ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале

ГЛАВА 2. Социальные представления как процесс

социального конструирования......................................................29

2.1. Истоки методологии изучения социальных представлений................. 29

2.2. Между социальным когнитивизмом

и социальным конструкционизмом ....................................................... 38

2.3. Дальнейшие шаги в развитии методологии........................................... 44

ГЛАВА 3. Конструкционистские направления

в борьбе за первенство ....................................................................... 54

3.1. Этогеника и дискурсивная психология:
преемственность методологии................................................................ 54

3.2. Отстаивание приоритетов ипункты подобия........................................ 66

РАЗДЕЛ 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

ГЛАВА 1. Перестройка социальной психологии в условиях

общественных трансформаций..............................................75

1.1.Причины и условия обновления социальной психологии.................... 75

1.2. В поисках ориентиров: социология и культурология........................... 82

1.3. Социальная психология и общественные изменения ........................... 91

ГЛАВА 2. Методология социального представления как основа

изучения общественных и культурных трансформаций.. 101

2.1. Социальное представление как продукт и как процесс...................... 101

2.2. Новые направления в разработке понятия социального
представления для анализа социально-культурных
изменений............................................................................................... 116

2.3. Социальное представление и аттитюд: анализ
взаимодействия двух традиций в обновленной
социальной психологии....................................................... •......... 122

2.4. Социальное представление и идентичность:
возможности и перспективы взаимодействия в развитии
новой парадигмы............................................................................... 127

2.5. Место социального представления в многообразии понятий

и подходов к ситуации общественных изменений................... 131

ГЛАВА3. Коллективнаяпамять какусловие и механизм

конструирования социальных представлений..................... 137

3.1. Истоки изучения коллективной памяти

в различных традициях................................................................... 133

3.2. Коллективная память — феномен и понятие............................. 143

3.3. Коллективная память и коллективное забвение....................... 148

3.4. Идентичность и коллективная память......................................... 153

3.5. Коллективная память в изучении

общественных изменений............................................................... 157

ГЛАВА 4. Кросскультурное исследование социального

представления как способ анализа общественных
изменений...................................................................................... 162

4.1. Социальное представление в кросскультурной
перспективе......................................................................................... 162

4.2. Кросскультурная психология в поисках теории

и методологии.................................................................................... 166

4.3. Кризис традиционной кросскультурной психологии............. 174

4.4. Возможности кросскультурного анализа социального
представления для сравнения стабильных

и реформируемых обществ............................................................. 180

РАЗДЕЛ 3

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ГЛАВА 1. Субъекты и условия конструирования социальных

представлений в период реформ в России........................193

1.1.Общественная ситуация как комплекс внешних условий
изменения обыденного сознания.................................................. 193

1.2. Групповой субъект социальных трансформаций 202

1 1.3. Социально-психологические особенности группового

субъекта как внутренние условия конструирования

обыденного знания........................................................................... 212

1.4. Общая характеристика процесса конструирования

социальных представлений в период реформ в России......... 222

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале

социальных представлений....................................................229

2.1. Демократия в социальном представлении.................................. 230

2.2. Ответственность и патернализм.................................................... 270

2.3. Высшая власть: идеальный лидер................................................ 277

ГЛАВА 3. Антиномия «олигархия — государственное
регулирование экономики» и ее освоение
в социальных представлениях...............................................291

3.1. Собственность и собственники как предмет
коллективного осмысления............................................................. 291

3.2. Социальное неравенство — предмет конструирования
социальных представлений............................................................ 295

3.3. Нравственно-психологическая составляющая как
центральный элемент социальных представлений

об экономических изменениях....................................................... 302

ГЛАВА 4. Антиномия «национальное — всемировое»

в социальных представлениях...............................................308

4.1. Общественный дискурс о проблеме

национальной самобытности......................................................... 308

4.2. Оппозиция «глобализм — антиглобализм» как объект
конструирования социальных представлений.......................... 319

4.3. Нация с героическим прошлым: воспоминания о войне........ 334

ГЛАВА 5. Особенности конструирования социальных

представлений в трансформирующихся организациях ... 358

5.1. Основные подходы к исследованию социальных
представлений в организационном контексте........................... 358

5.2. Опыт исследования социальных представлений

об организационной трансформации.......................................... 362

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................373

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................382

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru Конструирование социальных представлений в условиях трансформации

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru время и тем самым ее содержание вносит определенный вклад не только в социальную, но и в историческую психологию.

Эмпирическим основанием работы Т.П. Емельяновой послу­жили результаты многочисленных конкретных исследований, проведенных ею или под ее руководством на протяжении по­следних пятнадцати лет. Эти исследования сами по себе пред­ставляют большую ценность. Они явились плодом долговремен­ного сотрудничества лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и кафедры социальной психологии Твер­ского государственного университета. Результаты исследований Т.П. Емельяновой обсуждались на международном семинаре по проблемам социальных представлений, организованном А.В. Брушлинским в ИП РАН (1995 г.) с участием С. Москови-чи, У. Дуаза, Р. Фарра, И. Марковой и др., на всероссийской кон­ференции «Современные проблемы психологии управления», организованной ИП РАН совместно с факультетом психологии ТвГУ (2002 г.), на заседаниях лаборатории социальной и эконо­мической психологии ИП РАН, а также на международных кон­ференциях в Великобритании, Франции, Канаде и Словакии.

Выводы, сформулированные автором по итогам многолетней работы, позволили не просто доказать целесообразность исполь­зования понятия социального представления при изучении транс­формирующегося общества, но и внести существенный вклад в развитии самой теории социальных представлений. Если в за­падной традиции изучения социальных представлений в условиях стабильных обществ акцент делается на исследование репрезен­таций в относительно однородных по социально-психологиче­ским признакам больших социальных группах, то Т.П. Емельянова показывает, что в условиях резких социальных трансформаций проявляется эффект диверсификации социальных представле­ний в больших группах. С опорой на субъектный подход, разра­ботанный в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой и др., Т.П. Емельяновой было эмпирически и теоретически доказано, что существуют определенные социально-психологические факторы или, в тер­минологии автора, внутренние условия жизнедеятельности кол­лективного субъекта, которые значимо связаны с характеристи­ками их социальных представлений.

Явным «приращением» в рамках теории социальных пред­ставлений является и то, что автор находит специфические черты

Предисловие

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru в структуре социальных представлений россиян о политике и эко­номике, конструируемых в современных российских условиях, по сравнению с соответствующими представлениями жителей Западной и Центральной Европы. В частности, обнаружен надеж­ный факт акцентирования морально-нравственных составля­ющих социальной жизни в социальных представлениях россиян в отличие от тенденции рационализации общественных явлений, выявленной западноевропейскими исследователями. Кроме того, автором доказывается существование выраженной дезинтегра­ции социальных групп российского общества на уровне констру­ирования социальных представлений, проявляющейся в дивер­сификации трактовки таких основополагающих нравственных категорий как, например, справедливость и т.д. В результате проведенных исследований теория социальных представлений обогащается как концептуально, так и методологически, благо­даря чему ее объяснительные возможности расширяются.

Теоретические и эмпирические результаты, полученные Т.П. Емельяновой, позволяют говорить об успешной разработке ею нового научного направления в социальной психологии, основными чертами которого являются теоретический вклад в понимание и развитие парадигмальных характеристик самой теории социальных представлений как конструкционистской, доказательство принципиального значения внутренних условий жизнедеятельности больших групп в спецификации конструи­рования ими социальных представлений, а также осуществление комплексного анализа и выявление закономерностей процесса конструирования социальных представлений в трансформиру­ющемся российском обществе.

Содержание данной книги отражает авторский поиск объяс­нительных механизмов закономерного изменения социаль­но-психологических явлений на уровне больших групп и обще­ства в целом, и поиск этот выполнен Т.П. Емельяновой профес­сионально и добросовестно.

' ' ; ■' Член-корреспондент РАО,

■ ' доктор психологических наук,

профессор
" ' А.Л. Журавлев


ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru

Предисловие автора

           
    ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru
    ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru
 
 
  ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

ГЛАВА 2. Антиномия «демократия — авторитаризм» в зеркале - student2.ru С конца 80-х годов XX века перестройка всей политико-эконо­мической системы нашей страны породила у различных групп населения острую потребность в осознании произошедших трансформаций и, порой, драматичных изменений в их жиз­ни. Конструируя свое представление о социальных изменениях, люди создают собственное видение существующих проблем, которое подчиняется определенным социально-психологиче­ским закономерностям. Анализ этих закономерностей, с одной стороны, позволяет воссоздать картину событий политической и экономической жизни, сконструированную различными со­циальными группами, а с другой стороны — приблизиться к по­ниманию тех социально-психологических механизмов, которые действуют в социальном познании людей в период трансфор­мационных изменений в общественном укладе. Работа была за­думана как комплексное теоретико-эмпирическое исследование конструирования социальных представлений об экономике, политике и национальных отношениях различными группами современного российского общества.

Монография содержит три раздела. Первый раздел посвящен теоретическому анализу парадигмы нового поколения в соци­альной психологии, а именно, конструкционизму, а также тем направлениям, которые возникли в его русле. Во втором разделе рассматривается теория социальных представлений, ее истоки, зарождение и современное состояние, особое внимание уделя­ется тем методологическим возможностям, которые предостав­ляет эта теория для анализа трансформирующихся обществ. Третий раздел содержит анализ современной общественно-по­литической ситуации в России, выделяются важнейшие про­блемные моменты, обсуждаются итоги эмпирических работ, посвященных конструированию социальных представлений.

Автор опирается на результаты исследований, проведенных ею или под ее руководством в лаборатории социальной психо­логии Высшей школы социальных наук (l'EHESS, Франция), в Ста-жерском международном центре (CIES, Франция), в Центре психологических исследований университета Западной Бретани (CRPSY, Франция), на базе университета Эрлангера (ФРГ), а также на кафедре социальной психологии Тверского государственного университета.

Автор пользуется случаем выразить свою глубокую призна­тельность Г.М. Андреевой, А.В. Брушлинскому, А.Л. Журавлеву, С. Московичи, А.В. Юревичу, сотрудникам лаборатории социаль­ной и экономической психологии ИП РАН за ценные консуль­тации в процессе подготовки этой книги, а также преподавателям, аспирантам и студентам кафедры социальной психологии Твер­ского государственного университета за помощь в организации эмпирических исследований.

Т. П. Емельянова



■ •"" Раздел 1

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ:

Наши рекомендации