Перцептивный мир специалиста
Одной из основных целей пособия является построение теоретического аппарата для анализа человеческого труда. Такой аппарат должен позволить психологу увидеть достаточно полно, объемно, в целом и в деталях психологическое содержание труда профессионала, специалиста высокой квалификации. Необходимым разделом в этом аппарате должно быть описание восприятия.
Тема восприятия выводит нас в область субъекта. Восприятие тесно связано с действием. Восприятие обеспечивается действием. Оно становится точным, уточняется действием (Дж.Гибсон). Восприятие формируется в действии. Считается даже, что восприятие само есть действие, подразумевая под этим деятельностную природу восприятия (В.П.Зинченко), - опосредованность восприятия деятельностью и наличие в восприятии операций (различения, обнаружения, опознания). Признавая все это, следует подчеркнуть, что восприятие - это такой процесс, механизм, который позволяет субъекту подняться над действием, выйти за узкие рамки действия. В восприятии субъекту дана целостная картина пространства: совокупности предметов, среди который субъект совершает свое действие. Предметы прямо относятся к действию субъект преобразует их, например, материал; либо это орудия, с помощью которых субъект выполняет свое действие, либо препятствия, мешающие субъекту выполнить действие; либо это предметы, вообще не относящиеся к действию. Но они даны субъекту - воспринимаются независимо от того, хочет этого субъект или нет, нужны они субъекту или нет. М.Хайдеггер говорит в таком случае - они посланы нам как дар, подарены нам. Достаточно, чтобы субъект был здоров, имел нормальные органы чувств.
В восприятии предметы упорядочены. Они всегда соотнесены с субъектом. Тело субъекта - совершенно особый предмет в восприятии. Для субъекта он прост и понятен. Это предмет, который изучен субъектом с первых дней жизни. Вспомним, как ребенок рассматривает свои ручки. Для субъекта тело - инструмент, возможности которого изучены им достаточно глубоко. Известны субъекту и его ограничения. Когда субъект отказывается от задачи - он проявляет знание своих пределов. Разумеется, субъект постоянно стремится выйти за свои пределы. Более того, выход за пределы получается сам собой, независимо от стремления субъекта. Благодаря этому субъект узнает о возможностях своего тела. Это базовый предмет, составляющий, образующий целостную, но в то же время сложную систему отсчета. Тело имеет очень тонкую и сложнейшую костно-мышечную структуру, сложную нервную организацию - систему, способную управлять костно-мышечным аппаратом, обеспечивать его самостоятельное существование. У человека чрезвычайно широкий спектр возможностей по расположению различных частей своего тела. Конфигурация расположения создает сложную систему отсчета с большими возможностями вариации и соответственно быстрого приспособления к миру, быстрого схватывания, понимания и решения в нем задачи. Процессы, происходящие в теле, либо его движения становятся системой отсчета для внешних процессов. Благодаря устойчивым, повторяющимся процессам, происходящим в теле, благодаря их ритмам возможно легкое схватывание процессов в окружающем мире.
Пространственные и временные возможности тела будем рассматривать вместе и будем рассматривать тело как динамическую систему отсчета. С помощью тонких двигательных возможностей человека ей может быть придана практически любая конфигурация, задано положение, в котором она может оставаться достаточно долго. Но при этом в ней идут ритмически повторяющиеся процессы, которые помогают уловить суть того, что происходит во внешнем окружении. Человек схватывает не только расположение предметов, но и происходящие на его глазах текущие изменения в расположении предметов, актуально развертывающиеся изменения в отдельных предметах.
Инженерная психология подчеркнула важность тем восприятия, памяти, мышления для построения психологического аппарата анализа труда. В ней возникла теория оперативного отражения и информационной и концептуальной моделей, образа полета, образа рабочей ситуации. Тема восприятия важна для анализа любого вида труда - учителя, врача, продавца, работника рекламного бюро или менеджера.
Подробное рассмотрение труда хирурга, оперирующего на сердце, или предпринимателя, ведущего переговоры, обогатит наши представления. Один должен работать, улавливая изменения в живом, очень важном органе пациента, другой - вглядываться в лица, движения рук, позы, вслушиваться в голоса, в речь, чтобы поймать нужную информацию о мыслях, состоянии соперников, быстро читать и хорошо понимать партнера.
Восприятие предметно, целостно, организованно и осмысленно. Оно подчиняется законам гештальта - равновесия, маскировки, хорошей формы и транспозиции. По сути дела - это и есть характеристика впечатления, которое возникает у субъекта при столкновении с предметным миром, пространством. Но этот набор свойств показывает, что это именно впечатление. Тщательное исследование покажет иллюзии, искажения и маскировки, обнаружит другие ошибки восприятия. Для этого необходимы мышление и действие. Знание всего того, что изучено, установлено исследователями восприятия обогащает нас для решения практических задач и построения точной системы психологических представлений о профессионале и его труде. Поэтому будем относиться с вниманием к свойствам восприятия, рассмотрим их последовательно, одно за другим, ничего не пропуская, продумаем каждое свойство: предметность - в восприятии человеку дан мир предметов, а не процессов в органах чувств. Здесь важна именно вынесенность восприятия в мир, судят именно о восприятии, когда говорят об окружающих воспринимаемых предметах. Но процессы в теле нельзя исключать из рассмотрения. Они важны, поскольку приводят к искажениям, и важны, поскольку создают систему отсчета - оперативное условие восприятия. Создание упорядоченности, организации - это дело восприятия. Но перцептивная организация искажает реальный мир. Восприятие целостно. Это скорее имеет отношение к зависимости или независимости от поля - особое свойство субъекта - его когнитивный стиль.
Термин «восприятие» требует пояснения. Восприятие чего? Восприятие кем? Понятие «перцептивный мир» имеет большую законченность, определенность. Хотя и оно получило бы большую завершенность в сочетании «перцептивный мир субъекта».
Этот термин заимствован у Гибсона. «Экологический подход к зрительному восприятию» мы принимаем в его самой глубокой сути. Во многом мы присоединяемся к нему и продолжаем движение по линии, заданной Гибсоном. Упорядоченное окружение и оптический строй. Информация не передается от источника к потребителю. Она присутствует, и достаточно наблюдателю найти подходящую позицию, как она окажется в его распоряжении. Она станет его собственностью.
Перцептивный мир - это совокупность упорядоченных предметов, удаленных друг от друга, с их промежутками, предметов меняющихся, движущихся. Предметы неживые и живые - другие люди.Их лица, позы, движения несут субъекту очень важную информацию, не менее важную, чем приборы с их точными шкалами и тонкими стрелками. Мимика лица другого - это пространственная характеристика окружающего мира, такая же, как и та, в которой представлено пространство неживых вещей. Среди предметов особое место занимает тело субъекта с его особенностями, преимуществами и изъянами, достоинствами и ограничениями. Тело служит системой отсчета для всех процессов и ритмов в окружающем мире. О перцептивном мире мы говорим в терминах окружающего мира. Описывая предметы так, как они предстают нам, психологам, мы предполагаем, что приблизительно так же они, возможно, предстают и исследуемому субъекту.
Большое значение имеет граница, которая служит пределом окружающего мира. Что такое граница? Что за границей? Необходимо различать границу внешнюю и внутреннюю. Примером внешней границы служит линия горизонта - за ней субъект ничего не способен воспринять. Граница внутренняя отделяет отчетливо воспринимаемые объекты от тех объектов, которые вообще не воспринимаются, хотя находятся в пределах области восприятия, например, ближе линии горизонта. Так, субъект может пропустить, не обнаружить какой-то предмет, или не суметь различить два похожих или близких предмета, или не опознать предмет, который отчетливо воспринимается, поскольку находится перед глазами субъекта.
Для нас важно то, что оператор предвидит появление определенных объектов в перцептивном мире, ожидает их. Сложная ситуация: предметы могут появляться неожиданно, вопреки предсказаниям. Могут появляться неизвестные или непонятные объекты. Оператор должен быть готов к их появлению, должен быть готов совершить быстрое точное действие. Из мира за пределами воспринимаемого объект попадает в перцептивный мир. Проходя границу, объект уже воспринимается субъектом, объект дан субъекту в восприятии.
Объект меняется в ходе пребывания в перцептивном мире, и это изменение дано субъекту как некое течение, происходящее у него на глазах. Субъект способен уловить скорость изменения объекта непосредственно. Для точной оценки скорости субъект должен прибегнуть к мышлению и приборам.
Другой аспект перцептивного мира - рассмотрение его как одного из слоев в системе образа мира. Известно, что А.Н.Леонтьев, и особенно Е.Ю.Артемьева, различали ядерный, поверхностный и амодальный слои. Артемьева большое значение уделяла рассмотрению промежуточного (амодального) слоя. Она разработала специальные, очень остроумные, методики и установила, что именно в промежуточном слое осуществляются межмодальные сравнения. Рассматривая перцептивный мир как один из слоев образа мира субъекта, мы признаем, что он характеризуется пространством и временем, на которые спроецированы смыслы субъекта: эмоции, потребности, ценности и мотивы. О смысловой оформленности восприятия говорили гештальтисты, об этом говорил и В.К.Вилюнас.
Все, имеющееся в каждом слое, проецируется на перцептивный мир: все смыслы, принципы самого глубокого слоя, знания промежуточного слоя - все проявляется в смысловых дифференциациях перцептивного мира. Потребности слиты с восприятием. Они структурируют восприятие, изменяя размеры воспринимаемых объектов. Мы рассматриваем не одиночные предметы, а целые обширные пространства, заполненные объектами. В таком естественном, живом пространстве, где предметы движутся, меняются, субъект решает свою задачу. В восприятии проявляется опыт субъекта. Здесь не только изначальная способность воспринимать симультанно несколько предметов и схватывать при этом их взаимное расположение, но и нечто большее. Способность выйти за пределы ситуации с тем, чтобы остановиться, посмотреть и оценить еще раз ситуацию. Это возможно при наличии опыта поведения в сложной ситуации, это предполагает владение собой в сложных ситуациях. Но нужно, чтобы опыт не только проявлялся, но и подвергался анализу. Опыт проецируется на воспринимаемый мир и, объединяясь с текущими потребностями, создает в нем смысловые дифференциации. Поскольку опыт формируется в присутствии других, под их непосредственным и постоянным воздействием, то смысловые дифференциации несут в себе следы воздействий других на субъекта, носителя опыта. Прежние поощрения и наказания откладываются в опыте субъекта. Большое значение имеет и стремление специалиста к профессиональному продвижению, совершенствованию, стремление сохранить профессиональный авторитет. Все это складывается с конкретными видами работы, действиями и приемами. Все это откладывается в пространственных временных схемах трудового процесса, которые тем самым получают мотивационную окраску. Но здесь под окраской подразумевается не что-то внешнее по отношению к сути самих действий, их времени, пространства, энергии. Мотивационная, смысловая составляющая формирует действия, придает им большую точность, подчеркивая наиболее ответственные, сложные или опасные области.
Смысловые дифференциации не обязательно приводят к искажениям размеров и расстояний аналогично функциональным деформациям оперативного образа (Д.А.Ошанин), они не обязательно приводят к неправильным действиям, а просто подчеркивают наиболее важные зоны, выделяют их смысл.
Идея смыслового структурирования перцептивного мира имеет несколько следствий.
Перцептивные миры новичка и мастера различны, поскольку перцептивный мир формируется в опыте. В перцептивном мире специалиста высокого уровня, профессионала высокого класса объекты более интегрированы в некие более полные целостности, отличающиеся особым смыслом. Поскольку характеристикой зрительного восприятия является симультанность схватывания предметного окружения, можно отличить перцептивный мир специалиста по степени симультанности. Она больше, чем у новичка. Специалист способен схватывать сразу большее количество информации или отдельных предметов. Кроме того, специалист способен быстро менять объем поля внимания, приспосабливая его к требованиям задачи: он способен быстро переходить от работы широким полем к работе узким полем - и обратно. Оператор, работающий с приборами, на которых изображено состояние некоторого объекта, пользуется внутренними схемами, в которых имеются смысловые дифференциации. Переходя к непосредственному восприятию ситуации или объекта, оператор должен совместить их схемы. Но это два различных мира. Задача совмещения их не всегда решается легко. Часто она требует времени. Здесь, вслед за М.К.Мамардашвили, можно говорить о множестве перцептивных миров в одной точке. Внутрикабинный и внекабинный миры действительно устроены по-разному. Один стихиен, несет угрозу, а другой создан умом человека, для того чтобы сохранить ему жизнь, дать возможность успешно и удобно трудиться. Представление о множестве перцептивных миров может показаться парадоксальным и противоречащим обыденному опыту. Отметим здесь некоторую параллель с понятиями внекабинного и внутрикабинного обзора, известными в проектировании транспортных машин.
Оператор, любой человек, работая в группе, должен уметь посмотреть на мир глазами другого, сохраняя при этом собственное видение, - это позволит ему заметить различие между перцептивными мирами. Это позволит более точно координировать движения. Здесь вновь приходим к идее множества перцептивных миров в точке восприятия. Термин «указательное поле языка» К.Бюлера также подтверждает мысль о множестве перцептивных миров. Чтобы понять речь другого, человек должен «взглянуть на мир его глазами», оставаясь на своем месте.
Понятие «перцептивный мир» позволяет лучше описать решение человеком сложных задач. Теория должна быть построена так, чтобы уловить суть ситуации и выразить ее, когда перед человеком - предметный мир. Целостный, симультанно данный, просторный и живой. Это не просто восприятие, некий процесс, а воспринимаемое субъектом окружающее пространство, откуда, перцептивно меняя его упорядоченность, субъект может извлекать все новую и новую информацию.
Понятие «перцептивный мир» является необходимым дополнением нашей теории человеческих действий. Действие, рассматриваемое в ходе исполнения как живой процесс, свободно, поскольку эта свобода обеспечивается восприятием. Когда рамки действия уже рамок перцептивного мира, у субъекта появляются возможности прослеживания собственного действия, предвидения его пространственного развития именно благодаря широте воспринимаемого поля. Но и тогда действие расширяет рамки восприятия, изменяет его внешние или внутренние границы.
В инженерной психологии большое внимание уделяется перцептивному процессу, поскольку поле восприятия переполнено приборами, от которых оператор получает информацию об управляемом объекте.
8.1. Теоретическое обоснование понятия «перцептивный мир»
Задача, которую мы поставили перед собой, - раскрыть психологическое содержание труда - требует, чтобы было дано не только описание двигательной активности, но и реконструированы субъективные процессы, к которым прежде всего относится восприятие, поскольку оно составляет первую ступень познания. Отражая окружающую ситуацию, восприятие выполняет важнейшую функцию в регулировании практического двигательного действия.
Область психологии восприятия является одной из наиболее разработанных, однако пока нет единого понятийного аппарата, в котором было бы представлено все огромное поле накопленных фактов. Как и в других областях психологии, в психологии восприятия имеется множество подходов, теорий, моделей. Восприятие изучается как акт категоризации, как звено в цепи переработки информации, осуществляющее прием и кодирование, как процесс рецепции в широком смысле слова, как совокупность психофизиологических процессов, обеспечивающих наглядное осознавание предмета, как действие субъекта, преобразующее стимулы в образ, и т.д. Многие исследователи подчеркивают важность восприятия для решения жизненных задач субъекта, однако восприятие часто рассматривается само по себе, отдельно от других психических процессов. Психологический анализ нуждается в таком понятийном аппарате, где восприятие было бы непротиворечивым образом включено в структуру субъективного опыта. Такой понятийный аппарат должен быть достаточно тонко разработанным, чтобы охватить большинство сведений психологии восприятия. Выбрав в качестве методологической базы феноменологический подход, мы попытались пройти по пути, намеченному в цикле работ по исследованию образа мира. Образ, вернувшись «из изгнания», выступил в новом аспекте, его исследования приобрели новую ориентацию. Этому способствовали:
1) успехи в разработке деятельностного подхода: его методологии, теории и экспериментальных исследованиях;
2) исследования восприятия, эмоций, мотивации, мышления, проведенные в рамках деятельностного подхода;
3) разработка методов и теории, которые возникли и проводились в тесной связи с деятельностным подходом и названы «психосемантикой».
Размышления А.Н.Леонтьева над проблемой восприятия в связи с образом мира сместили акценты с собственно деятельности («восприятие и деятельность», «восприятие и действие») на образ. Сам образ мира, по Леонтьеву, устроен подобно сознанию: смыслы, значения, пространство и время (или чувственная ткань). В рамках деятельностного подхода рассмотрение восприятия концентрировалось на роли моторики, а образная сторона оставалась в тени. В рамках концепции образа мира восприятие выступало как перцептивный образ, причем не просто со стороны точности отображения, а с сосредоточением на максимально полной характеристике того, что дано субъекту. Разумеется, анализ перцептивных процессов также не уходил из поля исследования ученых.
Разработка проблемы образа мира, картины мира (Т.Шибутани) дала толчок направлению, в котором делались попытки реконструировать субъективный опыт (Е.Ю.Артемьева): субъективный мир, который имеет свою структуру, сложившуюся в ходе деятельности, и служит для решения текущих задач субъекта. Артемьева экспериментально доказала существование визуальной семантики. Чтобы включить визуальную семантику в образ мира, Артемьева использовала идею Леонтьева о многослойной структуре образа мира. Согласно Артемьевой, самый глубокий слой является моделью отношений к объектам мира: он внемодален и относительно статичен. Его перестройка связана с выполнением действий. Сдвиг смыслов происходит после достижения цели или после ряда неудачных попыток достичь цели. Этот слой является надмодальной системой ожиданий воздействий со стороны объектов мира; системой, способной порождать объект-гипотезы.
Другой слой - промежуточный. Артемьева назвала его слоем картины мира. Это целостная структурированная совокупность разномодальных образов объекта. Функция этого слоя - порождение амодального образа мира, локализованного в самом глубоком слое системы. Отторжение от модальности может происходить посредством механизмов синестезии, а перенос отношения из модальности в модальность или в амодальный образ - по принципу метафоры. Промежуточный слой образа мира - это совокупность систем субъективных значений, в терминах которых дается описание субъективного мира. В процессе восприятия образ меняется. Особенно четко это показано в экспериментах по опознанию предметов на ощупь. Как синтез комплекс-объектов образ промежуточного слоя выступает в качестве актуального снимка в субъективном семантическом пространстве. Субъективный мир строится в процессе деятельности. Однако пока нет ответа на вопрос о том, как идет это построение. Что касается вопроса о влиянии субъективного семантического пространства на ход восприятия, то здесь пока есть лишь данные о корреляциях между отдельными составляющими такого пространства и результатами восприятия. Процесс восприятия индивидуален, структура субъективного семантического пространства несет на себе отпечаток деятельностей данного человека. Согласно Артемьевой, два слоя, глубинный и промежуточный, находятся в отношении своеобразного гомоморфизма. Образ глубинного слоя отражается в картине мира промежуточного слоя частью своих, актуальных сейчас, значений и смыслов, а картина мира - более поверхностный слой -передает ему синтезированные по разномодальным свойствам отношения к объектам. Общим для двух рассматриваемых слоев является то, что в них, согласно Артемьевой, представлены не образы объектов, а образы отношений к объектам. Поэтому-то язык психосемантики адекватен для их описания.
Третий слой - поверхностный - должен быть задан в терминах предметов мира. Это не что иное как психологическое перцептивное пространство-время: совокупность воспринимаемых предметов, движущихся и устойчивых, более или менее незаметно меняющихся и стационарных, среди которых сам наблюдатель, его воспринимаемые части тела и все промежутки между предметами. Именно предметная оформленность, вынесенность вовне, в мир движущихся предметов позволяют говорить о восприятии как о перцептивном пространстве-времени. Попытки описать пространственные и временные стороны восприятия сделаны в ряде работ. Э.Вюрпийо ставит вопрос о том, какой математической моделью может быть описано перцептивное пространство. Евклидова геометрия применима к описанию зрительного и слухового пространства только в небольших пределах, которые ограничиваются областью хорошо знакомых предметов. Опыты, проведенные Гибсоном, показали возможность точных оценок глубины и размеров на обширных открытых пространствах. Для оценок, которые делают пилоты при заходе на посадку (сохранение направления, предсказание изменений направления движения, удаление, высота, сохранение, изменение), большое значение имеет знакомое пространство - наличие знакомых предметов либо структура повторяющихся групп или свойств предметов. Поразительно точные оценки расстояний по звуку у слепых показаны с помощью искуснейших экспериментов. Однако, вместе с тем, имеются данные о многочисленных и разнообразных ошибках ощущений и иллюзиях восприятия. Это свидетельства искажений в равномерной структуре пространства. Некоторые факты поддаются интерпретации. В одних случаях оказывается пригодной проективная модель, которая удовлетворяет требованию пропорциональности, в другом случае - Риманова геометрия, в третьем топологическая. Известно, что топологической модели придерживались гештальтисты. К.Левин различал в пространстве места, зоны, барьеры, границы, пути. Продолжая эту линию, мы рассматриваем пространство как совокупность предметов, упорядоченных относительно друг друга по некоторым правилам (которые могут быть определены количественно), и изменяющих свое положение (движущиеся), либо изменяющиеся сами. Это пространство дано субъекту само собой, в силу телесной организации, врожденной или приобретенной. Если зоны окружающего мира отличаются по жизненной значимости для субъекта, то возникают понятия психологического расстояния и психологической длительности, которые могут сильно отличаться от измеримых величин пространства и времени.
Перцептивное время связывается с изменениями либо в тех зонах, где находятся предметы, либо в самих предметах. Изменения могут быть дискретными и непрерывными, быстрыми или медленными, могут различаться по ритму и темпу. К сожалению, восприятие движения исследуется по отдельным характеристикам, восприятие предметов - отдельно от восприятия целого пространства. Из таких работ не возникает целостного выражения пространства-времени, оформленного как достаточно полный и точный образ реального пространства-времени. Моделирование и изучение таких процессов можно проводить с помощью современных компьютерных систем, например виртуальных очков.
Целостность перцептивного пространства-времени задается смыслом действия. Понятие «смысл», соединенное с предметным описанием, дает новый оттенок в качественной реконструкции пространства-времени. Место цели, исходное место субъекта, барьеры - препятствия на пути к цели, зоны области, различающиеся по ходу продвижения субъекта к цели. Особое значение имеют пункты начала и конца процесса, областей, где имеют место ритмические повторения групп движений. Пространство-время, данное в восприятии, не является сплошным или непрерывным. В нем имеются пустоты и пробелы - области невосприятия, подпороговые и припороговые области, области систематических, хотя и случайных, иллюзий и ошибок. Особый способ описания пространства-времени видимого мира разработал Гибсон в своем экологическом подходе. Он утверждал, что видимый мир, определяемый положением источников и отражающих свет плоскостей, структурирован поверхностями, наклонами, выпуклостями и вогнутостями, началами, концами, повторениями и ритмами, перекрытиями и т.д., - этот видимый мир и есть само по себе восприятие. Наблюдателю необходимо лишь выделить градиенты более высокого порядка в этом уже структурированном потоке энергии, чтобы точно воспринять пространство с его движениями.
В этом понимании, наиболее близком к психологии образа, удачно схвачены три стороны восприятия: пространственная, временная и энергетическая. Гибсон вынес структуру в мир, в окружающую среду, и ввел понятие потока стимуляции. Собственно восприятием для Гибсона является контакт организма с окружающей средой. Гибсон разработал остроумные экспериментальные методики и установки, построил оригинальную концепцию и получил массу интереснейших данных о восприятии в обыденных условиях, за пределами экспериментальной комнаты. Однако его концепция не защищена от критики. Особенно это касается стремления отделить восприятие, видимый (и перцептивный ) мир от всей системы субъективного опыта: ожиданий, потребностей, памяти индивида, намерений, целей действий и пр. Бессмысленного восприятия не существует. Даже в самых тривиальных экспериментах по восприятию пространства испытуемые решают личностно значимые задачи. Убедившись, что ситуация не опасна и в целом, и в отдельных зонах, испытуемые участвуют в выполнении требуемых заданий. Зона, где проводится перцептивная оценка, является наиболее значимой для субъекта - это зона его действия. Попытка дать описание перцептивного пространства-времени исключительно со стороны описания образных явлений может считаться допустимой только на уровне научного анализа, как аналитический прием. В жизни, в условиях реального пространства и времени, перцептивное пространство-время пронизано смыслами. Они связывают места, предметы, события и действия человека.
Если перед человеком, решающим задачу в знакомой ситуации, вдруг появится незнакомый предмет, то человек перестает воспринимать окружающее. Его перцептивное пространство-время как бы «стягивается» вокруг нового предмета и события. Когда опасность проходит, в зоне восстанавливаются прежние дифференциации: эмоциональные (приятный, неприятный, безразличный, страшный, тревожный и др.), смысловые (цель, препятствие, орудие, исходная позиция и др.). Об эмоциональных дифференциациях мы будем говорить в тех случаях, когда субъекту дано эмоциональное различие между предметами и событиями в перцептивном мире или между образами (в представлении, воображении) или воспоминаниями. Оно становится явным для наблюдателя, когда он может выделить свою эмоциональную реакцию на определенный предмет или событие, может охарактеризовать реакцию как отличающуюся от других эмоциональных реакций на предмет или событие. Признаком, критерием является отчетливая данность эмоции или выраженность ее для наблюдателя. Понятием смысловая дифференциация предметов и событий нужно подчеркнуть, что хотя смыслы предметов и событий в поле действия или восприятия различны и это различие дано субъекту перед действием, оно не обязательно выделено эмоциями; о них не всегда удается узнать через прямое обращение к субъекту в ходе действия. Предмет в действии служит средством действия. Эта его роль может соответствовать значению, и тогда смысл укладывается внутри значения (хотя и осознанный, он выйдет уже за пределы смысла своей субъективностью) либо может существенно разойтись с ним. О смысловых дифференциациях предметов говорит Вилюнас, различая предметы, связанные с основными и производными потребностями. О предмете потребности человеку сигнализирует эмоция. Различие эмоций будет сигналом, что предметы выполняют различные функции в действии. Накладываясь на перцептивное пространство-время, эмоциональные дифференциации искажают его (например, значимый человек воспринимается как более высокий, солидный). Однако смысловые дифференциации не обязательно приводят к искажениям размеров и расстояний аналогично функциональным деформациям оперативного образа, они не обязательно приводят к неправильным действиям, а просто подчеркивают наиболее важные зоны, выделяют их смысл.
Таким образом, все свойства перцептивного мира целостность, новизна-знакомость, соответствие ожиданиям-неожиданность и др. - определяются либо целостным смыслом, либо смысловыми дифференциациями. Можно попытаться построить перцептивный мир как чистое пространство-время, однако, лишившись конкретного смысла задачи, потребностей и ожиданий субъекта, его прошлого опыта, индивидуальности и характера, пространство-время распадется на отдельные значения по четырем осям координат, превратится в сумму величин по зонам, предметам и событиям.
Перцептивный образ принято описывать или на языке предметов и событий мира (вне восприятия) или на языке тех процессов, которые относятся к психике, но лежат за пределами восприятия и обязательно связаны с памятью, эмоциями, потребностями, мышлением. Понятие «перцептивный мир» задает третий способ описания: это мир, реконструированный как целостная форма, во множестве деталей и оттенков которого субъекту представлен смысл выполняемого действия.
Методы изучения перцептивного мира включают экспериментальные приемы измерения точности восприятия отдельных признаков пространства и времени. Может быть использовано и суждение испытуемого, и действие, которым воспроизводится пространственная характеристика предмета, и рисунок, и рассказ о событиях в такой-то ситуации. Наряду с перцептивными могут быть использованы эмоциональные оценки (глобальные и дифференцированные). Чтобы сделать метод более точным, необходимо привлечь экспертов для оценок полученных данных. Обработка с помощью количественных методов позволяет унифицировать результаты, объединить их в классы, выявить гнезда, построить по наборам отдельных точек целостные образы пространства. Среди методов моделирования следует использовать модели виртуальных миров. Это позволит многократно воспроизводить структуры субъективного пространства-времени и тем самым способствовать более глубокому пониманию той реальности, которая обозначается понятием «образ мира».
Действие, понимаемое как процесс решения задачи, возможно при целостном восприятии ситуации. Ведь именно в перцептивном мире, данном субъекту как мир движущихся предметов, как пространство-время, субъект намечает и выполняет действие. Понятие «перцептивный мир» задает обстоятельства, условия действия, данные субъекту как пространство-время, которое имеет для субъекта некоторый глобальный смысл и характеризуется эмоциональными и смысловыми дифференциациями между зонами, предметами и событиями. Тем самым понятие восприятия соотносится с образом мира и через него - с деятельностью субъекта. Но кроме этого внутреннего их соотнесения есть еще внешнее, поскольку и внешний мир, и движения субъекта даныемунепосредственно в перцептивном мире.
Немаловажен вопрос о действии, выполняемом почти вслепую, что бывает, когда отражение ситуации оказывается сильно редуцированным. Такие действия возможны, когда человек действует по заученной схеме, продолжая движение даже тогда, когда предметы незнакомы. В таких случаях говорят о двигательном образе, о слуховом, о тактильном перцептивном образе. Он есть, хотя он значительно беднее, чем при отражении знакомой ситуации. При подходе к восприятию как информационному процессу предполагается, что обработке подвергаются сначала отдельные признаки предмета, а затем они объединяются в целое изображение.
Целостный образ, однако, может быть синтезирован из отдельных признаков только тогда, когда качество целого уже известно. Это означает, что целое должно быть выделено либо до обработки отдельных признаков и должно сохраняться до конца, либо должно обрабатываться вместе с отдельными признаками, сохраняя при этом образ целого. Именно на таком представлении о важности целого построено понятие перцептивного мира.
Информационно-процессуальные модели также допускают выделение смысла, понимая под ним надстраивающуюся друг над другом систему единиц разной емкости, обобщенности (буквы, слова, предложения, абзацы). Возможно и моделирование эмоциональных аспектов: приятное - неприятное, полезное -вредное. Понятие перцептивного мира предполагает широкое разнообразие эмоциональных и смысловых дифференциации в воспринимаемом мире. Понятие «перцептивный мир» позволяет несколько иначе взглянуть на проблему хронотопа (пространственно-временной единицы). Для ее обсуждения необходимо рассмотреть три типа движений: воспринимаемые движения в мире, движения субъекта и действительные движения предметов постольку, поскольку они выходят за пределы перцептивного мира. Темп, ритм и характер движений человека, основанныхнавоспринимаемых движениях, должны соответствовать действительным движениям предметов в мире.
У.Найссер разработал понятие, характеризующее восприятие в целом. В его основе лежит структура опыта и памяти - схема. Перцептивный цикл, по Найссеру, состоит их трех периодов, каждый из которых имеет свою образующую и выполняет свою определенную функцию:
- перцептивный поиск, извлечение, прием информации, которая направляется схемой;
-восприятие и модификация схемы объектом;
- новое перцептивное исследование на основе новой схемы.
Вместе с теорией экологической оптики Гибсона понятие перцептивного цикла сыграло важную роль в разработке нашего подхода к операторскому труду. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что понятие «перцептивный мир» мы соотносим прежде всего с практическим действием субъекта.
Понятие «перцептивный цикл» отражает определенные изменения, происходящие в ориентировочной части практического действия: перцептивные исследования ситуации, извлечение информации из окружения. Они способствуют выделению более тонких различий в перцептивном мире и соответственно позволяют более точно совершать двигательные действия.