Понятие просоциального поведения, условия и механизмы развития просоциального поведения. Мотивация к просоциальному поведению.
Просоциальное поведение понятие, включающее в себя действия, позитивно оцениваемые обществом. Все действия, направленные на оказание помощи другим людям, являются формами просоциального поведения.
Виспе (Wispe, 1972), один из виднейших исследователей в области просоциального поведения определяет его как поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей. Объектом просоциального поведения опять-таки выступают не абстрактные организации или люди вообще, а конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие, жертвы природных катаклизмов и т.п.). Близкими понятиями (но не синонимами) являются «помогающее поведение», «оказание поддержки», «альтруизм», «благотворительность», «сотрудничество», «дружба», «самопожертвование» и многое другое.
Термины «помогающее поведение», «просоциальное поведение» и «альтруизм» описывают взаимодействие между людьми, оказывающими помощь, и теми, кто ее принимает. При этом люди, оказывающие помощь, всегда чего-то лишаются (денег, времени, здоровья и т.п.), а принимающие помощь - всегда что-то приобретают, причем получаемое ими обычно дороже для них, чем затраченное первыми. «Помощь» - самое широкое из этих понятий. О «просоциальном поведении» говорят как о действии, направленном на улучшение положения принимающего помощь. Применение данного понятия ограничивается ситуациями, в которых субъект действия не мотивирован исполнением профессиональных обязанностей, а объектом помощи является люди сами по себе, а не организация. В определении «альтруизма» существует еще одно ограничивающее ситуацию условие, а именно: мотивация действий оказывающего помощь характеризуется принятием позиции другого и наличием эмпатии.
В целом, просоциальное поведение может явиться как результатом стремления к получению собственной выгоды (эгоистически мотивированное поведение), а также быть выгодным для других людей (альтруистически мотивированное поведение).
Социобиологический подход объясняет просоциальное поведение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Просоциальное поведение может считаться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства.
Личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социальному научению.
Подход теории социального научения. В рамках данного подхода практически все разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ведущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование
Социально-когнитивный подход фокусируется на мыслительной активности, которая, как предполагается, лежит в основании просоциального поведения. В исследованиях были выявлены нормативные ожидания, регулирующие просоциальное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи, норма взаимности – мы должны помогать тем, кто помогает нам, норма заслуженности – мы заслуживаем того, что заслужили. Межличностный подход- основное внимание уделяется взаимозависимости людей. В качестве личностных детерминант просоциального поведения часто называются социальная ответственность и эмпатия, а также внутренний локус контроля. В то время как социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению у очевидцев происшествия чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других. Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в справедливость мироустройства, выражающая представление о том, что в целом люди получают то, чего они заслуживают.