Профессиональный путь человека и его здоровье
Здоровье как феномен и системное понятие. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное здоровье как предмет исследований в психологии.
Онтогенез и профессиогенез. Образ жизни и профессиональное здоровье. Факторы, влияющие на здоровье трудящегося человека. Проблема психологического обеспечения профессионального здоровья.
Понятия: «трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная, потенциальная), «функциональные состояния человека в трудовой деятельности». Надежность профессиональной деятельности. Влияние стресса на здоровье субъекта труда. Безопасность труда как актуальная научно-исследовательская и практическая проблема.
Критерии профессионального здоровья. Понятие о работоспособности. Сущность и содержание профессиональной реабилитации.
Виды функциональных состояний Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления. Виды монотонии (сенсорная и моторная), объективные критерии монотонности труда, гиподинамия, сенсорная депривация; психологические способы преодоления монотонности труда. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс.
Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).
Профессиональное выгорание: сущность, причины, ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания.
Экстремальные условия деятельности и их влияние на здоровье человека
Рабочая учебная программа
№ | Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Практические | ||||
1. | Актуальные проблемы психологии труда. Методы психологии труда | ||||
2. | Психология субъекта труда | ||||
3. | Мотивация труда как предмет научного исследования | ||||
4. | Профессиогенез. Проблема психологического сопровождения развития личности профессионала | ||||
5. | Психология профессионального конфликта | ||||
6. | Профессиональный путь человека и его здоровье | ||||
Итого |
Матрица компетенций.
Наименование тем | Формируемы компетенции | Используемые технологии, способы и методы | ||||
ОК – 5 | ОК – 7 | ПК-5 | ПК-9 | ПК- 20 | ||
Актуальные проблемы психологии труда. Методы психологии труда | х | х | х | Традиционная лекция, работа с научными статьями, письменные творческие работы, презентация программ исследований | ||
Психология субъекта труда | х | х | Лекция с интерактивными методами работы, подготовка обзора литературы, подготовка тезисов сообщений | |||
Мотивация труда как предмет научного исследования | х | х | Традиционная лекция, подготовка сообщений, обсуждение, активизация творческой деятельности, | |||
Профессиогенез. Проблема психологического сопровождения развития личности профессионала | х | х | х | х | Традиционная лекция, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, работа со схемами | |
Психология профессионального конфликта | х | х | Лекция с интерактивными методами работы, подготовка обзора литературы, подготовка сообщений | |||
Профессиональный путь человека и его здоровье | х | х | х | Работа с раздаточным материалом, решение учебных задач, метод малых групп, подготовка сообщений, обсуждение |
Таблица интерактивных методов работы по темам и видам занятий