чугунное вертится, и гудит, и ветромобдаёт. |
Интонация обособления (выделение паузами). | Обособленные члены. | Скалы, покрытые инеем, уходили в неясную даль. |
Разделительная (повышение тона – пауза – понижение тона). | Бессоюзное сложное предложение; тире между подлежащим и сказуемым. | Писать о лесах – моё любимое занятие. Служить бы рад – прислуживаться тошно. |
Присоединительная (понижение тона перед паузой). | Присоединительные члены в конце предложения. | Блеснула сама речка – жёлтая, мутная, сумасшедшая. |
Предупредительная, или пояснительная (понижение тона перед увеличенной паузой). | Бессоюзное сложное предложение. | Летом скворцов трудно увидеть: они живут в густых лесах. |
Исключительная (паузы, измененный темп речи). | Присоединительные члены в середине предложения. | Каждый новый звук– шелест листа, шорох птицы – заставляет вздрогнуть. |
Знак препинания, вид интонации | Вид синтаксической конструкции, примеры |
Запятые: | |
перечислительная | Однородные члены: Свежий ветер пахнет мятой, васильками,лебедой. |
перечислительная параллельная | Независимые простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения: Деньзагорелся, всё кругом зазеленело. |
интонация обособления | Обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия: Певец зари, умолкнул соловей. По степи,не успевшей остыть за ночь,опять тянет тёплый ветер. Он, кроме того,хорошо воспитан. Барин, не прикажешь ли воротиться? Ах, вот и дуб заветный! |
Тире: | |
разделительная | Между подлежащим и составным именным сказуемым: Доброе дело – правду творить смело. |
Бессоюзное сложное предложение: Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. | |
разделительная параллельная | Неполные и эллиптические предложения: Здесь – овраги, дальше – степи. |
присоединительная | Обособленные члены в конце предложения: В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. |
Бессоюзное сложное предложение: Ясно одно – оставаться здесь опасно. | |
исключительная (измененный темп речи) | Обособленные члены в середине предложения: Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина. |
Вставные конструкции. Аннушка тихо обошла кругом – её детские ножки едва шумели по густой траве – и вышла из чащи. | |
Двоеточие: | |
пояснительная, или предупредительная | После обобщающего слова: Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям. |
пояснительная, или предупредительная, | Бессоюзное сложное предложение: Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире. |
Таблица 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым.Лист 4
Составное именное сказуемое состоит из глагольной связкиБЫТЬв нужной форме иименной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола. Глагольная связка настоящего времени ЕСТЬчаще всего пропускается; на месте отсутствующей глагольной связки во многих случаях делается пауза, которая на письме обозначается тире. | |||
А. Наличие слов-связок. | Б.Чем выражено подлежащее и сказуемое? | В. Заполнение паузы (служебные и вводные слова, второстепенные члены). | Г. Особые случаи, авторские варианты. |
Следует различать предложения со словами-связками и глагольной связкой ЕСТЬ. | При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены. | Между подлежащим и именной частью сказуемого могут находиться служебные и вводные слова, а также дополнения и обстоятельства, отнесённые ко всему предложению (в этом случае они как бы заполняют паузу между подлежащим и сказуемым). | В особых случаях и в авторских вариантах постановка или отсутствие тире в силу разных причин не соответствуетосновным правилам. |
А1. Слова-связки.
История – это мы. Ученье – вот чума, учёность – вот причина. Любить – значит страдать. Для меня жить – это значит работать. Наши рекомендации
|